Конспект урока ИЗО в 5 классе
Тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Цель урока
Образовательная: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем
Задачи
Образовательные:
Знакомство с формами, цветовой символикой и негеральдическими фигурами гербов
Развивающие:
Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Воспитательная:
Воспитание чувства патриотизма
Формируемые УУД
Личностные:
Формирование основ художественной культуры.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные:
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудования:
Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012
Презентация.
Компьютер.
Ход урока.
Организационный момент
Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу
Актуализация знаний
Учитель
На экране вы видите государственные символы РФ.
Но здесь нет одного очень важного. Какого?
Слайд 1
Дети отвечают: ГЕРБА
Слайд 2
Прочитайте, пожалуйста, стихотворение, а затем рассмотрите герб Российской Федерации.
А _____________попрошу прочитать вслух.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный.
(В. Степанов)
Как вы думаете, что символизирует герб нашей страны?
Ребята, более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока, а поможет нам тема нашего урока. Как вы думаете, какова она?(Формулировка урока тема урока учащимися)
« О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Слайд 3
3.Постановка цели урока
Учитель
Ребята у вас на столе лежит таблица №1, Слайд 4 (Знаю, Хочу узнать, Узнал) пожалуйста возьмите ее и посмотрите, какие графы ее можете заполнить. (Дети отвечают, что 1 и 2 графы). В течение двух минут заполните первые две графы, по теме нашего урока а я вам немного помогу. Посмотрите на доску, здесь вы увидите слова посказки.
Учитель
Сегодня я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке, в Германии.
Слайд 5 (Историческая справка)
Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.
Слайд 6
4. Работа со словарем.
Учитель
Ребята, а вы знаете, что обозначает слово герб? У вас на столах лежит словарь полезных терминов, найдите и прочитайте значение необходимых нам слов ГЕРБ, Геральдика, Герольды.
Слайд7,8
Дети:Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».
Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.
Геральдика – искусство составления гербов.
Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы
Открываем учебники стр 134
Учитель Слайд 9,10
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.
Слайд 11
5. Изложение нового материала.
Учитель
Основные части герба. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы.
В геральдике встречаются гербы самых разных форм. Итальянский, Исландский, Немецкий, Варяжский, Французский. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг.
Слайд 12,13,14
В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.
Дети зачитывают
Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими.
Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета?
Слайд 15
Дети
Символика цвета в геральдике
В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:
Червленый (темно-красный)- символ любви и смелости;
Черный - мудрость и печаль;
Зеленый- символ изобилия и надежды;
Голубой - символ красоты и величия;
Пурпурный (оттенок красного)- могущество;
Белый (серебро)- символ чистоты;
Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости.
Учитель
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.
Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
Слайд 16
Кроме того в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими.
Познакомьтесь с ними
Лев - мужество и благородство;
Дуб, медведь - крепость, сила;
Факел, раскрытая книга - знание;
Пчела - трудолюбие;
Лавр - слава;
Крылатый змей - зло;
Змея - ум, изворотливость;
Дракон - могущество;
Собака – преданность;
Солнце – свет, богатство, изобилие;
Феникс – бессмертие;
Овца – кротость;
Рука- храбрость.
Учитель
Многие гербы украшает лента с девизом.
Как вы думаете, для чего писались девизы?
Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.
Слайд 17
Ответы детей
Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено:
«Храбрость и справедливость»,
«Со щитом или на щите»,
«Доброе имя - выше всего»;
«Любовь и долг»;
«Без страха и упрёка».
6. Работа с учебником. Слайд 18,19
На стр.137 рассмотрите рисунок старинного герба и ответьте, из каких элементов он состоит.
Щит –– самая важная часть герба,
Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах)
Корона или шлем - венчает герб
Намет - справа и слева от короны располагаются завитки
Девиз - в нижней части герба
Иногда герб дополняет изображение мантии
Слайд 20
А теперь вернемся к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания по геральдической и негеральдической символике объясните значение нашего герба?
Учитель объясняет значение герба РФ.
Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.
Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты ОтечестваСлайд 27Дети отвечают
Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами.
Практическая работа в группах
Учитель
На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб. Герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей
Стр 138
б) Эмблема
А сейчас поговорим о эмблемах.
Эмблема – это условное символическое изображение, каких либо понятий, идей.
Рассмотрите несколько эмблем и скажите, чем они отличаются от гербов?
Слайд 21,22,23
Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.
Сейчас мы будем выполнять творческое задание
Физкультминутка.
7.Подведение итогов. .Выставка и защита работ
8.Домашнее задание: доделать работу.
9. Рефлексия. Заполнить третий столбик таблицы
Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».
Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.
Геральдика – искусство составления гербов.
Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы