Нестандартная форма организации самостоятельной работы на уроках математики.
Учитель начальных классов: Сухина В.Н.
Cовременная начальная школа должна способствовать гармоничному развитию личности учащихся, основу которого составляет умение самостоятельно учиться – познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими. Школьники должны овладеть универсальными учебными действиями, которые, согласно государственным образовательным стандартам второго поколения, определяются как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Иными словами, современное начальное образование должно быть направлено на развитие самостоятельности ребёнка в учебной деятельности, его способности к самообучению.
Исходя из сказанного выше, можно заключить, что современная начальная школа неразрывно связана с понятием «самостоятельность». Как следствие, возникает вопрос: каковы пути эффективного формирования учебной самостоятельности учащихся начальной школы?
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, но сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно решать эти задачи помогает деятельностный метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно_познавательной деятельности.
Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с самого раннего возраста. По их мнению, фраза «Я сам» означает становление личности. Самостоятельность можно определять как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом занимает начальная школа.
В процессе самостоятельной работы встречаются различные виды деятельности учащихся:
Самостоятельная деятельность по образцу, предложенному учителем;
Применение знаний в аналогичных условиях;
Самостоятельная работа повышенной трудности;
Творческая деятельность.
Организуя самостоятельную работу, учитель обычно предлагает всему классу общее задание или дает задание по вариантам. Задания в каждом из вариантов чаще всего аналогичные по содержанию и требуют от учащихся однородных способов выполнения работы. Например:
1 вариант 2 вариант
11-х=3 8+х=12
Х+5=12 13-х=6
Время выполнения такой работы каждым учеником естественно различно. Поэтому учащимся, которые быстро справились с заданием, учитель предлагает индивидуальную работу.
В одном случае это будет просто увеличение объема подобных уравнений, в другом случае это задание повышенной трудности.
Делаем вывод: самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика, темп его работы, способность к предмету.
Решая проблему дифференциации, учитель готовит заранее карточки для сильных учащихся или дает слабым учащимся облегченное задание или карточки с наводящими вопросами, а всему классу общее задание. А можно ли сделать так, чтобы предложенная самостоятельная работа могла бы стать индивидуальной для каждого ученика? Можно ли самостоятельную работу использовать не только с целью проверки усвоения знаний, умений и навыков, но и рассматривать как средство развития творческой активности учащихся, инициативы. Развития их познавательной самостоятельности?
Одним из средств выполнения этой задачи является использование самостоятельной работы одинаковой по содержанию, но разной по способу выполнения. Это дает возможность каждому проявить свою индивидуальность и возможности.
Например: с теми же уравнениями 11-х=3 8+х=12 наше задание будет выглядеть так: «Составьте различные уравнения с числами 11,3, х,8, 12. Часть учеников могут записать 2, 3 уравнения, а другие запишут большее количество.
3+х=11 8+х=12 х+3=12 х+8=11
11-х=3 8-х=3 х-8=3 12-х=8 и т.д.
Деятельность учащихся носит творческий, поисковый характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий. Учащиеся должны понимать, что случай 8-х=12 или 8+х=3 не имеют решения и уметь объяснять почему. В самом содержании задания заложен индивидуальный подход к учащимся. Учителю не нужны карточки для индивидуальной работы. Используя те же числа, составьте уравнения, в которых неизвестное равно нулю. 8+х=8 8-х=8 и т.д.
Изучая состав числа, можно так же предложить так называемые «комбинаторные задачи». «Белочка заготовила на зиму 12 грибов и разложила их в 3 дупла. Сколько грибов можно отыскать в каждом дупле?»
12
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
9
8
7
6
5
1+2+9=12
1+3+8=12
1+4+7=12 и т.д.
Особенность такого задания опять в том, что содержание одинаково для всех, но способ выполнения индивидуален. Учащиеся выполняют задание в силу своих индивидуальных особенностей. При изучении нумерации чисел и последовательности в натуральном ряду для самостоятельной работы можно использовать такие виды работ:
Вставьте в окошечко пропущенное число, чтобы неравенство было верным. Найдите все варианты.
272
6
33
Поставьте вместо окошка цифры так, чтобы получились верные неравенства.
Используя числа 10, 8, 2, 4, 6 составьте всевозможные верные равенства. Предлагая такие задания, учитель обеспечивает индивидуальный подход к его выполнению каждого ученика, так как одна группа учеников за отведенное время сможет записать 7-8 примеров. Другая 4-5, а третья только 2-3. В процессе проверки можно контролировать друг друга, узнавать новые способы выполнения задания. При закреплении навыков ± в пределах 20 можно предложить такие задания:
Запишите число 15 в виде суммы однозначных чисел 15=+
Из получившихся равенств составьте примеры на вычитание.
15=6+9 15=9+6 15-6=9 15-9=6
15=7+8 15=8+7 15-8=7 15-7=8 и т.д.
При закреплении навыков умножения и деления возможно предлагать такие задания:
Запишите примеры на умножение, произведение которых равно 24
Запишите всевозможные примеры на деление, в которых частное равно 4.
При умножении двух чисел получилось 32. Чему могут быть равны множители?
Вставьте в окошки такие числа. Чтобы получились верные равенства: ∙=18 ∙=24
При изучении геометрического материала можно предложить такие задания:
Начертите отрезки, длина которых больше 3см и меньше 9см
Запишите чему могут быть равны длины сторон треугольника. Если его периметр равен 20см? 24см? 36см?
Запишите, чему могут быть равны стороны прямоугольника, если его площадь равна 48см2?, 32 см2?, 64 см2?
Считаем, что такие комбинаторные задания носят развивающий характер, являются индивидуальными на уроке для каждого ученика и не требуют особой подготовки для учителя.
Для умственного развития большое значение имеет преобразование задач. Эффективный и нетрадиционный путь к решению задач предлагает учебник математики Л.Г.Петерсон. Когда ученики свободно овладевают понятиями «часть» и «целое», научились их находить и изображать с помощью схем, условных знаков, можно для самостоятельной работы предложить решить задачу и составить к ней две обратные. Например: «Карлсон съел за обедом 6 плюшек, а Малыш 2 плюшки. Сколько плюшек съели наши герои?».
?п. 8п. 8п.
М К М К М К
2п. 6п ?п 6п. 2п. ?п.
Часть учеников составит одну задачу, а кто-то две. Сама программа данного автора предлагает множество задач, где нужно поставить вопрос, а может и не один. А несколько вопросов к задаче. Опять же работа общая для всего класса и в то же время индивидуальная для каждого ребенка. Например: «Настя и Валя сажали цветы. Настя посадила 6 роз и 5 тюльпанов. Валя посадила 12 цветов, из них 3 розы, остальные тюльпаны. Используя схему, поставьте вопросы к задаче и ответьте на них».
?ц.
Настя
Р Т
6ц. 5ц.
Сколько цветов посадила Настя?
На сколько роз Настя посадила больше?
Сколько тюльпанов посадила Валя?
На сколько роз больше посадила Валя чем тюльпанов?
Сколько всего роз посадили девочки?
Сколько тюльпанов посадили девочки?
Каких цветов больше и на сколько больше посадили девочки?
Валя 3ц. ?ц.
Р Т
12ц.
В учебниках Л.Г.Петерсон заложены задачи, которые предусматривают продуктивные действия. Т.е. необходимо придумать свою задачу к решению, поставить как можно больше вопросов к краткой записи. Данные задания можно использовать для самостоятельных работ , которые будут одновременно общими для всего класса и индивидуальными для каждого ученика. Например: «Ластик стоит 2 рубля, а линейка 7 рублей. Купили х ластиков и улинеек. Что обозначают данные выражения:
х+у 2∙х 2∙х+7∙у
х-у 7∙у 2∙х-7∙у
Перед нами стоит задача обеспечить максимальное развитие у учащихся самостоятельности и творческой инициативы. Думаем, что в учебниках Л.Г.Петерсон присутствуют задания именно такого направления. Например: «Несмеяна наплакала 20 ковшей слез. В понедельник 6 ковшей слез, во вторник на 4 ковша больше. Сколько ковшей слез Несмеяна пролила в среду?» Предлагаю составить ребятам всевозможные уравнения к данной задаче.
20к.
П В С
6к. ?(6+4)к. ?к.
6+(6+4)+х=20 20-6-х=6+4
20-(6+4)-х=6 20-х=6+(6+4)
20-6=6+4+х 20-(6+4)=6+х и т.д.
Работая таким образом, мы приучили детей навыкам контроля и самоконтроля, умению самостоятельно добывать знания, умению самостоятельно планировать, ставить перед собой учебную задачу и решать ее. Дифференцируя задания для самостоятельной работы, удалось повысить качество знаний. Каждый ребенок выполнял работу в силу своего индивидуального развития. Удалось научить ребят делать выбор, самостоятельно принимать решения, поселить в учащихся уверенность в своих силах, а так же способность добывать знания самостоятельно, работая со справочной литературой.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Итак, на наш взгляд, сегодня учитель может и должен сделать следующий шаг в освоении ФГОС: перейти от знакомства с документами и материалами стандарта к осознаннойоценке каждого учебного задания – к оценке его направленности на освоение младшими школьниками того или иного универсального учебного действия, обеспечивающего метапредметные результаты обучения. При этом указывается на то, что итоговая оценкавключает в себя две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, которые требуются для обучения на следующей ступени общего образования. Это положение стандарта предъявляет весьма высокие требования к профессиональным контрольно_оценочным умениям педагогов начальной школы. Каждый из них должен не только уметь по_новому оценивать предметные результаты, включающие в себя кроме знаний ещё и способы действия с этими знаниями.
Системе контроля и оценки должна быть присуща максимальная открытость – младшие школьники, педагоги, родители должны иметь полную информацию об уровне образовательных достижений по завершении обучения в каждом классе и в начальной школе в целом, о возможных способах контроля и оценки образовательных достижений. Это будет содействовать повышению качества начального образования и снятию стресса, который часто сопровождает контроль и оценку образовательных достижений учащихся.
Литература:
Е.А.Тупичкина, И.В.Крючкова «Виды самостоятельной работы на уроках математики»; - Журнал «Начальная школа»№5 1996г
В.В.Зайцев «Использование ситуации свободного выбора»; - Журнал «Начальная школа»№5 1990г
М.Пирогова Становление личности»; Газета «Начальная школа»№27 1997г
Л.Г.Петерсон «Математика 1 класс» 2010г
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. –М. : Просвещение, 2010.
М. И.Кузнецова «Особенности контроля и оценивания образовательных достижений младших школьников» - журнал «Начальная школа До и После» №5 2012г
Е.В.Сергеева «Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников в контрольно оценочной деятельности» - журнал «Начальная школа До и После» №2 2011г