ХХХ Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: гуманитарные науки
Название работы: «Рукоделие как одна из семейных традиций в казачьей семье »
Автор работы: Малыхин Анастасия Сергеевна |
89188843985,[email protected] Место выполнения работы: гп.Светлый,МОУ СОШ № 13, 8 «А» класс. Научный руководитель: Курилова Елена Ивановна Учитель технологии и искусства, педагог дополнительного образования МОУ СОШ №3
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………...………………………….…………………..…………2
История возникновения некоторых видов рукоделия…………………3-4
Исследование традиции рукоделия, практическое применение техник рукоделия ……………………………………………….5 -8
Заключение……..………………….………….…………………….……………9
Список литературы...………………………………………..….............………10
Приложение №1 - анкетирование ……………………………………….……11
Приложение №2 - орнамент и символы вышивки…………………………… 12
Приложение №3 – мережка и прошва………………………………..……… 13
Приложение №4 – работы бабушки и прабабушки по маминой линии……..14
Приложение №5 – работы бабушки и прабабушки по папиной линии……15
Приложение №6 – фотографии работ мамы автора…………………………16
Приложение №7 – фотографии работ старшей сестры автора…………….17
Приложение №8 – фотографии работ автора…………………………………..18
Приложение № 9 - опыт распознавания состава страз и проверка качества бисера……………………………………………………………………………..19
Приложение №10 – фотографии последних работ ………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
XXI век…! Век. Мы уже не представляем свою жизнь без техники. Мы всё дальше и дальше отдаляемся друг от друга не только в школе, на работе, но и в семье. Мы часами проводим время перед телевизором и компьютером и тем самым лишаем себя общения с близкими людьми.
А ведь самое ценное, что может быть у человека – это его семья. Каждая семья уникальна и особенна; имеет свои традиции и ценности. Мы часто слышим слова «семейные традиции», «семейные ценности». Что же это такое? Традиция - это исторически сложившаяся и передаваемая из поколения в поколение обычаи, правила поведения. Она демонстрирует индивидуальность, передаёт некий дух семьи. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала. Праздничная одежда, скатерти, края покрывала, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Только нечасто в наше время встретишь семьи, где и бабушки, и мамы, и дети занимаются рукоделием.
Автору повезло, потому что в её казачьей семье передаётся рукоделие. Вместе с сестрой они умеют вышивать и вязать, работать с бисером и многое другое и всё благодаря бабушкам и маме. Эта тема заинтересовала нас.
Тема исследовательской работы: «Рукоделие как одна из семейных традиций в казачьей семье». Эта тема актуальна. Человек должен приобщаться и к народным традициям, передавать от поколения к поколению накопленных предками фамильных знаний и умений, духовного опыта, нравов и обычаев. Цель: изучение истории декоративно - прикладного искусства в казачьей семье
Задачи исследования: - выяснить наличие традиций рукоделия в современных семьях через анкетирование; - познакомится с историей моего рода и их традицией рукоделием; - освоить техники рукоделия и выявить основные виды рукоделия в моей родословной;
Предмет исследования: мастера семьи Малыхиных.
Объект исследования: техники рукоделия
Методы исследования: беседа, наблюдения, анализ, обобщение, сопоставление фактов, графический метод, анкетирование, сбор и обработка собранного материала, опрос членов семьи относительно рукоделия.
В качестве гипотезы предлагаем следующее объяснение хорошие древние казачьи традиции делают семью крепкой и дружной, в такой семье вырастают достойные люди.
1. История возникновения некоторых видов рукоделия
Известно, что основными видами рукоделия второй половины XX века в России были: вышивка, вязание, шитье.
В начале XX столетия среди домашних работ, связанных с рукоделием преобладали шитье и вязание – основные техники изготовления одежды. В наше время острой необходимости в этом нет, но наблюдается массовое возрождение ко всем видам декоративного и прикладного рукоделия.
Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью, причем все принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой.
Вязание крючком— старинный вид ДПИ, он существует более трех тысяч лет. Слово крючок пришло в русский язык от французского слова "croc" или "croche". Вязание крючком подразумевает собой вытягивание петель из петель предыдущего ряда. Вязание крючком у наших пра-пра-прабабушек даже не называлось вязанием, а было "тамбурной работой", потому что цепочка из воздушных петель, с которой начинается вязание крючком, похожа на тамбурный шов при вышивании.
В отличие от вязания спицами, петля в вязании крючком активна всего одна. Исключением является тунисское вязание. Вязание на вилке - вязание крючком на куске толстой проволоки, согнутой в виде буквы «U». В основе вязки лежит так называемая основная полоса, из которой потом формируют изделие.
Вязание спицами Вязание спицами предположительно появилось в IV веке до н. э. Об этом говорят найденные археологами вязаные вещи на территории Египта. Мы привыкли считать вязание исключительно женским занятием. Долгое время это занятие было мужским ремеслом, и вязанием чулок, занимались мужчины, причем, иногда весьма аристократичного происхождения. Очень долго вязали одной иглой. Игла деревянная или костяная напоминала швейную иглу только более плоская.
Вязание одной иглой - Это архаичная техника, практически ушедшая из современной цивилизации. Наиболее древние находки археологи датируют седьмым веком до нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе подарила ученым такие экспонаты как вязаные шапочки, носки, варежки. Позднее появились техники вязания на двух и четырёх спицах. А с появлением вязальных машин усовершенствовалось машинное вязание.
Вышивка – красота убранства дома одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко, в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, и натуральный волос. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Существовали определённые символы и узоры для вышивки (см. прил. 2). В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Возникнув в древности, искусство вышивки постоянно совершенствовалось. В литературе о рукоделии упоминается более 10 способов вышивания. Наиболее распространенные виды вышивания: 1. Вышивание крестом - самый древнейший и распространённый вид вышивания, в котором в одной клеточке полотна наносятся два перекрещивающихся стежка. Зародилось именно на Руси в IX-X веке. Считалось, что крест обладает магической силой – оберегает человека от порчи и нечистой силы (см. прил. 2)
2. Вышивание гладью - вышивание, в которой стежки наносятся на ткань, заполняя гладь полотна. Зародилось в Китае в I-II веке до н.э. (см. прил.2)
3. Вышивание бисером – появилось примерно тогда, когда изобрели бисер (в Египте около III тысяч лет д.н.э.). Очень популярно в наши дни.
4. Алмазная вышивка – современный вид рукоделия, придумали в Китае около 3 лет назад, но ее предшественницей не является техника вышивания. Её прародительница – техника выкладывания бисером картин на поверхности, покрытой воском. Именно поэтому существует ещё название у этой техники – алмазная мозаика (см. прил. № 9)
5.Бисероплетение – вышивка со временем совершенствовалась, и появился ещё один вид рукоделия – бисероплетение.
2.Исследование традиции рукоделия, практическое применение техник рукоделия.
Чаще всего в русских семьях традиции рукоделия передавались дочерям от мам и бабушек. Для того, что бы изучить этот факт мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение о техниках рукоделия старшего поколения (см. прил.№ 1). Анкетирование показало, что о такой семейной традиции как рукоделие знают лишь 11 %, знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди учителей тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением – это 10% от всех опрошенных. Они не знают, занимались ли рукоделием когда-то их бабушки и мамы или нет. На вопрос “Занимаются ли рукоделием ваши бабушки или мамы сейчас?” положительно ответили 68% детей, а учителей – 32% . А вот ответом на вопрос “Занимаетесь вы каким либо видом рукоделия?” порадовали нас учителя и работники школы. Положительно ответили 65%, а дети – 25% - это говорит о том, что дети всё дальше отдаляются от старшего поколения. Из всех учителей не занимаются рукоделием 18% - они же и не желают научиться, аргументируя это тем, что не хватает времени. На вопрос, хотели бы вы научиться какому либо виду рукоделия положительно ответили – 55% учащихся. Анкетирование среди жителей посёлка показало, что самым распространённым рукоделием является вязание, самым не востребованным – бисероплетение. Из литературы я узнала, что казачки всегда были очень трудолюбивы и искусны. В казачьих станицах девочки с 6-7 лет приучались к прядению и вышивке. По старинному обычаю, они собирались в будние осенние и зимние вечера "на сиделки" в какой-нибудь дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. К 15 годам девушка должна была приготовить себе приданное: вышитые рушники, скатерти, покрывала, одежду, несколько "сувоев" (кусков) полотна и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями - это говорило о ее мастерстве и трудолюбии. В то время изделия изготавливали из грубого домотканого полотна и, чтобы изделия получались красивыми, их украшали вышивкой. В процессе поиска информации узнали, что вышивали гладью, стебельчатым швом, пользовались техникой «бродери» и «решелье», вышивали игольчатой росписью, белой гладью, но особенно любили вышивать казачки крестиком. Крест или крестик («хрестик») — один из самых популярных видов вышивки. Приемы вышивки просты, ведь крестик — это два стежка, пересекающихся посередине. Вышивки крестом были распространены и отличались разнообразием приёмов исполнения - «крест по счёту нитей», «несчётный крест», «болгарский крест», «полукрест», «крест по канве».
В ходе работы исследованы образцы рукоделия, которые хранятся в семье. Среди них самым распространенным является полотенце-рушник. Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина 36-37 см. Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем Узоры для своих вышивок, казачки подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные. Рушник расшивался конкретным орнаментом, который выполнял функцию оберега, защиты. Каждой элемент рисунка имеет свою символику и несет определенное смысловое значение ( см. прил.2). Рушниками украшали дом, самый красивый вешали в красный угол, где висела икона. Узнать информацию о рушниках помогла казачка Малыхина Раиса Семёновна (бабушка автора). Она рассказывала о своей маме, Сергеевой Матрене Владимировне. Она родилась и выросла в казачьей станице Гаевской (ГАЕВСКАЯ — станица Изобильненского района, основана в 1860 году как хутор отселившимися казаками из станицы Новотроицкой). У неё было трое детей, а время было послевоенное и приходилось как то выходить из положения. Дома была прялка, и держали овец. Из овечьей шерсти пряли нитки, из них вязали носки и варежки, а для души - была вышивка. Бабушка рано научилась рукоделию, она была старшей из детей, бабушка и прабабушка были очень трудолюбивы, и они находили время для рукоделия, поздно вечером под светом керосиновой лампы они вышивали. От их незатейливых работ исходит тепло и доброта. Немало полотенец вышили ловкие руки для приданого, икон, (см. прил. 5) в подарок друзьям и близким, а сейчас бабушка не вышивает, а вяжет носки своим внукам и правнукам. Рассматривая рушники, увидели, что на них есть узоры из перевитых ниток. Раиса Семёновна рассказала, что это – мережка и для чего она предназначена (см. прил. 3). Оказывается, раньше украшали рушники мережкой, прошвой или ажурным краем связанным крючком. Оборка, кружевная кайма, идущая по краю одежды, рушника или покрывала называлась – подзором. С особым трепетом бабушка рассказала о своём свадебном рушнике. Он вышит простым геометрическим узором. Он кажется простеньким кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, (всё то что применялось в народной вышивке), но в тоже время очень красивый и сложный. Еще у автора есть бабушка Калиниченко Тамара Павловна. Она тоже любит рукодельничать, и шьет и вяжет и вышивает, её всему научила её бабушка Грибанова Татьяна Федоровна, которая родилась и выросла в станице Новоалександровской, прошла войну и тяжелые послевоенные годы.
Секреты рукоделия она передала своей внучке, Малыхиной ( Калиниченко) Наталье Александровне. Сейчас она рукодельница. У неё золотые руки. Больше всего она гордится большими картинами, вышитыми своими руками. Эти картины висят в рамках на стене и украшают дом. Гости, всегда восхищаются её работами (см. прил. 6). Вышивание и вязание – любимое увлечение Натальи Александровны, ей очень нравится рукодельничать. Интересно наблюдать за её работой, как в её руках оживают картины, или когда из обычного клубка ниток вдруг появляется зайчонок или поросенок, и ко всему она подходит с фантазией, её работы получаются очень красивыми и радуют глаз.
Наталья Александровна работает библиотекарем в сельской библиотеке, там она организовала мини музей куда поместила и рукодельные работы семьи и односельчан. Ещё она проводит кружок для девочек «Вытворяшки», на котором учит работать с бисером. Их работы можно увидеть не только на выставке нашего села, но и в крае. Старшая дочь Алёна Сергеевна продолжила семейную традицию. Она умеет вышивать крестиком и работать с бумагой и глиной. Учась в школе, Алена участвовала в различных олимпиадах и конкурсах по творчеству. Одна из лучших работ « Свадебный казачий комплект» (см. прил. 7). Она внесла в семейное рукоделие новый вид творчества: украшение свадебных бокалов.
Младшую дочь она тоже научила вязать и вышивать, и эти работы бывают на выставках в школе, на праздновании дня района, на поселковых праздниках.
Традиционные техники рукоделия редко уходят в небытие, скорее наоборот – старинные мастерства возвращаются и быстро обретают своих поклонников. Но прогресс не стоит на месте, и современные технологии и образ жизни людей способствуют тому, что появляются новые виды рукоделия. В семье Малыхиных новшества всегда приветствуются.
Бисероплетение, модульное оригами, вышивка бисером, алмазная мозаика, шитьё, вышивка крестом и гладью все эти техники приемлемы для семьи.
Для практического исследования вышивания автор самостоятельно выполнили работы – вышивание крестом, гладью и бисером. ( см. прил. 8). В процессе вышивки мы узнали, что раньше готовых схем на канве не было. И приходилось вышивать по сетке, которую нашивали на ткань, а когда работа была готова, выдёргивали нитки. Вышивать бисером оказалось проще, чем думали. В ходе работы пришли к выводу: вышивка крестом и бисером не сложна в выполнении, достаточно чётко действовать инструкциям, а вот работа гладью автора не вдохновила. Крестом можно вышивать без пялец, работу гладью надо хорошо запяливать. Малейшее её послабление приводить к браку.
Освоили и изучили новую технику «Алмазная мозаика». Алмазная мозаика бывает с выкладкой страз круглой или квадратной формы. Полная выкладка - это заполнение стразами всей поверхности холста с рисунком, неполная выкладка - стразы приклеивают только на определенных элементах (см. прил. 8), остальной же рисунок уже нанесен, он будет основой картины. Круглые стразы бывают прозрачные и блестящие, которые дают больший сияющий 3D-эффект, бывают и квадратные Квадратные стразы очень хорошо заполняют собой все свободное пространство. Алмазными картины, называют не потому, что в качестве расходных материалов для их создания используются алмазы, а из-за того, что яркие грани страз, огранённые как настоящий алмаз, переливаясь на свету, делают их подобными этим драгоценным камням. Если обратится к энциклопедическому словарю, то - Стразы - (от нем. Stress, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII в. Г.Трасса) - имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с высоким показателем преломления и дисперсией. Из чего же делают стразы, для вышивки? Проведенный опыт по распознаванию состава материала мозаики показал, что материалом для изготовления таких страз является акрил (см. прил. № 8) или проще говоря - обычная смола.
Вывод: Картины, переливаются. Это хобби 21 века — легко, доступно и очень красиво. Это - занятие для снятия стресса, медитации и расслабления. Я бы сравнила даже с лузганьем семечек - невозможно оторваться, процесс затягивает. Работать в технике бисероплетения автора учила не только мама. В художественной школе были уроки по этой теме. Для поделок берётся качественный бисер. Как его подобрать ( см. прил. 9 ).
Вывод: работать с бисером легко и интересно, но для работы надо брать качественный бисер. Бисероплетение – это современный вид творчества, пришедший к нам из прошлого, которым увлекаются и взрослые, и дети.
В ходе работы, была опробована и техника вязания. К сожалению, эта техника у нас ещё не отработана (см. прил. 8), так как у мамы автора, которая занимается этим профессионально, но всё же мы выполнили несколько несложных работ. Вязание успокаивает, и надеемся в дальнейшем усовершенствовать свои навыки в этой технике. Выводы: вязание крючком является древним видом прикладного искусства можно изготовить подарок своими руками с минимальными затратами, связать красивые вещи тем самым экономя бюджет семьи. Вязание успокаивает и как нельзя лучше подходит для семейного занятия в наше время сохранился интерес к народной традиционной культуре, частью которой является вязание крючком.
Заключение.
Работая над исследованием, мы узнали много нового о семье, о видах рукоделия. Любовь к рукоделию передалась от мамы, Малыхиной Натальи Александровны, а ей от своей мамы и бабушки. Эту любовь нужно постараться передать и своим детям и внукам, ведь традиции своей семьи нужно чтить, беречь и передавать из поколения в поколение. Основным, сохранившимся до наших дней, средством традиционного воспитания является народное творчество. Оно всеобъемлюще и многогранно. Полностью подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале. Личный пример родителей – это самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Действительно, хорошие семейные традиции делают семью крепкой и дружной, в такой семье вырастают достойные люди.
Практическая значимость нашей поисково-исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться на занятиях кружка и внеурочной деятельности, на уроках технологии, истории и МХК. А также как материал для музейной комнаты школы.
Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься рукоделием. Мне хотелось бы изучить и другие новые техники рукоделия, привлечь к этому учащихся нашей школы и передать свой опыт будущему поколению.
Список литературы и Интернет-ресурсов.
Воспоминания бабушек: моей бабушки Малыхиной Раисы
Александрова И. В. Воспитание без насилия//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013
Давыдов Д. А. Система семейных ценностей – неотъемлемый фактор сохранения и развития общества в современных условиях//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013
Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Избранное. Сост. О. Морозова. – М.: ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2016. – 544 с.
Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.
Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка – М.: Лёгкая индустрия, 1980-224с.
Народный календарь: месяцеслов/ авт. сост. В. А. Миронов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 505с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Швецовой. – 23 изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1990. – 917с.
Сидельникова К.С. Особенности развития современной семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013
Черникова О. Б. Семейные традиции, как средство формирования нравственного благополучия семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013
Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история; ООО Фирма “Издательство АСТ”; 1999-432с.
Шалаева А. А. Значение ценностных ориентаций подростков в семье//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013
Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001 – 576 с.
Большой энциклопедический словарь. https://slovar.cc/enc/bolshoy/2118410.html
Зачем мы ищем своих предков http://www.psychologies.ru/roditeli/generations/zachem-myi-ischem-svoih-predkov/
Как сделать генеалогическое дерево своими руками http://woman-l.ru/kak-sdelat-genealogicheskoe-derevo-svoimi-rukami/
Миронов Ю. Ф. Метод создания Родословной в семье https://pomnirod.ru/articles/metodika-rodoslovnyh-issledovanij/metod-sozdaniya-rodoslovnoj-v-seme.html
Семейные традиции http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/
Семь причин, почему нужно изучать свою родословную http://genea.musicfancy.net/ru/seven_reason/
Семья и культура. Книжные традиции в российской семье. http://hcenter-irk.info/content/semya-i-kultura-knizhnye-tradicii-v-rossiyskoy-seme
Приложение №1
Анкета «Определение традиций современных семей»
Какие традиции существуют в вашей семье?____________
А) совместное времяпровождение, б) Коллекционирование, в)рукоделие, г) прочее
Ваши бабушки или мамы когда-то занимались каким либо видом рукоделия? ______________
(если «да», то укажите, каким именно рукоделием и кто из членов семьи)
Занимаются ли рукоделием ваши бабушки или мамы сейчас?_____________
Знакомы ли вы с рукоделием?_______________
Хотели бы вы научиться какому либо виду рукоделия? ____________
Результаты исследования популярности традиций современных семей
Анкетирование жителей посёлка
Приложение 2
Символы в народной вышивке
Символ | Что обозначает |
| Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.
|
| Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.
|
| Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
|
| Древо – символ жизни, единства рода.
|
| Вода – живительная сила.
|
| Огонь – очистительная сила.
|
Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Но не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
По орнаментальным мотивам вышивку можно разделить на:
Название | Орнамент |
Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
|
|
Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.; |
|
Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
|
|
Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.
|
|
Приложение 3
Мережка – это старинный способ вышивки. Это ажурная выполненные путём выдёргивания нитей из ткани кружевные строчки. Нити выдергивают только в одном направлении. Узор образуется за счёт собирания отдельных нитей в пучки. Для выполнения мережки используют ткани с плотной текстурой. По способу стягивания нитей в пучки различают различные виды мережки:
Ею украшают салфетки, скатерти, воротнички, шарфы, рубашки и мужские, и женские и конечно же платья, юбки, блузы.
Прошва – это хлопчатобумажная ткань, как правило, однотонного цвета, украшенная кружевной вышивкой-перфорацией вшиваемые в середину рубашки, полотенца, наволочки. Такие кружева невеста вшивала в праздничное полотенце для жениха. Вероятно, они и называются прошвами, т.к. их вшивают в изделие, «прошивают» ими полотно. Время появления прошвы установить трудно, но, повидимому, в ряде мест в XVIII в. она уже существовала. У всех трех восточнославянских народов наблюдается большая устойчивость в наличии в поясной одежде дополнительного четвертого полотнища (прошва, вставка, притычка) из другой ткани или имевшего особые украшения. ... Внизу прошва имела подподольник — полосу из домотканной толстой узорчатой материи, сходной со всей тканью поневы.
Подзор – оборка, кружевная кайма, идущая по краю одежды, рушника или покрывала.
Приложение 4
Прабабушка и бабушка по папиной линии и их работы.
Сергеева Матрёна Владимировна (прабабушка)
Рушники Свадебный рушник ( вышивала для дочери)
Малыхина Раиса Семёновна (бабушка)
Особую роль в русской избе играла занавесь кутная, которая отделяла пространство избы между устьем русской печи и противоположной стеной
Приложение 5
Прабабушка и бабушка по маминой линии и их работы.
Грибанова Татьяна Фёдоровна
Калиниченко Тамара Павловна (бабушка)
Примерно так выглядел красный угол в семье Грибановых
Приложение 6
Малыхина Наталья Александровна ( мама)
Приложение 7
Малыхина Алёна Александровна ( сестра)
Малыхина Анастасия Сергеевна Приложение 8
Вышивка гладью и вязание
не вдохновили и работы получились посредственные
Приложение 9
П роведение опыта по распознаванию состава вещества
О пытная проверка бисера на качество
Поместить бисер в сосуд с мыльным 3 бисеренки поменяли цвет раствором, и потрясти несколько минут
П одержать бисер над свечой Несколько расплавились, несколько изменили цвет
Потереть бисер пальцами Бисер не потерял цвет, значит он качественный
Как узнать размер бисера.
Приложение 10
Мои последние работы:
А это моя гордость, алмазная вышивка «Золушка», размер готовой работы 50Х50 см.
14