Натюрморт (ознакомление с жанром)
Тема: «Ознакомление детей с жанром живописи натюрморт».
Цель: Познакомить с жанром живописи натюрморт, его особенностями и значением.
Задачи: 1) расширить и закрепить знания о натюрморте;
2) развивать мышление, зрительную память, речь;
3) воспитывать интерес к предмету, эстетические чувства.
Оборудование: слайд-шоу, наглядные пособия
ПЛАН:
I Организационный момент
II Целеполагание
III АОЗ
IVРабота по новой теме урока
а) введение в тему;
б) беседа по теме;
V Физ. мин.
VI Закрепление
VII Практическая работа
VIII Анализ работ
IX Итог
Этап | Содержание | Примечание |
I Орг. момент | Сегодня на уроке речь пойдет об очень интересном жанре изобразительного искусства, а о каком вы узнаете, после того как я прочитаю вам стихотворение. «Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, Или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это … натюрморт». |
|
II Целеполагание | - Правильно ребята, сегодня на уроке речь пойдет о натюрморте. Вы узнаете не только, что такое натюрморт, но и научитесь составлять композицию из натюрморта. |
|
III АОЗ | – Что вы знаете о натюрморте? - К какому виду относится? - Что означает слово «натюрморт»? «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально – «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.
|
|
IV Работа по новой теме. а) введение в тему;
б) беседа по теме; | Существует такая легенда: однажды один греческий художник по имени Апеллес, написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Но само слово «Натюрморт» - французское, означает оно буквально – «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы. Например, если мы рисуем яблоки, то они обязательно должны быть гладкими, блестящими, круглыми, спелыми и румяными. Если рисуем булочки, то обязательно пышные, аппетитные, с румяной корочкой. - Ребята, так что же изображают художники в натюрмортах? - Художники в натюрмортах изображают предметы, которые нас окружают. (мир предметов). - А сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и сказать, можно ли будет изобразить это в натюрморте. – Ой, я тоже знаю загадки, можно я тебе помогу. – Ярко блестит мой мундир, На столе я командир. Знают чашки, чайник, Я большой начальник. (Самовар) - К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. (Арбузы) - Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дождь. Озорник, а не уймешь. (Ветер) – Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто не пройдет, Всяк поклон отдает. (Земляника) – Сам с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладко, Откусишь – сладко. (Яблоко) – Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ниже. (Облака) – Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква) |
|
V Физ. мин. | ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО.. |
|
VI | Составить натюрморт – это целое искусство. А называется это искусство – композиция. - Слово композиция взято из латинского языка и означает – располагать какие-либо предметы красиво. В центре должен быть самый большой предмет. Вокруг этого предмета должно быть равновесие, более мелкие предметы должны располагаться рядом с крупным. - Теперь из выбранного вами натюрморта нужно составить композицию. |
|
VII Практическая работа | Поэтапное выполнение натюрморта. На первом этапе мы внимательно рассматриваем все предметы, определяем их форму, размер, цвет, расположение. На втором этапе отчерчиваем линию стола. На третьем этапе определяем центральный предмет, его размер и форму. Например: ваза стоит по центру, в основании имеет форму круга, горлышко – узкий прямоугольник, внизу подставка – маленький прямоугольник. Теперь, когда предмет разобран по частям, его легко зарисовать. На четвертом этапе рисуем осенние листья. Нужно рассмотреть расположение стеблей: какие стоят прямо, какие наклонились. Зарисовать их нужно тонкими линиями. Рассмотреть форму листьев, цветов и пририсовать их к ветвям. На пятом этапе рисуем предметы расположенные рядом. У нас это яблоко. Оно расположено справой стороны, имеет круглую форму, но снизу немного вытянуто. Аккуратно сделайте набросок яблока, вверху пририсуйте веточку с листиком. Набросок карандашом готов. Ребята, вы можете нарисовать вместо листьев цветы, вместо яблока любой другой фрукт.
|
|
VIII Анализ и просмотр работ | – Буратино, покажи, что у тебя получилось? Какой же ты молодец. – Теперь давай посмотрим, что получилось у наших ребят. Первый ряд покажите свои работы, второй, третий. |
|
IX Итог | – Что нового узнали на нашем занятии? - Что вам больше всего понравилось? – С каким жанром познакомились? – Что рисуют в натюрмортах?
|
|