«О значении творческого наследия
всемирно известного учителя В.А.Сухомлинского»
— Творческое наследие Василия Сухомлинского — многогранное и чрезвычайно щедрое. Он — автор более 40 книг, свыше 600 статей, 1200 сказок и рассказов для детей. Его труды переиздавались огромными тиражами, а его главная книга «Сердце отдаю детям» издана на 30 языках мира.
Особая заслуга Василия Сухомлинского состоит в том, что он одним из первых отечественных педагогов удачно объединил идею всестороннего развития личности с идеей гармоничного развития общества. Он постоянно акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс призван сохранить функциональное единство, которым природа наделила каждого из нас, — единство души, духа и тела.
Работы Василия Сухомлинского дают особый материал в аспекте гармонизации семейного воспитания учеников. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять основную дилемму, решаемую учителем-патриотом в семьях павлышских крестьян: или преодоление анархии в семейно-школьном воспитании молодежи, или постепенный распад существующих социальных отношений, как минимум, на уровне поселка. Но это же угроза для государства!
— Многолетний опыт ученого-теоретика и учителя-практика дал возможность Василию Александровичу выстроить концепцию-предостережение, этой личностной и общественной драмы...
— Да, поставив проблему, актуальную во все времена, Василий Александрович доказывает, что гармоничное развитие возможно лишь там, где два воспитателя — школа и семья — действуют единодушно, разделяют одни и те же убеждения, исходя из одних и тех же принципов. При этом не допускается различие ни в цели, ни в сути, ни в способах воспитания.
С учителями Павлышской школы Василий Александрович построил систему работы с родителями, помогавшую им овладеть основами родительской педагогики, искусства воспитания. Вспомните, едва ли не впервые в государстве там действовала школа для родителей, где проводились лекции и беседы с педагогами и психологами, направленные на практику воспитания.
Сухомлинский подчеркивал, что родители должны быть требовательны к самим себе, поскольку там, где нет мудрости, где родители сами не воспитаны, их любовь может искалечить детский характер. Меня поражает глубокое предвидение Василия Александровича о губительных последствиях деформированной родительской любви. Помните, любовь-умиление без серьезного предвидения перспективы, или любовь-деспотизм с вечными наставлениями и завышенной требовательностью, или же любовь-откуп, когда материальное обеспечение ребенка снимает другие проблемы с родителей.
А настоящая родительская любовь, по мнению Василия Александровича, состоит в том, чтобы научить ребенка видеть, ощущать, понимать и переживать то, что он живет среди людей и ответственен перед ними за свои поступки. И знаете, что важно: в спектре моральных ценностей семейного воспитания для нашего земляка центральным действующим лицом была мать. Культ матери в духовной жизни школьников предусматривал воспитание у детей уважения, любви, почтительного и заботливого отношения к ней, благоговение перед ней. Но при этом культ матери обеспечивался воспитанием у детей уважения к отцу как главе и кормильцу семьи.
— В последние годы в моральном воспитании молодежи происходят определенные негативные процессы, деформации. В частности, неоправданно интенсивно пропагандируется преимущество материального над духовным, приводящее к ослаблению в обществе нравственно-ценностных ориентиров.
— Василий Александрович считал, что такие моральные отклонения, как детский эгоизм, недисциплинированность, жестокость, хамство, неблагодарность, равнодушие, лицемерие порождаются недостатками семейного воспитания. Тем не менее и вина школы в этом очевидна. Кроме неразумной родительской любви, о которой уже говорилось, негавтиное влияние оказывают и разводы, пьянство, физическое издевательство над ребенком, недоброе отношение к сводным детям, неискренность и лицемерие, когда ребенок лишен душевного комфорта.
И здесь становится очевидным глубокий гуманизм Василия Сухомлинского, писавшего: «Моя забота об успехах в учебе начинается с заботы о том, что ест и как спит ребенок, каково его самочувствие, как он играется, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книгу читает и какие сказки слушает, что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства, какие чувства пробуждает в его душе музыка природы, какая у ребенка любимая сказка, насколько чутко воспринимает он радости и невзгоды людей, что он сделал для других и какие чувства пережил в связи с этим».
Какая глубокая мудрость доброго и зрелого человека! Поэтому так беспокоило Василия Александровича педагогическое бескультурье учителей в воспитании чувств. Так беспокоила его педагогическая схоластика.
Педагог считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.
— Искренняя, заботливая материнская любовь светит нам всю жизнь и определяет наши отношения с миром. А для ученого собственный опыт, как видим, переходит в категорию всеобщего, близкого к сердцу и осмысленного.
— Едва ли можно говорить о Василии Сухомлинском как о философе, но философские грани процесса обучения и воспитания в педагогическом наследии учителя сегодня становятся объектом целых научных исследований. Ученые сходятся во мнении, что идеи Григория Сковороды стали основой педагогического учения Василия Александровича. Возьмем для примера мысль Григория Саввича, что человек — не телесный вид, но «сердце как неисчерпаемое сокровище мышления таинств». На философских произведениях Сковороды, насыщенных диалогичностью, проникновенным отображением борьбы добра и зла, радости и грусти, красоты и уродливости формировались философские взгляды павлышского мыслителя.
Философия сердца определила характер взглядов В.А. Сухомлинского на ребенка. «Сердце отдаю детям» — так назвал он свою главную книгу жизни. А говорится в ней о том, что ребенок всегда был, есть и остается ребенком. Детство во все времена было, есть и остается детством. На тридцать языков мира переведена эта работа. В ней найдем серьезный вывод: «Чтобы стать настоящим педагогом, воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце, пройти школу сердечности, то есть познать сердцем все, чем живет, о чем думает воспитанник».
Педагог считал, что проявлением прекрасного в человеке было и остается добро. Ибо красота и добро присущи каждому человеку от природы. Они самые доступные, как вода и воздух. Для мыслящего учителя ученик — микрокосмос. Познавая ученика, учитель познает себя, раскрывает сущность человека. Не страх и чувство вини, а любовь и утверждение собственных сил должны лежать в основе педагогического процесса, считал Василий Сухомлинский, ссылаясь на мнение Григория Сковороды: «Сложив крылья, не полетит даже сам орел». Если учитель относится к ученику с пониманием и любовью, то ученик стремится заслужить любовь и уважение. Такой подход к ученику способствовал утверждению веры ребенка в собственные силы. По этому поводу Василий Александрович писал, что дети — наимудрейшие философы и наичувствительнейшие психологи.
— Хотелось бы коснуться еще одной проблемы из педагогической концепции Василия Александровича Сухомлинского — формирования национально сознательной личности.
— Бесспорно, Василий Александрович, как никто другой в отечественной педагогике, мужественно ставил и решал проблему формирования у молодежи национального мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в души детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом, ибо нельзя представить народ без имени, без памяти, без истории.
В духе украинских культурно-исторических традиций учитель констатировал, что мудрость является самой важной приметой человека. В его трудах часто находим высказывания «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир в духе украинской этнософии через категории свободолюбия, рыцарства, моральной доблести, дисциплины души и воли.
В педагогическом наследии Сухомлинского высокий статус занимает сила духа — большая национальная и общечеловеческая ценность, которая в последние столетия у многих украинцев была ослаблена. Воспитывая у детей это благородное качество, он подчеркивал, что сила духа как моральная доблесть начинается с веры в моральные святыни родного народа.
А каким чудом в творческом процессе педагога-мыслителя стала сказка! Сказка как источник высокой нравственности, как сгусток опыта, как философия бытия и предвидения. Василий Сухомлинский рассматривал этот жанр как идеальный способ формирования молодой души, как кратчайший путь между ребенком и его народом. Ибо ребенок познает в ней мир не только умом, но и сердцем. Всем естеством откликается на услышанное и прочитанное, проявляет свое видение добра и зла. Красивое, справедливое ребенок вбирает мгновенно.
Но самое важное в процессе общения со сказкой Василий Сухомлинский усматривал в самом акте создания сказки детьми. Все, что поражало, удивляло, приводило в негодование и радовало ребенка, переливалось в слово, в язык, активизируя детскую мысль, воспитывая любознательность, побуждая к добрым делам. И это тоже была сфера положительного примера, о котором неутомимо заботился учитель из Павлыша.
Постоянное пребывание детей в мире красоты и добра, трансформированном ими в сказку, облагораживало сферу обучения, воспитание мышления. И здесь в контексте нашего разговора не оставим без внимания тревогу Василия Александровича об угрожающих рецидивах схоластики: «...Мы, учителя, не учим ребенка мыслить. Мы с первых же шагов его школьной жизни закрываем перед его глазами дверь в привлекательный мир окружающей природы, и он уже не вслушается в журчание ручейка, в звон весенних капель, в песню жаворонка. Он заучивает лишь сухие, бесцветные фразы обо всех этих удивительных вещах».
Достижение единства чувств и мышления — это постоянная забота Сухомлинского. Бесспорно, ни один из педагогов современности не уделял столько внимания формированию самой тонкой сферы личности, то есть чувств: «Воспитание большого, доброго сердца, — писал он, — это, образно говоря, забота о той ветви, на которой зеленеют пышные ростки человечности, гуманности».
У Василия Александровича было четкое убеждение, что без эмоциональной воспитанности бесплодными будут все слова о формировании и утверждении высоких чувств гражданина, об эстетике жизни, об этических основах общения. Говорил об этом четко и убедительно: «Эмоциональная культура — это, образно говоря, правильно настроенная скрипка. Только тогда, когда скрипка настроена, на ней можно играть. Только тогда, когда человек постиг азбуку эмоциональной культуры, его можно воспитывать».
Убеждение педагога, что школа должна стать не только местом передачи опыта поколений, но и «мастерской гуманности», подтверждалось уверенностью, что без воспитания широкого и полного диапазона чувств не может быть полноценного человека. В книге «Рождение гражданина» читаем: «Забота о гармоничном развитии морали, ума, чувств, о воспитании благородного сердца, чистоте всех духовных порывов и стремлений является сущностью воспитания нового человека».
— Василий Сухомлинский всю жизнь провел в окружении живого мира природы. Он понимал и ощущал, что процесс урбанизации таит в себе угрозу отчуждения личности от окружающей среды. Согласитесь, Игорь Федорович, по-видимому, именно поэтому в его концепции воспитание молодого человека, идея всестороннего и гармоничного развития юной личности стала в ряд наиглавнейших.
— Да, для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания.
А восприятие и осмысление прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему высокому и благородному.
Природу великий гуманист рассматривал как важный способ эмоционального, эстетического, морального аспектов воспитательного процесса. И при этом настаивал на полноценном включении природы и в учебную, и в воспитательную работу. Но вспомним его предостережение: природа не должна оставаться простым фоном умственных интересов. Именно поэтому он усматривал необходимость талантливо и умело, глубоко и продуманно включать силу красоты окружающего мира в процесс воспитания ума и чувств.
Его убеждение, что умение читать и понимать язык природы воспитывается так же, как и умение читать, и сегодня апеллирует к нам в процессе воспитания ребенка в прекрасном мире гармонии.
И еще одно: Василий Александрович считал, что эстетическое воспитание не означает изменения рационального типа мышления, выработанного школьными дисциплинами естественного цикла. Скорее оно предусматривает появление в сознании детей еще и другого способа познания мира. Это путь живого наблюдения и эмоционального видения природы. Следовательно, педагог предусматривал контакт с окружающей средой, наблюдение, слушание, переживание и осмысление увиденного и услышанного как ступени к внутреннему эстетическому совершенству.
Публичное признание, вынесенное в название книги «Сердце отдаю детям», подтверждено трудами и ежедневными действиями великого учителя.
Он писал: «Что было самым главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: любовь к детям». Этот тезис должен стать программным для наших учителей и для наших строителей государства.