Урок русского языка (обучение письму) с самоанализом
в 1 классе филиала учителя: Киреевой Надежды Владимировны
Данный урок письма 6 в календарно – тематическом планировании, 6 в подготовительном периоде обучения письму. На уроке использована тетрадь по письму № 1, авторов
Тема урока: «Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила письма.
Тип урока: урок формирования графического навыка, урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: создать условия для знакомства обучающихся с формой и названием элемента букв («наклонная прямая с закруглением с двух сторон или вверху и внизу»), изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов;
формирование умения распределять предметы на 2 группы по указанным и скрытым признакам; закрепление знаний о предметах одушевлённых и неодушевлённых; способствовать развитию мышления и внимания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся писать элементы письменных букв по алгоритму.
Метапредметные
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; развитие умения высказывать свою точку зрения, делать осознанный выбор.
Познавательные: ориентироваться в тетради; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Личностные: демонстрировать интерес (мотивацию) к учению
ОБОРУДОВАНИЕ: тетрадь по письму № 1 , презентация с материалами для урока, элементы букв на листочках, карточки для игр «Кто это? Что это?».
Этап урока | Характеристика деятельности учителя/ учащегося | Содержание работы (задание) | Самоанализ |
I. Организационный момент.
| Подготовка индивидуального места у учеников, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Учитель: - Доброе утро, ребята! Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Начинаем урок письма. Всё ли готово у вас к уроку? Сегодня нам будут помогать наши друзья Маша и Миша (герои из учебника Азбука) | Приветствие, проверка подготовленности уч-ся; организация внимания; раскрытие общей цели урока и плана его проведения
|
II. Создание ситуации неопределённости (интрига) Мотивация к учебной деятельности.
| Обеспечить мотивацию учения и включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока. Стимулирование на изучение нового | Учитель: Давайте выберем цели нашего урока (читающие дети помогают, зачитываю предложения со слайда 1) Слайд №1 1. научимся читать буквы 2. познакомимся с новым элементом букв 3. напомним и будем соблюдать правила посадки при письме 4. научимся писать цифры Что нам подходит, что вы добавите? | Дети получают представление о возможных событиях, происходящих на уроке. Задания стимулирует учащихся к предстоящему творчеству. Выяснение степени усвоения пройденного учебного материала; определение типичных недостатков и причин их появления; ликвидация обнаруженных недостатков
Пробуют самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводят анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Расширение тематических представлений о теме урока.
Осуществляется работа по развитию звуко-буквенного анализа слова, развитие фонематического слуха. |
III. Актуализация знаний
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | Повторить пройденный материал необходимого для «открытия нового знания», память, внимание, мышление. Актуализация знаний учащихся.
Делают анализ слова «гусь» с опорой на имеющиеся знания, пользуясь имеющимися карточками для обозначения звуков.
| Учитель: -Давайте ребята поможем Маше и Мише научиться писать. Для этого мы будем с вами выполнять разные задания. На доске таблицы – алгоритмы: догадайся, объясни; для тех, кто умеет читать; работа в паре; наблюдаем; задай вопрос; делаем вывод. 1. Повторим пройденное 2. Отгадаем загадки 3. Вспомним о звуках - Найдите элементы, которые мы уже писали на прошлых уроках (задание на листиках). Расскажите о них и отложите их Миши. - Какие элементы остались?
Предположите, как они называются. (Дети высказывают свои предположения.) - Правильно, это короткая наклонная линия с закруглением с двух сторон или вверху и внизу. Слайд №2 - Ребята, а сможем ли мы получить этот элемент из знакомых нам элементов? Каких? (короткая наклонная линия с закруглением вверху и короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо) Слайд №3 – Отгадайте загадки: По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. - Кто скажет, кто это? (подсказка: как зовут эту птицу?) (Гусь.) Сколько слогов в этом слове? один -Как узнали? (сколько гласных, столько и слогов) - Назовите гласный звук? «у». -Дайте характеристику остальным звукам слова «гусь»
Работа в тетради Найдите на данном рисунке детали, которые напоминают форму наклонных прямых линий с закруглением с двух сторон. (Это шея птицы.) – Обведите на рисунке с гусем прямые линии с закруглением с двух сторон. Каких ещё птиц вы можете назвать? (лебедь, утка…) этих птиц учёные называют - водоплавающие. Слайд №4 Изображение птиц с выделением элемента букв. Рисование узора-бордюра. – Отгадайте загадку: Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, А корабль больно ходок: Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.) – Рассмотрите узор и найдите в нем угаданные предметы. Внизу страницы обведите утку с утятами | |
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. | Воспроизведение на письме заданного в тетради образца элемента письменных букв. Оценка результата письма, определение причины ошибки, допущенной при письме.
| Повторим правила письма: Слайд №5 На простом листе бумаги Нужно букву написать Только правило, ребята, Надо строго соблюдать. Каждой буквы знай начало, Направление руки, Сядь за парту очень прямо, Лист с наклоном положи. Подготовка руки к письму. Письмо элементов в тетради. Учащиеся выполняют письмо элементов букв по алгоритмам: 1. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих, а затем обведи элемент по пунктирной линии. 2. Поставь ручку в начальную точку, обведи штрих и самостоятельно напиши заданный элемент. Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее; ведем прямую линию вниз, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
Давайте ещё раз повторим нашу цель урока: Чему мы должны научиться? Учащиеся работают по образцу в тетради. Прописывают 1 и 2 строчки. При необходимости оказывается индивидуальную помощь учащимся. | Этот этап должен: 1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме; 2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку); 3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме. Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Развивать внимание, чёткий зрительный образ. |
V. Динамический момент | Снятие утомления и напряжения. | Физкультминутка. Мы писали, мы писали, Глазки наши так устали. Пусть немножко отдохнут, В путь за стрелочкой пойдут. (Зарядка для глаз) Работа с плакатом. Слайд № 6 | Сохранение здоровья. |
VI. Этап первичной проверки понимания изученного
| Определение критериев красивого письма: ровное, аккуратное, соответствующее образцу
| Слайд №7 - Нужно ли нам научиться его правильно писать? - Ребята, а в каких, по вашему мнению, буквах встречается этот элемент? (Дети высказывают свои предположения.) Три момента повтори! 1.Знай начало каждой буквы (элемента). 2.Направление руки. 3.Чтоб уменье закрепить, Строчку нужно повторить. (Самостоятельная работа) Прописывают самостоятельно 3 и 4 строчки в тетради | Происходит осмысливание действий на уроке, приращение значимого; делают анализ букв; теоретическое усвоение, практическое освоение нового. |
VI Динамический момент | Снятие утомления и напряжения. | Отложите-ка тетрадку! Д. Раз, два! У. Становитесь на зарядку! Д. Раз, два! У. Мелкие шажки! Д. Раз, два, три! У. Легкие прыжки! Д. Раз, два, три! У. Сладко-сладко потянулись, И прогнулись, и пригнулись. Распрямились, разогнулись. Ваши мышцы все проснулись? Д. Да! У. Ваши губы улыбнулись? Д. Да! У. Пальчики к письму готовы? Д. Да! У. Мы работать будем снова? Д. Да! | Сохранение здоровья. |
VII. Этап закрепления новых знаний и способов действий
|
| Слайд №8 – Какие элементы письменных букв написал Почемучка? – Найдите на первой карточке известные вам элементы. Какой элемент на этой карточке не относится по своей форме к данной группе элементов? (Полоска в форме прямой короткой линии с закруглением с двух сторон не относится к группе элементов: полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.) – Какой элемент отличается переменным свойством от остальных элементов группы «прямые линии с закруглением с одной стороны»? (Подчеркивание одного из элементов указывает на его переменное свойство. У подчеркнутого элемента закругление выполнено вверху.) – Рассмотрите элементы второй карточки. Что объединяет данные элементы? К какой группе элементов они относятся? (Прямые линии с закруглением с двух сторон.) – Три точки на этой карточке указывают, что надо дописать элементы, относящиеся (по форме) к этой группе. – Сравните элементы: г – г. Чем они похожи? Чем отличаются? (Данные элементы похожи по форме, но отличаются по размеру.) |
|
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Репродуктивный метод. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Учащиеся выполняют задания на свободных строчках в тетради. Все ли правильно сидят? Посмотри – запомни – повтори. Игра «Найди лишнее» (Утка или куры) - Каких ещё домашних птиц вы знаете? (Картинки индюка, петуха, …). Для тех, кто умеет читать. Прочитайте слова, записанные письменным шрифтом, подчеркните простым карандашом буквы, в которых есть короткая наклонная линия с закруглением с двух сторон. Тигр, курица, страус, собака, ракета Игра КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Предметы одушевлённые и неодушевлённые. - Какие предметы отвечают на вопрос КТО ЭТО?, а какие – на вопрос ЧТО ЭТО? (На карточках предметы одушевлённые и неодушевлённые.) Перемешайте их. -Работаем в парах. Помним, совещаться надо тихо-тихо. Распределите карточки с картинками на 2 группы. Игра «КТО? Маша ЧТО? Миша» |
|
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
| -Смогли ли мы научить Мишу с Машей называть и писать новые элементы букв? - Что нового вы сами узнали? - Для написания, каких букв эти элементы понадобятся? Что на уроке понравилось? | Осмысление своей деятельности на уроке, оценка приращения. Проверка степени удовлетворенности учащихся, оценочные суждения деятельности. |
Данный урок соответствует содержанию программного материала, задачам урока. На уроке прослеживалась последовательность и логическая связь меду этапами урока. Учтены возрастные и психологические особенности детей первого года обучения. На уроке осуществлялись дидактические принципы обучения: научность, посильность и доступность, принцип наглядности, связи с жизнью, практикой. Работа учителя была направлена на формирование учебных навыков, развитие речи обучающихся, культуры письменных и графических работ. На уроке прослеживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Дети были активны на уроке, проявляли неподдельный интерес к выполнению тех или иных заданий.