Духовно – нравственное воспитание
через урок и формирование УУД.
Мастер – класс
по литературному чтению.
Духовно – нравственное воспитание через урок и формирование УУД.
Мастер – класс по литературному чтению.
Тип урока: Урок построения системы знаний.
Тема: Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата».
Цели: 1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу.
2. Формирование УУД:
- познавательных;
- регулятивных;
- коммуникативных;
- личностных.
3. Воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.
Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности. - Предлагаю пожелать друг другу удачи на уроке. - Почему так говорят: «С малой удачи начинается большой успех!». - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, память, полученные знания и т.д.). - Работать сегодня мы будем в группах. Вспомните правила работы в группах. II. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения. - Прочитаем высказывания: (Слайд № 2) - Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. - Мудрость приходит с годами. - Основа всякой мудрости есть терпение. - Выделите ключевое слово. (мудрость). - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о мудрости). - Что такое мудрость? - Точное определение этого слова можно найти в толковом словаре русского языка. Зачитаем,,, (Слайд № 3) -. Кого можно назвать мудрым? - В произведениях, какого жанра содержится мудрость? (в пословицах, поговорках, сказках). - Я предлагаю остановиться на самом любимом детьми жанре сказке: (Слайд № 4) Сказка – мудростью богата. Сказке, скажем «Приходи!» Это присказка ребята Ну, а сказка впереди! III. Постановка цели, задач, формулировании темы урока. - Какой раздел мы изучили? (Сказка мудростью богата) - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте сформулировать цель урока. (Повторить и обобщить пройденный материал. Учиться работать в группах). - Правильно ли я вас поняла, что цель… - Определим план работы: 1. Вспомним изученные произведения. 2. Обобщеним знания. 3. Сделаем выводы. | Формирование УУД. На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД. Формирование УУД. Учащиеся извлекают информацию, ориентируются в системе знаний. Формируются познавательные УУД. Формирование УУД. Добывают новые знания (информацию из различных источников) в данном случае толковый словарь русского языка. Формируются познавательные УУД Формирование УУД. Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД. |
Оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Стандартная ситуация. (работа по группам). 1. Найдите ошибки в названии сказок? (Слайд № 6,7) Мудрый дедушка. Справедливый мальчик. Когда появились разные народы. Красивая девушка. (Слайд № 8) I группа. Определите, в какой сказке говорится об уважительном отношении к старости. Докажите своё мнение. II группа. Какую из этих сказок взрослые могут рассказать ребятам, чтобы воспитывать честность. Докажите своё мнение. III группа. В какой сказке объясняется выражение «говорить на разных языках». Общий вопрос: Какие нравственные качества воспитываются благодаря этим качествам? Мудрость, честность, терпение. (Слайд № 9) 2. Соотнесите пословицы и произведения. (Слайд № 10) I группа. Ум хорошо, а два лучше того. Других не суди, на себя погляди. II группа. Красив то, кто красиво поступает. Добрый человек, добру и учит. III группа. Дружба как стекло: разобьешь, не сложишь. В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять. - Какие пословицы вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни? - А почему появились пословицы? - А для чего нам их запоминать? 3. Нестандартная ситуация. (Слайд № 11) - Придумайте и запишите вопрос по содержанию прочитанных сказок, но он должен начинаться с вопросительно слова. I группа. Кто? Например: II группа. Как? «Почему старики III группа. Почему? бывают полезны?» Подведение итогов и формулирования выводов. - Вспомните тему урока. (Сказка мудростью богата). - Какова была цель урока? - Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна. (Слайд №12) (Синквейн – это один из приёмов активатизации познавательной активности учащихся на уроке. Это необычное стихотворение ,состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам). Вывод: Мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству, её не купишь за деньги. | Формирование УУД. Оценивают ситуации и поступки (нравственная позиция), личностные УУД, договариваются с людьми, согласуют с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща (работа в группах). Доносят свою точку зрения до других (в данном случае: докажите). Формируются коммуникативные УУД Формирование УУД. Ставят вопросы к тексту и ищут ответы. Формируются коммуникативные УУД. Формирование УУД. Соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. |
- Почему не передаётся по наследству? - Почему нельзя купить за деньги? - А легко ли быть мудрым? VI. Самооценка. (Слайд № 13) - Сегодня на уроке хорошо работали… - Оцените себя и оцените ответ… - Сегодня на уроке я: мне: научился… было интересно… понял… было трудно... - Своей работой я доволен, так как… не доволен, потому что… Определения и разъяснения домашнего задания. Составить кроссворд по прочитанным сказкам. Рассказать сказку от лица героя. | Формирование УУД. Объясняют смысл своих оценок (самооценка), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают её. Формируются личностные УУД. |
|
|
|
|
|
|