Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»
Доклад по теме
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»
Образование-это то, что остается, когда все выученное забыто. Я вспоминаю это древнее изречение всякий раз, когда задумываюсь о смысле и назначении нашего педагогического труда…. Чему учить и как учить - это главные вопросы для педагога. Они становятся особенно актуальными именно в наше время – время глобальной «переоценки ценностей»….
Каких только «педагогик» не появилось за последние годы! Но ведь педагогика – едина. Раньше её трактовали, как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о воспитании в широком смысле, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление. Лично мне нравится такое определение, которое прозвучало в последние годы: « Педагогика – это наука об искусстве воспитания». Если педагогическая общественность подхватила педагогику сотрудничества и подняла её как флаг перестройки школы, значит, без неё нельзя обойтись. Главный смысл деятельности учителя в педагогике сотрудничества состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения. А чтобы научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно и ярко говорить, доказывать свою точку зрения, у ребёнка должны быть развиты: мышление, внимание, память, речь, воображение. Обучение в начальной школе ориентировано не только на «знаниевый», но в первую очередь на деятельностный подход к образованию, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, потребности, возможности и интересы учащихся.
Внедрение в образовательный и воспитательный процессы современных образовательных технологий, как совокупности традиционных и инновационных методов и приёмов, позволяет создать ситуацию успеха, повысить мотивацию школьников к учению и эффективность образовательной деятельности. Ученик на таких уроках – соавтор, сотрудник, соучастник, включенный в процесс определения целей урока, выделения его проблемных полей, решения этих проблем, оценки эффективности урока, самооценки.
Развитие у младших школьников учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Сам факт использования ребенком учебных действий в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность.
Наиболее эффективными технологиями по формированию ключевых компетенций, а в частности коммуникативных являются экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии: игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги), сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, логические упражнения, шарады, задания занимательного характера. Такая работа содействует личному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, способствуют повышению эффективности образовательной деятельности.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология- самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. Цель игры - обеспечить переход к учебным задачам. Если ребенку интересен урок, то и усвоение материала более продуктивное.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами - словом, учить их учиться». Детям нравятся нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности.
Повышению эффективности образовательной деятельности способствует личностно - ориентированное обучение, которое обеспечивает самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. В данной технологии много положительных моментов: исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей, у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным, осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании, в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться, главный ориентир - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Уже в начальной школе, большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, целесообразно использовать проблемное обучение на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся.
В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Групповые и парные формы работы на уроках создают максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формируют научное мировоззрение, гуманистические отношения, всемерно раскрывают творческие возможности личности, обеспечивают разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей, способствуют выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.
Передо учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием ИКТ позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи. «Тебе скажут – ты забудешь. Тебе покажут – ты запомнишь. Ты сделаешь – ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе.
Применение средств ИКТ в системе начального образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет интенсифицировать процесс обучения, повысить качество знаний. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным.
Во многих школах сегодня появились интерактивные доски - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Интерактивная доска упрощает объяснение схем теоретического материала помогает разобраться в сложной проблеме, так как позволяет учащимся взаимодействовать с новым материалом: на ней можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске. На интерактивной доске можно легко передвигать, удалять и вставлять надписи, добавлять комментарии к текстам, иллюстрациям, выделять ключевые области и добавлять цвета. Таким образом, использование интерактивных технологий на уроках делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков и способствует повышению эффективности образовательной деятельности.
Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.
Организация учебного процесса в современной школы требует от учителя ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся, на развитие у них навыков самостоятельно получать информацию и работать с ней. Решить эти задачи поможет использование проектных технологий. Главные принципы в реализации данного метода это самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в обществе, с умением учиться всю жизнь. Использование проектной деятельности особенно эффективно, если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Главное в применении этого метода, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В центре внимания этой системы оказывается уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманитарное знание не может быть механически усвоено, оно выстраивается посредством взаимосвязей, постоянной работы ДУШИ и МЫСЛИ. Учитель – не только преподаватель, но и создатель культуры. Это наука и искусство, а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом, прочувствованном проникновении в смысл текста - научного, публицистического и, конечно же, художественного. Идя традиционным путем, невозможно реализовать эти задачи. Вот почему я заинтересовалась новыми технологиями в образовании.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648 (01.09.2010г.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.,1998. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок// РЯ (пс).-2005.- № 17-24.
Ефимов, В. Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. - № 2
Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
Рево, в.Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В.Рево//Народное образование. -2008.№.-С.193-195
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
Ягодко, Л.И.Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И.Ягодко//Начальная школа плюс до и после-2010.-№1.-С.36-38
4