«Осенний фестиваль знаний 2024»

Научно-исследовательская работа "Влияние компьютера на здоровье старшеклассников"

Научно-исследовательская рабоита «Влияние компьютера на жизнь и здоровье человека» включает в себя проблемные исследования: “Как влияет компьютер на здоровье человека?” и “Информированность старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на здоровье человека».

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ «ЛИКИНО-ДУЛЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ»











Научная работа

«ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»













Автор:

Крюкова Наталья Юрьевна

























2018 г.









ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 3



ГЛАВА 1. Влияние компьютера на здоровье человека ………………………………… 5



ГЛАВА 2. Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей ...... 6

2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора …………………………… 6

2.2. Сидячее положение в течение длительного времени ……………………………… 7

2.3. Утомление глаз, нагрузка на зрение ……………………………………………….... 8

2.4. Перегрузка суставов кистей …………………………………………………………. 8

2.5. Стресс при потере информации ……………………………………………………… 9



ГЛАВА 3. . Методы исследования и анализ результатов исследования по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье старшеклассников ……………………………………. 11



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………... 13



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………. 15



ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 16





























ВВЕДЕНИЕ



«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным. Хотя трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и интернет-ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону.

Компьютер (англ. computer — «вычислитель») — машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определённому алгоритму. Кроме того, большинство компьютеров способны сохранять информацию и осуществлять поиск информации, выводить информацию на различные виды устройств вывода информации. Своё название компьютеры получили по своей основной функции — проведению вычислений. Однако в настоящее время полагают, что основные функции компьютеров — обработка информации и управление.

Электронно-вычислительная техника всё шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Непрерывно растёт число специалистов, работающих с персональным компьютером, которые становятся их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.

Небывалая скорость получения визуальной информации и её передачи адресату, а, следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации - вот основные причины всеобщей компьютеризации. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. В первую очередь, у людей, регулярно работающих на ЭВМ, отмечается нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общая усталость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм - это электромагнитные поля и его мелькание на экране, длительная неподвижность позы оператора. Предупредить воздействие этих факторов - значит сохранить здоровье.

Тема «Влияние компьютера на жизнь и здоровье человека» включает в себя проблемные исследования: “Как влияет компьютер на здоровье человека?” и “Информированность старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на здоровье человека».

Объектом исследования являются старшеклассники Ликино-Дулевского лицея.

Предмет исследования – опросник, определяющий информированность о влиянии компьютера на человека.

Цель нашей работы:

1. Выяснить, как компьютер действует жизнь и здоровье человека;

2. Определить степень информированности, осведомленности и компетентности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

Задачи исследования:


1. Изучить литературу, рассматривающую проблему влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

2. Исследовать распространенность в молодежной среде осведомленности по проблеме влияния компьютера на человека в целом.
3. Выявить специфические критерии, факторы, действующие на организм человека, работающего за компьютером.

4. Предложить пути решения проблемы влияния компьютера на жизнь и здоровье молодежи.

Актуальность работы по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека определяется практической значимостью. Компьютеры уже совершили революцию в мире. За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Благодаря ему, мы получаем огромное количество информации, которую можем использовать для реализации своих идей. Но, наряду с приносимой пользой, компьютер вредно влияет на наше здоровье. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей.





























































ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА



Почему работа за компьютером наносит вред здоровью человека? О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это?

При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

Многих людей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Работая за компьютером, дети испытывают своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы детей за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Таким образом, длительная и непрерывная работа за компьютером стимулирует развитие или обострение хронических заболеваний. Импульсивные сигналы, излучаемые компьютерами, воздействуют не только на оператора, но и на всех, кто находится в помещении, где они установлены. При всей привлекательности компьютера – еще одна угроза человеку. Все большее распространение компьютеров и использование их для обучения и развлечений увеличивает опасность для здоровья, особенно детей.











ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА КОМПЬЮТЕРОМ



Без сомнения, компьютеры - великое изобретение человека. В настоящее время без них не обходится ни одно предприятие, ни одна школа. Это чудо техники позволяет во многом облегчить современную жизнь. Но вместе с пользой для прогресса, компьютеры наносят вред здоровью - страдает зрение, позвоночник и даже суставы рук. Движущееся изображение на экране приводит к переутомлению, человек перестаёт моргать и это приводит к сухости глаз, а облучение, исходящее из экрана монитора, способствует нервно-соматическим нарушениям в организме, вследствие чего истощается нервная система.



Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • стресс при потере информации.





2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора



Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения.

Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных.

В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки.

Довольно вредное излучение действует на расстоянии полуметра от экрана, отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует.
У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения: Отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению.

Как обезопасить себя, когда приходится иметь дело с компьютерами или электромагнитными полями?

1. Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

2. Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его. Эта может быть не очень удобно (и может даже оказать некоторое влияние на срок службы компьютера), но все же это не слишком большая плата за защиту от потенциальной опасности электромагнитного поля.

3. Следите за тем, чтобы сидеть по возможности дальше от экрана компьютера, но не в ущерб удобству. Рекомендуется при работе за компьютером помещать монитор на расстоянии вытянутой руки (руки взрослого с вытянутыми пальцами).

4. Дети и беременные женщины должны проводить за компьютером не больше нескольких часов в день.

5. Применяйте специальный защитный экран. Некоторые фирмы, производящие мониторы для компьютеров, разработали такие модели, которые существенно снижают создаваемые ими магнитные поля.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты (аминокислоты связывают возникающие свободные радикалы, это особенно относится к проживающим в экологически неблагоприятных условиях).

7. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох. Даже такая немудреная гимнастика активирует восстановительные процессы, способствует освобождению организма от шлаков.



2. 2. Сидячее положение в течение длительного времени



Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, негативно сказывается на циркуляции крови во всем организме (застой крови).

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник - остеохондроз, а у детей - сколиоз.

Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника.

Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля.

Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Она поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку.

1. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси.

2. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры. В идеале стол должен быть чуть ниже линии талии, чтобы экран располагался несколько ниже линии взгляда. Под столом должно быть достаточно пространства для того, чтобы время от времени вытянуть усталые ноги.

3. Правильная поза. Причем "правильная" - не всегда значит "удобная". Необходимо расправить плечи, выпрямить спину, ноги должны обязательно всей стопой опираться на пол. Но и в самой лучшей с точки зрения ортопеда позе нельзя сидеть долгое время.

4. Правильная организация режима работы. Прежде всего, необходимо по возможности ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха, причем не просто выключать монитор, но и потягиваться, встать, а то и выходить на улицу). А за 45 минут непрерывной работы как минимум 3-4 раза сменить позу: встряхнуть плечами, пошевелить ногами, помотать головой - все это поможет избежать усталости, так же как - выполнение упражнений. Они могут быть самыми простыми: так, наклоны и повороты головы улучшают мозговое кровообращение и являются неплохой профилактикой шейного остеохондроза.



2.3. Утомление глаз, нагрузка на зрение



Длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение.

Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.
Работая за монитором, человек гораздо реже моргает. Это приводит к пересушиванию коньюктивы глаза. Появляется резь и ощущение «песка в глазах».

Влияние компьютера на зрение уменьшается при работе на современном мониторе с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания.

У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером.

Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста.

Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Хотя еще и не доказано, что компьютеры действительно могут вызвать ухудшение зрения, некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение ими в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать.



Рекомендации при утомлении глаз:

  1. Выбор хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, а для школьника подойдет 17-дюймовый монитор.

  2. Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.

  3. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.

  4. Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе.

  5. Упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

  6. Глазам (да и всему организму) необходима дополнительная поддержка изнутри. К сожалению, из пищи наш организм не может получить всех необходимых веществ. Возникающий дефицит необходимых, полезных, важных витаминов и микроэлементов приводит к постепенному, но неуклонному ухудшению здоровья.
    Например, биологически активные добавки, кисель и компот «Витаминный для глаз» содержат все необходимые компоненты для помощи глазам при повышенных нагрузках на зрительный аппарат. Витаминно-минеральные комплексы направленного действия – это насущная потребность для каждого, кто хочет сохранить здоровье.

Если, несмотря на эти меры предосторожности, дети жалуются на головную боль, если воспаляются и чешутся глаза или если неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то необходимо показаться оптометристу или офтальмологу.

2.4. Перегрузка суставов кистей



Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром (carpal tunnel syndrome), при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере.

В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, как взрослые профессионалы. Однако все же имеет смысл следить за положением ребенка, если он чересчур засиделся за компьютером.



2.5. Стресс при потере информации



1. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случаются и инфаркты.

2. Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Порой бывает довольно сложно предположить последствия того или иного шага (особенно на фоне хронической усталости). Поэтому, длительная работа за компьютером, часто является причиной хронического стресса.

3. Необходимость перерабатывать большое количество неоднородной (и в большинстве своем ненужной информации), так же приводит к развитию стресса.





Таким образом, по сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.



























ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ



С целью выявления влияния компьютера на здоровье человека, а также информированности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по данной проблеме, мы использовали метод опроса (Приложение 1). Испытуемым предлагается ответить на 9 вопросов, касающихся влияния компьютера на человека. Последний, 10, пункт метода, заключается в том, что испытуемые дают свои рекомендации по сохранению здоровья человека при длительной работе за компьютером. Вопросы данной методики затрагивают различные области работы человека с компьютером: насколько часто используется компьютер испытуемыми, как часто делается перерыв в сеансах, каково влияние на здоровье в целом, а также каково влияние на развитие личностных качеств и т.д.

В опросе приняли участие 93 старшеклассников Ликино-Дулевского лицея. Исходя из проведенного исследования, мы выявили следующие результаты.


1. На вопрос «влияет ли компьютер на здоровье человека» (Приложение 2), 70 % испытуемых ответили, что компьютер оказывает негативное воздействие на человека, 30 % – не оказывает.


2. Вопрос «сколько времени испытуемые проводят за компьютером в сутки» (Приложение 3) дал следующие результаты:

- до 2 часов в сутки – 27 % испытуемых;

- до 4 часов в сутки – 23 % испытуемых;

- до 6 часов в сутки – 30 % испытуемых;

- до 8 часов в сутки – 2 %испытуемых;

- более 8 часов в сутки – 18 % испытуемых.


3. Нас заинтересовало мнение испытуемых о том, какое воздействие оказывает длительное времяпровождение за компьютером на зрение, позвоночник и циркуляцию крови (Приложение 4).

82 % испытуемых считают, что компьютер оказывает негативное воздействие;

16 % - не оказывает совсем никакого воздействия;

2 % - не знают


4. Вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека показал следующие результаты (Приложение 5):

7 % учеников считают, что электромагнитное излучение не влияет на здоровье человека;

70 % учащихся указывают на негативное влияние компьютера на здоровье человека;

23 % испытуемых не осведомлены в данном вопросе и затрудняются ответить.


5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером» (Приложение 6):

54 % учеников ответили, что испытывают неприятные ощущения, усталость, боль в глазах, неудобство, уныние;

22 % учащихся испытывают при длительной работе за компьютером радость, удовлетворение, наслаждение, позитив и счастье;

24 % испытуемых затруднились ответить на данный вопрос.


6. Вопрос о влиянии компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств дал следующие показатели (Приложение 7):

42 % учащихся считают, что компьютерные игры негативно влияют на психику человека;

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека;

33 % ребят затруднились ответить на данный вопрос.


7. На вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером оказывает негативное влияние на психику человека» (Приложение 8)

67 % ребят ответили, что компьютер отрицательно влияет на психику человека;

32 % учеников думают, что длительное времяпровождение не оказывает влияния на психику;

1 % - затрудняются ответить на данный вопрос.


Согласно проведенному тесту, было установлено, что компьютер оказывает негативное влияние на организм человека. В опытах была проведена анкета под названием «Ваше отношение к компьютеру». Большинство ответов учащихся на вопрос: «Влияет ли компьютер на здоровье человека?» (70 %) были положительными, т е компьютер оказывает негативное воздействие на человека. Но, всё же, они думают о своём здоровье, хотя и продолжают заниматься на компьютере.

Удивителен тот факт, что 18 % старшеклассников проводят за компьютером более 8 часов в сутки, что, безусловно, может сказаться на успехах в учебе – большая часть времени проводится не за уроками, а за компьютером.

27 % учеников проводят за компьютером менее 2 часов в сутки, а то и меньше. В основном в эту долю входят старшеклассники 11 классов, что объясняется, по нашему мнению, нехваткой времени из-за подготовки учеников к выпускным экзаменам и подготовки к поступлению в ВУЗы.

Примечетельно, что 74 % испытуемых уверены, что компьютер оказывает вред при длительном времяпровождении на зрение, позвоночник и циркуляцию крови. Хотя 14 % учащихся полагают, что нет никакого влияния на вышеперечисленные аспекты.

23 % старшеклассников затруднились ответить на вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека, что объясняется, как мы полагаем, низким уровнем осведомленности.

54 % ребят при длительной работе за компьютером испытывают утомление, усталость, боль в глазах. Но, даже, испытывая столь неприятные ощущения в организме, учащиеся не перестают меньше работать за компьютером. Что удивительно, 22 % старшеклассников испытывают при работе за компьютером радость, счастье, удовлетворение, любовь, эйфорию.

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека.

А вот 67 % учащихся уверены, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод, о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека. Человек, благодаря своей уникальной способности мыслить, уже немало сделал для того, чтобы облегчить себе жизнь и добиться максимального комфорта. И если некоторые годами ломают голову, трудясь над созданием новых технологий, и совершают научные открытия, то большая часть весьма умело научилась пользоваться плодами их труда. Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.

Но необходимо помнить, что только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека.

Если мысленно представить себе весы на разных чашах, на которых лежат положительные и отрицательные стороны компьютера то можно предположить, что эти чаши будут находиться в равновесии. Но возможно около 20 % населения будут с нами не согласны, так как они против компьютера, потому что он воздействует на психику, состояние и здоровье человека в целом.


На основе данной работы сделаны выводы:

1). Согласно большинству литературных источников воздействие электромагнитных излучений компьютера на организм человека оказывают целый ряд негативных воздействий - от зрения до психики.

2). Изучение воздействия компьютера на человеческий организм составляет большую сложность из - за слабой разработки методик.

3). Исследования по теме «Влияние компьютера на здоровье старшеклассников» проводились в основном методом тестирования, как наиболее доступным способом в условиях школы.

4). Согласно полученным данным большинство учащихся положительно относятся к компьютеру, хотя о вредном влиянии компьютера на состояние своего здоровья не задумывались.

5) В результате исследования мы выявили, что примерно 70 % старшеклассников Ликино-Дулевского лицея информированы по проблеме негативного влияния компьютера на здоровье человека. Однако данная осведомленность в этих вопросах не снижает уровня проводимого времени за компьютером, что ведет к резкому ухудшению здоровья в целом, так и к снижению работоспособности. В результате – снижается уровень школьной успеваемости.


Рекомендации:

1. Необходимо, по возможности, ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха.

2. Правильно подобрать рабочую компьютерную мебель (кресло должно быть на роликах; в идеале стол должен быть чуть ниже линии талии и должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры).

3. Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см

4. Проводить специальные упражнения для глаз (слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах).

5. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты, биологически активные добавки для глаз.

7. Пользоваться компьютерными очками со специальными цветными фильтрами.
























































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  2. Грановская Р.М. Дети и компьютеры / Р.М. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С.40 – 45.

  3. 3отов А.А. Потенциальная опасность применения компьютеров в школах и профилактика заболевания детей / А.А. 3отов, В.Е. Когут, Л.Ю. Кулева // Экология человека и природы : сб. материалов... конф. – Иваново, 1997 – С.61.

  4. Краснова О.А. Излучение компьютера и здоровье детей / О.А. Краснова, И.В. Левченко // Информатика и образование. – 1995.

  5. Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка / Л.А. Леонова, Л.В. Макарова, С.С. Савватеева // Материнство. – 1998.

  6. Петроченков А. Персональный компьютер и здоровье школьников / А. Петроченков // Учитель. – 2002. – № 5.

  7. Степанова М.И. Компьютер и самочувствие школьника / М.И. Степанова // Информатика и образование. – 1989. – № 5.

  8. Компьютерные излучения и профилактика заболеваний детей / В.Я. Володарский [и др.] // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине : тез. междунар. конгр. – СПб., 1997.– С.221.
































































ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 2.


Тест «Влияние компьютера на здоровье человека»


  1. Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека?

  2. Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)?

  3. Какую работу чаще Вы выполняете, пользуясь компьютером: печатаете, играете и т. д

  4. Через какой промежуток времени Вы делаете перерыв между сеансами, работая за компьютером

  5. Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме

  6. Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека

  7. Что Вы испытываете, работая долго за компьютером

  8. Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств

  9. Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека

  10. Ваши рекомендации по сохранению здоровья при длительной работе за компьютером

Приложение 2.

Диаграмма 1. Вопрос «Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека»
























Приложение 3.

Диаграмма 2. Вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)»
























Приложение 4.

Диаграмма 3. Вопрос «Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме»


Приложение 5.

Диаграмма 4. Вопрос «Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека»






Приложение 6.

Диаграмма 5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером»

Приложение 7.

Диаграмма 6. Вопрос «Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств»


Приложение 8.

Диаграмма 7. Вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека»





15



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее