Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»
Г.Перми
Мировая художественная культура
И. И.Шишкин
Работу выполнила ученица 2 В класса
Щукина Софья
Педагог-консультант: Лапшина Ю.Г.
Пермь, 2022
Содержание
Введение 2
Глава 1.Детство ……………………………………………………..3
Глава 2.Творческий путь 4-9
Глава 3.Интересные факты ………………………...10
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
В Пермской художественной галерее я бывала не раз, вот и в этом году я побывала там со своими одноклассниками на экскурсии. Там очень красиво, столько разных картин: и портреты, и натюрморты, и пейзажи.
Я очень люблю рассматривать пейзажи, и я не моглане обратить свое внимание на картину с изображением соснового бора. Обычный русский лес был изображеннастолько реалистично, будто это не картина, а фотография. Автором этого произведения является Иван Иванович Шишкин. Его работы известны каждому, ведь даже на конфетных обертках изображена одна из его самых известных картин «Утро в сосновом лесу». Мне захотелось узнать больше о его творчестве, и посмотреть другие его работы. Для этого я заглянула в интернет,и узнала, что Иван Шишкин великий русский художник, непревзойденный пейзажист, о нем говорили - «певец русского леса». И ещё, я узнала, что в этом году исполняется ровно 190 лет со дня его рождения! Почти 200 лет назад творил Иван Шишкин, а его работы всё так же актуальны.Каждая ель в лесу, каждый дубок в чаще, любое деревце, кустик и травинки –все в его картинах передает красоту русского леса!
Трудно назвать такой художественный музей в стране, где не было бы полотен известного русского пейзажиста. Даже у нас в Перми можно воочию полюбоваться красотой русской природы, изображенной на его картинах.
Цель работы: познакомиться с творчеством великого русского художника - Шишкина Ивана Ивановича.
Задачи проекта:
- Собрать информацию из биографии художника;
- Проследить творческий путь художника;
- Подготовить презентацию;
- Представить проект одноклассникам.
Актуальностьданной работы заключается в развитии любви к прекрасному, в воспитании патриотизма, и чувства любви к малой и большой Родине.
Глава 1
ДЕТСТВО
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территориисовременного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование. Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, и отправил его в Первую казанскую гимназию.Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся домой,заявив, что превращаться в чиновника не желает. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его нежелание заниматься домашними делами. Чтобы не гневить родителей, Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил сына в Москву.
Глава 2
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
В 1852-м Иван Шишкин стал студентом Московского училища живописи и ваяния. Его наставником стал художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Только начинающий живописец больше стремился к написанию пейзажей, и все свое внимание он уделял именно своему увлечению. Прошло не так много времени, и в училище «прознали» об уникальном даре студента настолько реалистично изображать на бумаге самые обычные пейзажи, что казалось, они сейчас оживут.К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный- и действительно единственный в своем роде - талант.
После окончания училища Шишкин понял, что хочет совершенствовать свое мастерство, приобретать необходимые знания и навыки, и в 1856-м снова пошел учиться. На этот раз он стал студентом Санкт-Петербургской Императорской академии искусств. Не прошло и несколько месяцев, как Шишкину удалось покорить сердца всех, с кем учился, и кто его учил. Занимался Шишкин очень прилежно, проявлял выдающиеся способности к искусству живописи.
После первого года обучения Иван побывал на острове Валааме, куда его отправили на летнюю практику. Он написал несколько пейзажей этого живописного острова и был награжден за них большой золотой медалью от академии.
Закончив обучение в академии, художник отправился за границу с целью совершенствования своего мастерства. Денег на эту поездку ему хватало, как один из самых талантливых выпускников, Шишкин получил специальную пенсию от академии.Вначале живописец поехал в Мюнхен, потом оказался в Цюрихе, затем в Женеве и Дюссельдорфе.
Здесь он много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Шишкин отправил это светлое, и какое-то воздушное полотно, домой, и за него ему присвоили звание «академик».
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865 гг.
На протяжении шести лет Шишкин находился за границей, любовался непривычными пейзажами в чужой стране, и все это время не переставал тосковать по родным краям. Когда стало совсем невмоготу, пейзажист вернулся домой, в Россию. Сразу после возвращения Шишкин отправился колесить по стране, искал необычные места, первозданную природу, необычную натуру. Редко, но бывал в Санкт-Петербурге, устраивал экспозиции, где демонстрировал свои картины, встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок), Шишкин принимал непосредственное участие в жизни артели художников.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них.
В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование кислотой - «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками.Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет.
Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.
В 1873 году талант Шишкинав который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Чаще всего художники любят изображать яркие контрастные природные явления - рассветы, закаты, бури. А писать «пограничные состояния» может не каждый. Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ по изображению полуденного света.Написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них - Шишкин.
Создавать такие чудесные образы, писать натурально и свежо - вот одно из призваний Шишкина, сравниться с мастерством которого оказалось практически невозможно.Реализм всё сильнее проступает на полотнах художника. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью и кропотливостью.Прежде чем приступить к работе, Иван Иванович внимательно изучал растения, ощупывал мох, мелкие листья, траву.Оценивая талант художника,биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом.
География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.К слову, один из самых известных, его пейзажей - «Рожь» - был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.
Природа у Шишкина не сама по себе и не только лишь часть земной жизни. Русская природа - это часть России, образ Родины.
Вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Умер маленький сын Владимир, через год в 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, пристрастился к алкоголю.Спустя еще год умерсын Константин. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».
Иван Иванович с трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. Живопись спасла его от отчаяния. В то время из-под пера мастера вышли шедевры«Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор».
«Первый снег», 1875 г.
«Рожь», 1878 г.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Однако и вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы.И художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться.
С годами выработался «фирменный» стиль Шишкина, он экспериментировал с использованием разных кистей, накладывал необычные мазки, стремился передать мельчайшие, едва уловимые оттенки. Современники художника видели в нем настоящего поэта природы, который в каждом ее уголке находил характер и своеобразие.
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством.
Шишкин настолько любил свое дело, что не расставался с кистью и мольбертом до самой смерти. Он и умер, во время работы над новой картиной, сидя перед холстом, 20 марта 1898 года, в прекрасный весенний день. Последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща».
1898г.
Глава 3
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Свои шедевры Шишкин иногда создавал не сам. Всем известное полотно «Утро в сосновом лесу» родилось при помощи анималиста и его друга Константина Савицкого. Благодаря ему, на картине появились медвежата, резвые, живые, очень реалистичные. По этой причине полотно вначале было подписано двумя авторскими подписями.Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился - ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника - И.И. Шишкина.
Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева.Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится - вся конструкция пойдёт на дно.
Иван Иванович Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди мастеров русского пейзажа Иван Иванович Шишкин занимает, пожалуй, признанное лидирующее место. Ему удавалось воплощать растительные формы с удивительной точностью, чувством - передавать не только внешнее сходство, но будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получались у него без всяких прикрас или приуменьшений. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Если на картине была изображена непролазная чащоба, то любой зритель будто бы переносился прямо туда, в лес, настолько реалистичны были полотна художника. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья и влажные после дождя стволы деревьев, спутавшиеся ветки, переплетенные корни, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина, вид совершенной действительности.
Все работы Шишкина похожи на иллюстрации к русским сказкам. Они заставляют ощутить атмосферу, что царит на картине, попасть на минуту в то самое место и додумать, что происходит вокруг.
Шишкин всегда был ярым патриотом России и, в особенности - ее великолепной природы. В своих работах он обычно демонстрировал пейзажи, народ, воплощая в них русскую душу, величие и простоту одновременно.
Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.
Его работы раскрывают миру великолепие русской природы, бескрайность полей и величие непроходимых лесов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Мальцева Ф.С. «Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIXвека.», Искусство,1999;
Манин В.С. Иван Шишкин, Белый город, 2008;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия, 2005;
Видеоурок «Художник Иван Шишкин» на YouTube,;
https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin;
https://rosuchebnik.ru/material/ivan-shishkin-zhizn-i-tvorchestvo/;
https://yandex.ru/turbo/24smi.org/s/celebrity/8170-ivan-shishkin.html;
https://ru.wikipedia.org/wiki;
https://permartmuseum.ru/search;
https://biographe.ru/znamenitosti/ivan-shishkin/
https://allpainters.ru/shishkin-ivan.html
8