«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Научный проект "Сон как средство раскрытия художественного образа"

Проектная работа по русской литературе "Сон как средство раскрытия художественного образа", выполненная ученицей 9 класса Капен Анель, участвовавшая в районных научных соревнованиях.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанская область Тайыншинский район с. Чкалово

КГУ №2 Чкаловская средняя школа












Автор: Капен Анель 9-класс



Тема: «Сон как средство раскрытия художественного образа»



Направление: Исследование литературы



Секция: литература



Руководитель: Фазылова Раушан Габдуллаевна.

Учитель русского языка и литературы.

















г. Тайынша, 2017 год

Абстракт


Цели и задачи исследования:

Целью исследования является определение роли снов в раскрытии художественных образов.

Задачи:

  • Отбор произведений наилучшим способом отвечающих выбранной теме;

  • Определение значимости использования приема сна в художественных произведениях;

  • Детальное рассмотрение и объяснение символического значения сна в выбранных произведениях;

  • Выделение и сопоставительный анализ функций сна.



Гипотеза:

Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение психологии сна человека, применение этих знаний помогает привлечь читателей.



Процедура исследования:

  • Знакомство с научными теориями исследования снов и анализом литературных произведений.

  • Построение гипотезы. Русская литература является образцом психологической литературы. Использование художественного приема в раскрытии художественных образов индивидуальны в каждом произведении.



Методы исследования:

В качестве методов исследования применялись: метод творческого чтения, метод сопоставления и наблюдения.



Новизна исследования:

Новизна исследования состоит в том, чтобы, рассмотрев сон как отражение психологического портрета человека, определить роль снов в раскрытии художественных образов.



Результаты и выводы:

Исследование творчества русских писателей доказало, что использование художественного приема- описание сна литературного героя способствует глубокому раскрытию образов.

Область практического применения:

На практических занятиях в школе при изучении литературных произведений.


Абстракт


Жұмыстың мақсаттары мен міндеттері:

Көркем бейнені суреттеудегі түстің ролін анықтау.

Міндеттері:

  • Бұл мақсатқа сай көркем шығармаларды таңдап алу.

  • Түсті суреттеу әдісінің көркем шығармадағы маңыздылығын айқындау.

  • Таңдап алған шығармалардағы түстерді детальді талдау.

  • Түстің функцияларын салыстырып саралау.



Ғылыми болжам:

Адам түсі психологиясының зерттеулерін көркем шығармаларда пайдалану оқырмандарды қызықтырады.

Зерттеу кезеңдері:

  • Түс теорияларымен және көркем әдебиеттерді талдаумен танысу.

  • Ғылыми болжамды негіздеу. Орыс әдебиеті психологияға негізделген.Түсті суреттеу әдісі әр көркем шығармада ерекше.



Зерттеу әдістері:

Зерттеу әдістері ретінде шығармашылық оқу, бақылау, салыстыру.



Зерттеу жаңалығы:

Адам түсі психологиясының зерттеулерін көркем шығармаларда пайдалану көркем бейнені суреттеудегі ролін анықтау.


Жұмыстың нәтижесі мен қорытындысы:

Орыс жазушыларының шығармашылығын зерттеу көркем бейнені суреттеу шығарманы талдаудың тиімділігін дәлелдеді.


Тәжірибелік қолданылу аумақтары:

Орыс әдебиеті сабақтарында көркем шығарманы талдау барысында












Abstract


The aims and objectives of the study:

To define the role of the dreams in revealing of literary images.

Tasks:

To filter works with the best way to meet the chosen topic;

To determine the significance of using the reception sleep in literary works;

To consider and give an explanation of the symbolic importance of sleep in the selected works;

To identify and compare the analysis of the functions of sleep.



Hypothesis:

The study of human psychology of sleep, application of this knowledge helps to attract readers.

Procedure of the study:

• Introduction with the scientific theories of the study of dreams and the analysis of literary works.

Construction of a hypothesis. Russian literature is a model of psychological literature. Using art methods in revealing art images are individual in each product.

Methods:

As research methods were used: the methods of creative reading and comparison and observation.



The originality of the study:

The novelty of the study lies in the fact that we considered the dream as a reflection of the psychological portrait of a man to define the role of dreams in revealing of art images.



Results and conclusions:

Study the works of Russian writers proved that the using of artistic method of description of the literary hero’s sleep promotes deep disclosure of images.



The practical application:

Practical classes in the school in the study of literary works.

















Оглавление

Введение.................................................................................................................6

Сновидения в психоанализе.

Глава І....................................................................................................................9

Сон как средство раскрытия художественного образа.

Заключение...........................................................................................................15

Использованная литература.................................................................................17































































Введение

Сон (лат. somnus) — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым (например, дрозофилам).

Сновидениями называют субъективное восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.

Первые теории о сне относятся ко периоду зарождения цивилизаций. Сну придается мистическое значение. Считалось, что во время сна душа покидает тело и совершает путешествие в пространстве. Поэтому, категорически запрещалось будить спящего. Люди верили, что насильно прервав «полет души», можно лишить человека жизни. Сновидения, по мнению древних философов, были необходимы для того, чтобы человек имел возможность познать «другой мир». Во время сна, душа спящего встречалась с душами умерших предков, героев, великих людей, духов, перенимала полезную информацию, правильное прочтение которой позволяло принимать рациональные решения в реальной жизни. К снам относились очень внимательно. Все увиденное «толковали», обращаясь к жрецам или мудрецам, а последние, в свою очередь, создавали книги – сонники, в которых описывались значения наиболее часто встречающихся в снах сюжетов. Первый сонник, сохранившейся до нашего времени, датирован II-III веками н.э.

В период с 17 по 20 века появляется масса научных теорий о природе сновидений, которые можно условно разделить на две группы: физиологические и психологические.

Физиологические теории основываются на том, что сновидения возникают как результат естественных физиологических процессов, протекающих в человеческом организме. Во второй половине 17 столетия Рене Декарт назвал организм машиной, в которой «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются как движения часов». Сновидения, по его мнению, являлись результатом деятельности органов чувств спящего человека.

Иммануил Кант и Вольтер (18 век) считали, что сновидения – не что иное как следствие расстроенного пищеварения.

Теория И.Сеченова и И.Павлова так же основывалась на материалистической природе сновидений. Ученые называли сны результатом раздражения клеток нервной системы человека.

Психологические теории описывают природу сновидений как проявление сознания и психики человека, и полагают, что изучение и научное трактование снов способствует исследованию основных принципов функционирования сознания человека.

Основоположником этого подхода является немецкий психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд считал, что сны являются возможностью высвобождения желаний и мыслей, которые регламентируются канонами общества. Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда, «королевской дорогой к бессознательному». Во снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика.

Бессознательные процессы и как они влияют на нашу жизнь.

В бессознательном все фиксируется, сохраняется и существует одновременно, не делясь на прошлое, настоящее и будущее.

Бессознательное состоит из желаний, потребностей, установок, воспоминаний и убеждений, непосредственно недоступных обычному осознанию.

Современные исследования показывают, что многие из наших жизненных выборов, типа выборов супруга (супруги), друзей, карьеры, стиля жизни, болезней и т.д. основываются на побуждениях, которых люди обычно отчетливо не осознают. Множество горьких воспоминаний детства, хранящиеся в бессознательном, тем не менее, управляют нашим повседневным поведением. Обладая недостаточным пониманием собственных бессознательных побуждений, люди становятся жертвами эмоциональных реакций, которые угнетают и разрушают их жизни. Психоанализ позволяет выявить эти бессознательные процессы через поведение, языковые аномалии, сновидения, и свободные ассоциации.

И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в уже упоминавшейся книге «Толкование сновидений» (1900г.). Ее он неизменно считал своим главным трудом.

Впрочем, уже до этого труда Фрейд напал на мысль о том, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости – не что иное, как код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах этой формы ночной жизни. Это предположение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно пришло на ум. Это было в четверг вечером 24 июля 1895г. В северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд иронически заметил, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений». Естественно поэтому, что и собственные сны Фрейд рассматривал после пробуждения, исходя из сложившейся уже у него гипотезы о символике образов. В книге описывались приемы построения этих образов: их сгущение в некий причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом полагалось, что существуют символы (полета, падения, видения воды, острых предметов, выпавшего зуба и т.п.), имеющие универсальный смысл для всех людей. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод. Фрейд объяснял образы сновидений как разряды аффектов. По его мнению, говоря словами одного советского психолога, «сновидение, подобно луне, светит отраженным светом». Источник энергии скрыт в бессознательном, в аффектах страха, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Он предполагал, что сновидения относятся к тому же разряду явлений, с которыми приходится иметь дело врачу, лечащему симптомы истерии. Поскольку образы сновидений посещают здоровых людей, то обращение к механизму порождения этих образов (тщательно разобранному Фрейдом) представилось «царством бессознательного», как древний, архаический слой психической жизни, скрытый за сеткой сознания современного индивида.

Серьезный вклад в развитие психоаналитического подхода к сновидениям внес Карл Густав Юнг. Ученый считал, что во сне человек видит не что иное как выраженные персонажами и символами архетипы - на наследственном уровне заложенные в сознании человека стереотипы поведения для различных жизненных ситуаций. Поняв образы, увиденные во сне, человек получал возможность познать самого себя.



Наши данные


Вопрос

Да

Нет

Иногда

1)

83%

17%

-

2)

83%

17%

-

3)

67%

32%

1%








Сон как средство раскрытия характера героя


Все мы видим сны, ведь в целом люди проводят во сне треть своей жизни. Кто-то обращает на сны внимание, а кто-то нет. Но какую роль они играют в нашей жизни и откуда возникают, не знает никто. Некоторые считают, что сны никоем образом не связаны с нашей жизнью, есть те, кто верит в сон, как в предсказание жизни свыше.

Так же люди думают, что во сне мы видим то, о чём думаем, то чего желаем, о чём мечтаем, чего ждём… Сны - очень важная часть нашей жизни. Иногда они мелькают где-то на периферии сознания, а иногда изумляют своей яркостью или неожиданной мудростью. Гораздо удивительнее другое – мы видим их каждую ночь, да еще и не по одному, а штук по пять. Наверняка не все согласятся, и зря. На самом деле мы просто их не помним. Это зависит не от памяти, а от отношения к снам, точнее, к тому, что они нам показывают. Если человек считает их полной ерундой, то и сны его с наступлением утра, скорее всего, забудутся. Много работающие и физически устающие люди обычно спят, «как убитые» и снов своих тоже почти не помнят.

Но всё же самое любопытное то, что наши сны не только полезны нам физически, но и помогают решать всякие жизненные проблемы. В сочинении сновидений участвует и подсознание, голос которого в обычной жизни мы почти не слышим. Как известно, корни почти всех проблем находятся именно там. К тому же, вы знаете, что если поделиться с кем-то своей бедой, выговориться, ее станет чуть меньше. Сны – это еще лучше, чем друг или подружка.
Но не редко в художественной литературе писатели используют сны, в качестве средства раскрытия характера героя произведения. Итак, темой нашего проекта является: сон как средство раскрытия художественного образа.

Например, в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все, и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

Существующие в романе яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствуют раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в сон. Когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, он воспринимает его как сон. Это связано с тем, что сама реальность в романе фантастична, чему способствует образ Петербурга, его атмосфера духоты, имеющая символический смысл.

На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на бульваре. Он порожден болезненным воображением героя. Действие происходит в далеком детстве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое», даже в праздничный день. Да и весь сон изображен писателем в мрачных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». С темным, серым тоном контрастирует лишь зеленый купол церкви, а радостными пятнами являются лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков.

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем – церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь. Этот сон является важной частью романа. В нем читатель впервые видит убийство, не только задуманное, но и осуществленное.

И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором? Господи, неужели?»[4] Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Несмотря на прошедшие годы, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несет самую большую смысловую нагрузку. Он наглядно вскрывает источник чувства потрясенной несправедливости, порожденное исканиями и стремлениями героя. Это один из самых важных моментов романа, в котором в сжатой форме сосредоточился тысячелетний опыт порабощения и угнетения одних людей другими, вековую жестокость, на которой издавна держится мир, и страстную тоску по справедливости и гуманности, выраженную с большим мастерством.

Еще один сон – это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал»[4]. Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться».

Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!»[4]

Даже после совершенного убийства Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал герою, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьет хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не поднялась запереться на крючок», «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его...»[4]. В этом сне местом действия является лестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница – это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность.

Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью. В одном из снов он повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. По сравнению с настоящей жизнью пространство не изменилось, «все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках». Но во времени произошли значительные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такая тишина» [4]. Обстановка напоминала царство мертвых, а не обычный петербургский дом. Именно эта деталь свидетельствовала о совершенном убийстве. Уходя из квартиры старухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся в это царство мертвых. Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя.

Сны в романе «Преступление и наказание»[10] наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В тексте есть два сна, показывающих мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит» [4].

Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта. Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория.

Вот что пишет C. Выгонский о сне Раскольникова: "... Кризис завершается страшным сном. Раскольников ударяет старуху топором по темени, а она наклоняет голову и «заливается тихим, неслышным смехом» [5].

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей…”

Подводя итоги, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.

Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.

В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.

В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.

Многие русские писатели и до и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию (функцию в данном эпизоде произведения), но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения — опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», который является «энциклопедией русской жизни», включает в повествование сон героини и помогает читателю понять образ Татьяны Лариной, обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяна одержима мыслью о Евгении, его холодность страшит героиню, тревожный, полный страшных предчувствий сон. Любя, Татьяна и во сне видит... - будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена... Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть трудности. Она замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь, но в страхе ощущает блаженство. Увидев Онегина «предводителем» [7] страшной шайки, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим «друга» Ленского. Неподдельный ужас пробуждает Татьяну. Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой — логическая цепь, за которой последует катастрофа — дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь — это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная: Я вас прошу, меня оставить... я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» [8]. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.

Ещё одно произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где Андрей Петрович Гринёв предстал перед мысленным взором Петра в вещем сне. Сон приснился в тот момент, когда Пётр был в дороге. Дорога — символ жизненного пути человека, общества, страны, человечества.

Момент для сна выбран не случайно. Петруша, покинув отчий дом, предался греху. Он напился, проиграл много денег, незаслуженно обидел Савельича, не захотел считаться с мнением бывалых людей и легкомысленно поехал в Оренбург, несмотря на приближающийся буран, и чуть сам не погиб и не погубил своих спутников. Буран в степи — это символ разгула страстей в душе Петра. В этой буре Пётр потерял жизненные ориентиры. Во время метели вдруг обозначился некий Вожатый, которому Пётр доверил свою судьбу. Природа этого Вожатого двойственна — это и “волк”, и “человек”. Мужик с чёрной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество “тёмных” сил — бесов, которые овладели душой человека.

Эпизод с вещим сном заставляет по-новому рассмотреть и наказ Андрея Петровича сыну. В записках читаем: “Родители мои благословили меня”[9]. Следовательно, перед отъездом Пётр уже получил благословение, а мужик с чёрной бородой хотел, чтобы Пётр совершил предательство по отношению к родителям. Если мужик — воплощение Дьявола, то Андрей Петрович Гринёв в эпизоде расставания — воплощение Бога. Наказ Петру — это наказ самого Бога, но переданный устами Гринёва-отца.

Во сне Пётр видит мать, которая предрекает возможную вечную разлуку Петра с отцом, а вместе с ним — разлуку с теми праведными началами жизни, которые олицетворял отец. Петруша готов принять отцовское благословение отца, но: "Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны". Этот сон предсказал то, что случится с главным героем.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя. Он помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты, представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью сна. Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю»[6]. Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия. Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
















Заключение

Глубокий психологизм романов русских писателей заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира.

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубокого раскрытия образа своего персонажа. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Сон — не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Сновидения в литературе используются для выражения идеи автора. Лев Николаевич Толстой очень широко использовал сновидения как рычаг для раскрытия психики человека. Для психологического анализа душевной жизни, по мнению Толстого, особое значение имеет взаимодействие внешних впечатлений и состояния человека, видящего сон. По мнению Толстого, «сновидения, которые представляются нам событиями, суть воспоминания, но в сонном состоянии они представляются нам событиями» [10]. А. М. Горький вспоминает, что он рассказывал Л. Н. Толстому свои сны, а тот подчеркивал связь содержания сновидения с потребностями и интересами человека. Процесс сновидения обладает известной внутренней направленностью. На содержание сновидения влияют и мысли, возникшие непосредственно перед сном. Эти теоретические положения Толстой выражал в художественных образах.

Еще шире включаются сновидения в канву произведений современных писателей. Повести, рассказы, фильмы содержат подчас сложный сплав реального и виденного во сне, что направлено на наиболее глубокое раскрытие особенностей личности.

Авторы передают при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.

Сны в произведениях не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами, но и во многом определяют их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.

Трудности в прочтении и понимании произведений у современного читателя связаны с тем, что мы не привыкли ставить перед собой проблемы, относящиеся к самим «кодексам» нравственности, к ее первопонятиям. Наши проблемы обычно связываются с применением (или неприменением) тех или иных нравственных аксиом жизни.

В заключении хочется сказать, что жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги. Может быть, кто-то считает, что сны придуманы для того, чтобы мы не скучали во сне. Но надо помнить, что во снах иногда отображаются наши чувства и переживания, пути решения жизненных проблем, ведь не зря многие столетия назад люди верили в истинность снов.

В русской литературе сны всегда играли большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон «действующим лицом» своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь по сути сон- это время, когда высвобождается подсознание человека. Оно не связано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться прикрываться масками. Наверное, именно по этой причине авторы прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сны.




































Использованная литература:

  1. Сон и сновидения // Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — 2-е изд. — СПб. : Питер-пресс, 2003. — Гл. 13. — ISBN 5-272-00391-8

  2. Карасёв Л. В. Метафизика сна // Сон - семиотическое окно. - Милан, 1994.

  3. Вейн А. М. Три трети жизни. - М.: Знание, 1979. - 144 с. - (Наука и прогресс).

  4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский,1966.

  5. Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005.

  6. «Обломов» И.А.Гончаров,1959.

  7. Статья «Сон Татьяны Лариной» (рассылки сайта «Мир сноведений», выпуск 29), 2002.

  8. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, 1975.

  9. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин, 1975.

  10. Налчаджян А.А / Ночная жизнь. Личность в своих сновидениях – М.: Знание, 2003. - 42с.- (Психология личности.)

  11. www.alldostoevsky.ru



17


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее