Урок 19. Обобщающее повторение
по теме «Основные алгоритмические конструкции»
Дидактическая цель урока: предполагается, что в ходе урока учащиеся:
— повторят и систематизируют теоретические знания по теме «Основные алгоритмические конструкции»;
— выполнят предложенные задания на решение задач для исполнителя Робот и решение вычислительных задач.
Задачи личностного развития:
— создать условия для развития логического и алгоритмического мышления учащихся при выполнении заданий по составлению программ;
— содействовать развитию умений анализировать, сравнивать и делать выводы;
— создать условия для развития умений работать индивидуально при выполнении заданий урока, осуществлять самоконтроль.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Объявить учащимся, что на данном уроке им предстоит повторить и обобщить знания по теме «Основные алгоритмические конструкции».
2. Проверка домашнего задания
Тестовое задание
1. Укажите, какая из арифметических операций используется для вычисления остатка от деления:
а) /; б) div; в) - ; г) mod.
2. Запишите арифметические операции, которые можно выполнять над переменными целого типа.
3. Найдите результат вычисления значения арифметического выражения.
Арифметическое выражение | Результат | ||
1 | 123 div 30 | A | 3 |
2 | 31 div5 | Б | 7 |
3 | 31 mod 7 | В | 4 |
4 | 98761 mod 10 | Г | 5 |
5 | 77 div 11 | Д | 6 |
6 | 77 mod 9 | Е | 1 |
Задача 3_3 стр 107
program zadacha3_3;
var m, k, g: integer;
begin
writeln ('Введите массу в граммах'); readln (m);
k:=m div 1000;
g:=m mod 1000;
writeln (k,’ кг ’ ,m,’ г ’);
end.
3. Целемотивационный этап
1. Совместно с учащимися сформулировать цель урока: успешно выполнить задания урока и подготовиться к контрольной работе.
2. Предложить учащимся карточку с таблицей критериев оценки работы на уроке, напомнив об одном бонусном балле, получить который можно по усмотрению учителя и учащихся, в том числе и за безошибочное выполнение домашнего задания
ФИ класс________________________________
| ||
Задание | Максимальный балл | Ваш балл |
«Домино» | 1 |
|
«Составь понятие» | 2 |
|
«Создай изображение» | 2 |
|
«Закрась клетки» | 2 |
|
«Значение выражения» | 2 |
|
Итого |
|
4. Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий
Организовать работу учащихся одним из следующих способов по усмотрению учителя: в парах, самостоятельно или совместно с учителем. В зависимости от подготовки класса можно совмещать несколько видов деятельности.
Предложить выполнить следующие задания.
Задание «Домино» (выполняется в парах)
Команда цикла с параметром | Подключение исполнителя Робот |
|
uses Robot | Вызов готового задания с обстановкой | |
Task('a3') | Закрашивание текущей ячейки | |
Paint | Перемещение Робота на 1 клетку вниз | |
Down | Условие истинное, если снизу от Робота свободно | |
FreeFromDown | Условие истинное, если сверху от Робота стена | |
WallFromUp | Условие истинное, если клетка, в которой находится Робот, закрашена | |
CelllsPainted | if условие then команда 1 else команда 2; | |
Команда ветвления | while условие do тело цикла; | |
Команда цикла с предусловием | for i:= N1 to N2 do тело цикла |
2. Задание «Составь понятие».
Используя предложенный набор слов, необходимо составить определения понятий. Набор слов учащимся предложить на карточках:
а) алгоритмическая конструкция «цикл с предусловием».
Слова на карточках, котором, способ, цикла, при, истинности, количество, команд, выполнений, тела, цикла, организации, от, условия, или, ложности, цикла, зависит;
б) алгоритмическая конструкция «цикл с параметром».
Слова на карточках, количество, организации, цикла, и, способ, при, повторов, котором, от, зависит, цикла, конечного, параметра, значений, начального.
3. Задание «Создай изображение» (выполняется на компьютере).
Создать поле размером 7x7 клеток. Начальное положение Робота — центр поля. Нужно составить программу создания следующего изображения.
Критерии оценивания
Задание 1. Каждый из учащихся, работавших в паре, получает один балл, если пара справляется с заданием самостоятельно. В случае затруднений вычитается по 0,1 балла за каждое обращение за помощью.
Задание 2. За каждое правильно составленное определение учащиеся получают по 1 баллу (2 балла за задание).
Задание 3. В случае соответствия изображения образцу выставляется 2 балла за задание. За каждую неверно закрашенную клетку, неправильный размер поля снимается по 0,1 балла.
5. Физкультминутка
Метод «Поменяемся местами». Меняются местами те учащиеся, которые положительно отвечают на утверждения:
— у вас обувь черного цвета;
— задание «Домино» выполнено без ошибок;
— можете перечислить команды для исполнителя Робот;
— можете назвать условия для исполнителя Робот;
— можете по условию задачи выделить исходные данные и результаты;
— знаете, как задать имя переменной;
— можете перечислить арифметические операции, которые можно выполнять над переменными целого типа.
6. Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий
1. Задание «Закрась клетки»
Робот находится на поле, размер которого заранее не известен. Начальное положение Робота — центр поля. Составить программу, в которой Робот переместится в нижний правый угол, а потом закрасит клетки вдоль правой стены.
2. Задание «Значение выражения»
Упражнение 1 (3) (с. 101, учебное пособие).
Критерии оценивания
Задание 1. Создание изображения без использования команды повторения оценивается 1 баллом; создание изображения в соответствии с описанием, с применением в программе оператора цикла с предусловием — 2 баллами.
Задание 2. Создание программы без ошибок — 2 балла; в случае наличия одной ошибки в записи арифметического выражения — 1 балл; при наличии большего количество ошибок — 0 баллов за задание.
7. Информация о домашнем задании
Повторить материал § 8—16. Для успешного повторения предложить учащимся таблицу.
8. Подведение итогов
При подведении итогов предложить учащимся подсчитать общее количество баллов за выполненные задания. Привлечь к обсуждению результатов работы, определить с учащимися того, кому следует добавить бонусный балл за работу на уроке. Оценить работу учащихся согласно набранным баллам.
9. Рефлексия
Предложить учащимся сформулировать:
— две похвалы своей работе на уроке;
— два пожелания на будущее: при выполнении контрольной работы на следующем уроке и при изучении языка программирования в дальнейшем.
Задание «Домино»
| Команда цикла с параметром | А | Подключение исполнителя Робот |
|
| uses Robot | Б | Вызов готового задания с обстановкой |
|
| Task('a3') | В | Закрашивание текущей ячейки |
|
| Paint | Г | Перемещение Робота на 1 клетку вниз |
|
| Down | Д | Условие истинное, если снизу от Робота свободно |
|
| FreeFromDown | Е | Условие истинное, если сверху от Робота стена |
|
| WallFromUp | Ж | Условие истинное, если клетка, в которой находится Робот, закрашена |
|
| CelllsPainted | З | if условие then команда 1 else команда 2; |
|
| Команда ветвления | И | while условие do тело цикла; |
|
| Команда цикла с предусловием | К | for i:= N1 to N2 do тело цикла |
|
Задание «Составь понятие»
Используя предложенный набор слов, необходимо составить определения понятий.
а) алгоритмическая конструкция «цикл с предусловием».
Слова: котором, способ, цикла, при, истинности, количество, команд, выполнений, тела, цикла, организации, от, условия, или, ложности, цикла, зависит;
б) алгоритмическая конструкция «цикл с параметром».
Слова: количество, организации, цикла, и, способ, при, повторов, котором, от, зависит, цикла, конечного, параметра, значений, начального.
Задание «Создай изображение»
Создать поле размером 7x7 клеток. Начальное положение Робота — центр поля. Нужно составить программу создания следующего изображения.
Задание «Закрась клетки»
Робот находится на поле, размер которого заранее не известен. Начальное положение Робота — центр поля. Составить программу, в которой Робот переместится в нижний правый угол, а потом закрасит клетки вдоль правой стены.
Задание «Значение выражения»
Упражнение 1 (3) (с. 101, учебное пособие).