Научно-методическая статья:
«Нравственное воспитание первоклассников во время экскурсий».
Работа учителя начальных классов
Маршаловой Ольги Андреевны
Знакомство учащихся начальных классов с окружающим миром надо начинать с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе, на улицах – магазины, заводы, почта, библиотека, аптека. Здесь работают родители детей. Что они делают? Для чего? Как? На экскурсиях дети находят ответы на эти вопросы. Так они знакомятся с трудом строителя, продавца, фармацевта, врача, учителя.
Огромно влияние природы на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребенка. Первые восприятия природы ребенком остры, они открывают ему красоту окружающего мира.
Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Они знакомят детей со школой, с окружающей природой и с трудом людей. Предлагаю провести в 1 классе следующие экскурсии.
Экскурсия по школе. В первые недели сентября учитель проводит с детьми экскурсию по школе. Эти экскурсии целесообразно проводить не в один день, а в течение нескольких, постепенно и по необходимости расширяя круг знакомства детей со школой. 1 сентября дети знакомятся со своим классом, столовой или буфетом, актовым залом, в последующие дни – со спортивным залом, кабинетом врача, учительской, кабинетом директора школы.
Во время экскурсии по школе учитель рассказывает своим воспитанникам об элементарных правилах культурного поведения: он говорит, как надо обращаться к взрослым, как здороваться при встрече с ними и прощаться. Кратко и доступной форме учитель рассказывает о той заботе, которую проявляют все взрослые работники школы о своих воспитанниках. Вот почему в ответ дети должны стараться быть хорошими их помощниками в поддержании чистоты и порядка в классной комнате и коридорах: не сорить, не пачкать парту, в столовой после еды не оставлять на столе грязную посуду.
Учитель рассказывает первоклассникам об обязанностях дежурных по классу и столовой.
Экскурсии на пришкольный участок. Здесь можно применить игровую форму знакомства детей с разными породами деревьев, которые растут на участке и около школы. Для этого, собрав листья и плоды разных деревьев и кустарников, надо разложить их в беспорядке, а затем предложить ребятам разобрать их по породам и правильно назвать их. Во время экскурсии первоклассники собирают листья плодовых деревьев и кустарников для гербария.
На учебно-опытном участке необходимо показать детям грядки с овощами и злаковыми культурами, которые посадили весной, рассказать, как ухаживали за ними в течение лета, какие были трудности. Здесь же выделяются грядки для первоклассников. Целесообразно закончить экскурсию выполнением первоклассниками первого трудового задания. Задания могут быть такими: посадить дерево или кустарник, собрать ягоды и семена для птиц на зиму или выполнить другие нужные дела на пришкольном участке.
Экскурсии в лес, парк. Экскурсии – цель которых наблюдения за сезонными изменениями в природе в течение года, лучше проводить на одном и том же участке леса или парка. В хорошо знакомом месте дети смогут скорее заметить и острее почувствовать произошедшие изменения в природе.
Во время экскурсий в природу используются все возможности для развития у детей наблюдательности, формирования чувства заботы о пернатых друзьях, растениях.
В лесу или парке учитель предлагает детям хорошо рассмотреть ветки и листья разных деревьев: березы. Клена, липы, дуба, осины, рябины, заметить различия в их окраске.
Можно задать вопрос: листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Значит, эти деревья раньше других почувствовали приближение осени. Внимание детей обращается и на то, что осенью всюду около деревьев много опавших листьев. Учитель помогает ребятам найти правильный ответ на вопрос, почему деревья осенью сбрасывают листву.
Дети вспоминают, что летом они видели разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков. Где они сейчас? Учитель показывает детям, что жучки спрятались под корой деревьев, в опавших листьях. Они уснули на всю осень и зиму. А весной под теплыми солнечными лучами вновь проснется природа, деревья наденут свой зеленый наряд, оживут насекомые. Так постепенно учитель формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природе.
На первой экскурсии дети видят птиц. Учитель рассказывает, что на зиму остались только зимующие птицы и им трудно пережить суровую и холодную зиму. Человек всегда помогает им. Птицы не только доставляют удовольствие человеку своим пением. Они замечательные помощники человека. Ласточки, дятлы, скворцы, синицы, мухоловки, трясогузки и многие другие истребляют огромное количество насекомых, которые наносят вред растениям наших лесов, полей, огородов. Помогать птицам должны и дети, поэтому летом и осенью нужно заготавливать для них корм на зиму, собирать семена подорожника, подсолнечника и др. В лесу первоклассники собирают шишки, сучья и веточки причудливой формы, листья для осеннего букета, гербария. Учитель обращает внимание детей на то, что осень – время сбора урожая. Люди собирают плоды своего труда.
Экскурсии в природу продолжаются в зимнее и весеннее время года. Во время экскурсии зимой дети обходят знакомые места леса, в которых были осенью. Они наблюдают изменения, произошедшие в лесу. Вместе с учителем находят ответы, почему идет снег, почему ель и сосна зеленые. Хорошо показать детям, как зимует трава, осторожно раскопав снег в том месте, где она росла летом. Под снегом дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые травинки. Так они поймут, что растения живут зимой. Во время экскурсии ребята вспоминают, какие птицы остались зимовать, как и чем их нужно подкармливать.
На экскурсии ранней весной дети выясняют, почему у стволов деревьев снег быстрее тает. Дети наблюдают за работой ручейка, находят ответ на вопрос, почему ручей в одних местах течет быстро, а иногда его течение становится едва заметным
В лесу по указанию учителя срезают несколько веток разных деревьев и, принося их после экскурсии в класс, ставят в воду. Они наблюдают за ростом почек, появлением листочков. Дети наблюдают за началом весенних работ в садах, парках, и скверах. Садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья росли лучше. После этого крона деревьев будет гуще и красивее.
В мае дети наблюдают за признаками поздней весны. Нужно обратить внимание на появление травы, на ее ярко-зеленый цвет. Деревья в лесу выглядят по-весеннему нарядными. Можно послушать звуки весеннего леса, пение птиц. Голос кукушки дети легко отличают, по стуку по стволу дерева узнают дятла.
Вовремя экскурсии учитель может пересказать детям один-два рассказа В. Бианки о лесных зверях, птицах («Теремок», «Лесные домишки», «Мастер без топора» и др.)
Экскурсия в библиотеку. Дети знакомятся с библиотекарем школы, запоминают его имя и отчество. Библиотекарь рассказывает детям о тех книжках, которые он рекомендует прочитать после того как они освоят азбуку, показывает, где хранятся книги для первоклассников, объясняет правила пользования книгами (не перегибать книгу, не загибать углы страниц, а пользоваться закладкой; брать книгу только чистыми руками; своевременно сдавать прочитанную книгу в библиотеку; думать о содержании прочитанного и быть готовым ответить на вопросы библиотекаря). Объясняет значение слов: формуляр, стеллаж, витрина. Затем с помощью учителя библиотекарь записывает детей и выдает детям первые книжки из библиотеки. Дети договариваются об организации классной библиотеки. Выбирают ответственного.
Позже дети посещают детскую районную библиотеку. В начале беседы учитель напоминает детям, что они уже читатели школьной библиотеки. А теперь они пришли в большую библиотеку. Это целый книжный город. В этом «городе» есть свои «улицы», по обеим сторонам которых стоят «книжные дома» - стеллажи. На одном стеллаже лежат книги, в которых можно прочитать любимые сказки, на другом – книги о растениях, на третьем – о путешествиях, на четвертом – о жизни писателей, ученых и т.д.
После беседы дети наблюдают за работой библиотекаря.
Экскурсия «Наша улица». В начале экскурсии учитель выясняет, знают ли дети название улицы, где находится школа. В самой краткой форме разъясняет историю названия. Во время экскурсии дети выясняют, что находится на их улице (почта, аптека, сквер, детский сад, магазин и т. Д.) Учитель обращает внимание на благоустройство улицы (освещение, асфальтирование, озеленение), на те изменения, которые произошли за последнее время.
Дети наблюдают за движением транспорта по улице, за светофорами, узнают марки проходящих машин. Вспоминают правила уличного движения. Учитель напоминает детям, что, проходя по улице, нужно держаться правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу, не толкать друг друга. На остановке транспорта дети наблюдают, как пассажиры входят в трамвай или автобус. Учитель напоминает детям, что они обязательно должны уступать место старшим, пожилым людям и родителям.
Экскурсия дает прекрасную возможность лично увидеть, как благоустраивается город, как растут дома, разбиваются новые парки и скверы. Каждому жителю, и детям в том числе, нужно бережно относиться к созданному и оказывать посильную помощь в дальнейшем благоустройстве города, села, поселка.