Обобщение опыта на районном методическом объединении учителя изобразительного искусства Селивановой Надежды Николаевны.
Урок ИЗО в школе .1 урок в неделю- 45 минут! Много это или мало? Что можно успеть сделать за эти 45 минут? Что я успеваю сделать за это время?
Урок изобразительного искусства специфичен и требует нетрадиционного и индивидуального подхода.
«Пережить, осознать, суметь»- этими этапами я пользуюсь для процесса творения прекрасного.
А как пробудить чувство интереса к предмету ИЗО, способствовать формированию целостной картины мира, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания ? В этом помогают уроки коллективного творчества, на которых вся деятельность учащихся рассматривается как метод художественного воспитания.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – это разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
В результате коллективной изобразительной деятельности создаются новые возможности для развития личности ребёнка, реализуются пути сотрудничества и сотворчества учащихся в коллективе.
Основная цель моего опыта работы – это проведение коллективных работ на уроках изобразительного искусства и реализация таких форм коллективной деятельности, как совместно-индивидуальная и совместно-взаимодействующая с целью приобщения учащихся к изобразительному искусству.
За основу своей работы в этом направлении я взяла систематизацию коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савинковым А.И. ,где предложены 3 основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.
Наиболее легкая, на мой взгляд, форма совместной деятельности - совместно-индивидуальная. Методика данной формы такова : разбить большое изображение на схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить в единое и доработать.
Например, в 4 классе по теме « Деревня - деревянный мир», выполняется коллективная работа «Родные просторы». Дети изображают дома индивидуально, а затем собирают из этих элементов целую улицу.
Или в3 классе по теме « Материнство» , выполняются индивидуальные портреты своих мам , а затем составляется большое панно из этих портретов и украшается при помощи цветной бумаги.
В прошлом году я и мои ученики принимали участие в районном конкурсе методических разработок по духовно-нравственному воспитанию, где и был представлен урок « Материнство» и рисунки ребят.
Именно через такие уроки я привожу детей в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей, учу быть милосердными, любить и уважать своих близких.
Следующую форму еще называют формой сотрудничества или сотворчества. Это совместно-взаимодействующая форма.
Например, на уроке в 3 классе по теме « Художник и цирк» ребятам предлагается выполнить работу в парах. Каждая пара готовит эскиз своего циркового представления, между учащимися в паре распределяются обязанности, каждый выполняет элемент композиции, согласовывая свои действия с товарищем. В процессе все элементы монтируются на основу.
Или в 8 классе по теме « памятники архитектуры. Создание эскиза и макета памятника воинам твоего поселка.» Эту работу мы выполняем и в парах , и небольшими группами ( 3-4 человека). Каждая группа готовит эскиз своего памятника, а затем выполняется макет .
Самой сложной, по моему мнению, является совместно-последовательная форма, ее еще называют «конвейер».
Например,3 класс, урок по теме «Домики, которые строит природа», тема коллективной композиции « Цветочный город». Вспоминаем описание цветочного города из сказки Н.Носова « Незнайка в цветочном городе» и придумываем город для коротышек.
1 группа – рисует фон.
2 группа – придумывает украшения ( дорожки, цветы и т.д.).
3 группа – домики для коротышек.
Это лишь малая доля того, к чему мы прикасаемся на уроках изобразительного искусства.
Итак, 1 урок в неделю- 45 минут! Много это или мало?
Согласитесь, пока идет урок, мы пережили многое, прочувствовали эмоционально.
Настал черед Осознания – т.е. делать со знанием
Я стараюсь детей не загонять в определенные рамки. Очень часто дети задают вопрос на уроке: «А можно я сделаю это или то?" Я отвечаю можно все! Любого цвета, любой формы, в любом направлении. Пробуйте, придумывайте, творите сами! Стараюсь меньше подсказывать сюжет, ведь это уже будет моя фантазия. Но учу доводить начатое дело до конца, даже если надоело и передумал , всё равно до конца.
Нам лишь осталось Суметь- оказаться умелым.
за 1 урок, за 45 минут в неделю!
Итог нашей совместной работы- участие в самых разных конкурсах. Это и 18-я и 19- я областная выставка декоративно-прикладного творчества « Диво Дивное», где Селиванова Наталья была награждена грамотой в номинации « Выразительность образа»,и активное участие в областном конкурсе « Нарко-стоп» , где грамотами награждены Каток Полина, Колчанова Анна, Калинина Софья, Кибальникова Татьяна,а Областной конкурс « Виват, Победа!» принес победу Калининой Софье.
В областной эколого-просветительской акции « Птица счастья» принимали участие дети со 2 по 8 класс , в том числе и я. Мы были награждены дипломами в номинации «
Самая оригинальная кормушка». Почетную грамоту в областном конкурсе « В судьбе моей семьи- судьба России» в номинации рисунок получила Кибальникова Татьяна.
В районном конкурсе « Божий мир» 1-е и 2-е место заняли Калинина Софья и Колчанова Анна. « Великий подвиг солдата» ( районный конкурс) 1-е место заняла Калинина Софья. В районном конкурсе « Вода – это жизнь» 1-е и 2-е место заняли Кобец Кристина и Кибальникова Татьяна.
Я не могу однозначно ответить на вопрос
1урок в неделю – 45 минут это много или мало? Но я знаю твердо, что коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда позволяют школьникам общаться, обсуждать интересные решения, учиться конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.
При организации коллективных работ учителя ориентируются в основном не только на общение учеников, сколько на конечный результат, который получается эмоциональным и красочным, но не всегда благодаря успешному взаимодействию учащихся.
А ведь именно на этих уроках оказывается востребованным сенсорный опыт детей. Здесь они реально действуют: рисуют, лепят, конструируют, - и здесь их легче научить взаимодействовать: выполнять вместе задания, оценивать и быть внимательными к работам друг друга в группе, коллективе.
Таким образом, регулярно используя на уроках коллективную форму работы, учитель получает:
Красочный результат, то есть саму художественную работу;
Положительный эмоциональный настрой учащихся и желание работать в коллективе;
Полноценное взаимодействие, что, пожалуй, является самым главным.
Коллективная деятельность позволяет избегать шаблонности в проведении уроков, позволят менять обстановку в классе, даёт большие варианты посадки учащихся для работы.
Коллективная деятельность для младших школьников всегда имеет эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность в общении при выполнении работы.
3