«Зимний фестиваль знаний 2025»

"О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" ИЗО 5 класс

Развернутый план конспект открытого урока в 5 классе по ИЗО на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы".

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Конспект урока ИЗО в 5 классе

Тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Цель урока

Образовательная: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем

Задачи

Образовательные:

  • Знакомство с формами, цветовой символикой и негеральдическими фигурами гербов

Развивающие:

  • Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

  • Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Воспитательная:

  • Воспитание чувства патриотизма

Формируемые УУД

Личностные:

  • Формирование основ художественной культуры.

Метапредметные:

  • Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

  • Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

  • Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудования:

Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012

  • Презентация.

  • Компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу

  1. Актуализация знаний

Учитель

На экране вы видите государственные символы РФ.

Но здесь нет одного очень важного. Какого?

Слайд 1

Дети отвечают: ГЕРБА

Слайд 2

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение, а затем рассмотрите герб Российской Федерации.

А _____________попрошу прочитать вслух.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

(В. Степанов)

Как вы думаете, что символизирует герб нашей страны?

Ребята, более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока, а поможет нам тема нашего урока. Как вы думаете, какова она?(Формулировка урока тема урока учащимися)

« О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Слайд 3

3.Постановка цели урока

Учитель

Ребята у вас на столе лежит таблица №1, Слайд 4 (Знаю, Хочу узнать, Узнал) пожалуйста возьмите ее и посмотрите, какие графы ее можете заполнить. (Дети отвечают, что 1 и 2 графы). В течение двух минут заполните первые две графы, по теме нашего урока а я вам немного помогу. Посмотрите на доску, здесь вы увидите слова посказки.

Учитель

Сегодня я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке, в Германии.

Слайд 5 (Историческая справка)

Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.

Слайд 6

4. Работа со словарем.

Учитель

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово герб? У вас на столах лежит словарь полезных терминов, найдите и прочитайте значение необходимых нам слов ГЕРБ, Геральдика, Герольды.

Слайд7,8

Дети:Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. 

Геральдика – искусство составления гербов.

Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы


Открываем учебники стр 134



Учитель Слайд 9,10

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.

Слайд 11

5. Изложение нового материала.

Учитель

Основные части герба. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы.

В геральдике встречаются гербы самых разных форм. Итальянский, Исландский, Немецкий, Варяжский, Французский. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг.

Слайд 12,13,14

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.

Дети зачитывают

Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими.

Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета?

Слайд 15

Дети

Символика цвета в геральдике

В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:

  1. Червленый (темно-красный)- символ любви и смелости;

  2. Черный - мудрость и печаль;

  3. Зеленый- символ изобилия и надежды;

  4. Голубой - символ красоты и величия;

  5. Пурпурный (оттенок красного)- могущество;

  6. Белый (серебро)- символ чистоты;

  7. Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости.

Учитель

Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.

Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

Слайд 16

Кроме того в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими.

Познакомьтесь с ними


Лев - мужество и благородство;

  • Дуб, медведь - крепость, сила;

  • Факел, раскрытая книга - знание;

  • Пчела - трудолюбие;

  • Лавр - слава;

  • Крылатый змей - зло;

  • Змея - ум, изворотливость;

  • Дракон - могущество;

  • Собака – преданность;

  • Солнце – свет, богатство, изобилие;

  • Феникс – бессмертие;

  • Овца – кротость;

  • Рука- храбрость.

  • Учитель

Многие гербы украшает лента с девизом.

Как вы думаете, для чего писались девизы?

Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.

Слайд 17

Ответы детей

Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено:

  • «Храбрость и справедливость»,

  • «Со щитом или на щите»,

  • «Доброе имя - выше всего»;

  • «Любовь и долг»;

  • «Без страха и упрёка».

6. Работа с учебником. Слайд 18,19

На стр.137 рассмотрите рисунок старинного герба и ответьте, из каких элементов он состоит.

Щит –– самая важная часть герба,

  1. Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах)

  2. Корона или шлем - венчает герб

  3. Намет - справа и слева от короны располагаются завитки

  4. Девиз - в нижней части герба

Иногда герб дополняет изображение мантии

Слайд 20

А теперь вернемся к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания по геральдической и негеральдической символике объясните значение нашего герба?

Учитель объясняет значение герба РФ.

Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.

Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты ОтечестваСлайд 27Дети отвечают

Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами.

  1. Практическая работа в группах

Учитель

На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб. Герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей

Стр 138

б) Эмблема

А сейчас поговорим о эмблемах.

Эмблема – это условное символическое изображение, каких либо понятий, идей.

Рассмотрите несколько эмблем и скажите, чем они отличаются от гербов?

Слайд 21,22,23

Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

Сейчас мы будем выполнять творческое задание

Физкультминутка.

7.Подведение итогов. .Выставка и защита работ

8.Домашнее задание: доделать работу.

9. Рефлексия. Заполнить третий столбик таблицы



Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. 

Геральдика – искусство составления гербов.

Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее