«Осенний фестиваль знаний 2024»

Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени»

Урок исследование. Учащиеся на уроке повторяют все о растениях и делают опыты

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


План урока


Урок № 18


Тема урока

Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени»

Цель урока

создать условия для формирования представлений об условиях роста растений; способах размножения растений; правилами ухода за комнатными растениями.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений,

-практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.


Метапредметные:


Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.


Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы


Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета


Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

Основные понятия

вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, без цвета, без формы, без запаха, вода -растворитель.

Трудовые дей­ствия учителя

Поставила цели учебного занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

-поставила образовательные задачи учебного занятия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

-запланировала различные виды и формы работы на уроке;

-провела учебное занятие в рамках системно – деятельностного подхода;

-проанализировала учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов;

-проанализировала эффективность используемых способов и приѐмов обучения на учебном занятии;

-организовала деятельность по формированию регулятивных УУД, т.е. формирует способность самостоятельно ставить учебную задачу, инициативность и самостоятельность, ;

-организовала деятельность по формированию коммуникативных УУД, т.е формировала умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевые высказывания (монолог, диалог);

-организовала деятельность по формированию познавательных УУД, т.е. формирование умений выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

-организовала образовательный процесс с использованием ИКТ;

-создала психологически комфортную атмосферу на учебном занятии.

Учебно- методическое обеспечение(средства, оборудование)

Для учителя

1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова.

2. Презентация “Проращивание семени”

3.Карточки для работы в группе, в паре.

4. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

5. Таблица «Уход за комнатными растениями».

6. Семена тыквы, фасоли, пшеницы, подсолнечника

7. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

8. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, вода.


Для обучающихся

1.УМК «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

1 класс


Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя -

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Создание позитивного настроя на учебное занятие

2. Повторение ранее изученного.

Упражнение «Продолжи предложение»

Окружающий мир это….

Природа это…

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах.  (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

3.Мотивация. Целеполагание.

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Скажите, на какие группы делятся все растения?

Какова роль растений на Земле?

4. Актуализация знаний.

Где вы видели такие растения?

Опишите одно из растений.



Определите по рисункам как вырастить растение?

Расскажите, как вырастить растение из черенка.

Достаточно ли знать, как вырастить растение?

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки .

5. Физкультминутка.


6. Практическая работа в парах работы по теме урока.

Практическая работа. Строится план практической работы.

а) Для роста семян нужна вода

Опыт 1

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Работать вам придется в группе, помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща.

Проводится серия опытов, учащимися делаются выводы и обобщения.

б) Для роста семян нужно тепло Опыт 2

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.



в) Для роста семян нужен воздух Опыт 3

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.


г) Для роста семян нужен свет

Опыт 4

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

9.Итоговое обобщение.

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

10. Самооценка учебной деятельности.



Деятельность обучающихся

1. дети проверяют готовность к уроку, установка на начало урока; осознание себя как ученика.



2.Обучающиеся включаются в работу, повторяют материал прошлого урока, формируется умение строить речевые высказывания.









3.Дети ставят образовательные задачи учебного занятия. Формируется умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока












4. Дети учатся понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

















6. Дети делают выводы.





а) Формируются предметные УУД – знакомятся с естественно-научными понятиями, определяют значение воды для роста семян












б)Ответы детей.

Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями если таковы возникают.




в) Формируются личностные УУД:

позиция школьник ; способность к самооценке, эмпатия- понимание чувств других.






-Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Через 7-10 дней подведём итоги. Сделаем вывод.






Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей



План урока по предмету «Окружающий мир»

1Б класс

Тема. Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени».

Цель: создать условия для формирования представлений об условиях роста растений, способах размножения, правилами ухода за растениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений, практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

УУД:

Регулятивные:

Осуществление учебных действий - ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы.

Познавательные:

Общеучебные – учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

Самоопределение – осознавать ответственность человека за общее благополучие; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Инструментарии: Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Таблица «Уход за комнатными растениями».

Семена гороха, фасоли, пшеницы, подсолнечника Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, крышка, лист бумаги. Вода.

План урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. (слайд)

  1. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Продолжи предложение»

Окружающий мир это…. (то, что нас окружает. Это предметы, животные, дома, люди, тучи, деревья.) (слайд)

Природа это… (все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека) (слайд)

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах.  (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

  1. Определение темы и целей урока

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях)

-Скажите, на какие группы делятся все растения? (Учащиеся могут разделить растения на ярусы)

Какова роль растений на Земле?

(-Растения дают кислород. Без кислорода не может быть жизни на Земле.

-Растения служат пищей для насекомых, животных и человека.

- Из деревьев человек строит дома, делает мебель.)

  1. Работа над новым материалом

Где вы видели такие растения? (они растут около школы)

Опишите одно из растений.

Береза – стройное дерево, с густой кроной, широко растущей вверх. Березу можно узнать по ее очень красивой белочерной коре. А листочки у нее похожи на сердечко.

Сирень – это красивоцветущий кустарник. Ствол её покрыт серовато-бурой корой. Крона округлая, не очень густая. Цветки мелкие и душистые. Весной сирень радует нас своим обильным цветением от белого до фиолетового цвета.

Горох – один из трав семейства бобовых. Это кудрявое растение с высоким содержанием белка.

Определите по рисункам как вырастить растение?

Черенком, семенами.

Расскажите, как вырастить растение из черенка. (слайд)

Достаточно ли знать, как вырастить растение? ( нет. Нужно знать, что необходимо для роста растений)

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки (слайд) .





Физкультурная минутка.

"Какие бывают растения?" для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, осина, тополь, малина, воробей, сосна, астра, горох, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза, орешник, опята, подсолнух,



5. Практическая работа в парах.

Чтобы узнать, при каких условиях семена будут прорастать, поставим опыты.

Опыт 1

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Исследование группы № 1

Цель исследования:

  1. Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

  2. Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужна вода.

Инструкция:

  1. На дно каждого стакана положить ватный диск.

  2. В два стакана поместить семена фасоли.

  3. В первом стакане семена оставить сухими, без воды.

  4. Во второй стакан на дно налить немного воды.

  5. Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.



Опыт 2

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.

Исследование группы № 2

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходимо тепло.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) В каждый стакан на дно налить немного воды.

4) Первый стакан поставить в освещённое тёплое место.

5) Второй стакан поставить на холод.



Опыт 3

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.

Исследование группы № 3

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужен воздух.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) Первый стакан до краёв наполнить водой.

4) Во второй стакан на дно налить немного воды.

5) Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.





Опыт 4

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

Исследование группы № 4

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходим свет.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) В каждый стакан на дно налить немного воды.

4) Первый стакан поставить в освещённое тёплое место.

5) Второй стакан поставить в тёмное место.



-Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте, делают выводы. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Через 7-10 дней подведём итоги. Сделаем вывод.

6.Итог урока

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

7. Рефлексия

Самооценка работы на уроке.

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. (Зеленый листочек)

-Мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь. (Оранжевый листочек)

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. (Красный листочек)

- Спасибо за работу! Урок окончен.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее