«Осенний фестиваль знаний 2024»

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки».

Конспект урока по литературному чтению Н.А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки».

Цель: познакомить учащихся со стихотворение Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»

Задачи:

- развивать навык выразительного чтения, умение наблюдать и сравнивать;

- формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе;

- воспитывать познавательную, творческую исследовательскую активность детей.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Хорошо уметь читать:

Можно многое … (узнать)

Я стихи сейчас прочту

И пятёрку … (получу)

Речевая разминка.

- Какую бы работу мы с вами не делали, все начитается с разминки.

Упражнения для развития речевого аппарата.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

Упражнения для интонации:

Лара и Валя играют на рояле.

  1. Сообщение темы и постановка задач урока

  • Прочитайте стихотворение «Хитрые санки».

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки — с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

И. Бурсов

  • Понравилось вам стихотворение? О чем оно?

  • Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них.

  • Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некра­сова на с. 149 учебника. Предположите, о чем оно.

Тема урока: Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

- Как вы думаете, какие задачи предстоят перед нами на уроке?

- Ребята, сегодня на уроке чтения мы познакомимся с отрывком из поэмы «Саша» Н. А. Некрасова, будем учиться выразительно читать, наблюдать, сравнивать, развивать творческую исследовательскую активность.

IV. Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки…»

1. Первичное восприятие стихотворения

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- О чём оно?

- Как поэт описывает забавы Саши?

2. Словарная работа.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма.

Физкультминутка

3. Вторичное восприятие (читают учащиеся)

4. Анализ стихотворения.

– Как описывает поэт забавы Саши? зимние забавы девочки Саши, которая очень любит кататься на салазках с горки. Ну а вечером для Саши наступает время иных забав - она слушает нянины сказки и под них спокойно засыпает.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Это веселое стихотворение, которое дарит и веселое настроение.

– Что можно сказать о характере девочки? (веселая, жизнерадостная, озорная.)

– Что делала Саша, когда санки переворачивались набок? С. 149 – 2

– Кому из героев принадлежат слова: «Не убейся...» – Найдите в тексте слова, которые подсказывают, какое чувство при чтении надо передать. (Няне)с. 148 – 3

– Прочитайте строки, в которых говорится о том, что Саша была жизнерадостной девочкой. С. 148 – 2

– Прочитайте строчки, из которых видно, что няня беспокоится о ней. С. 148 – 3 (1)

– Какие взаимоотношения между няней и Сашей? – Саша и няня любят друг друга. Любить друг друга – значит прощать, принимать друг друга такими, какие есть, заботиться

- Что необычного в записи стихотворения вы заметили? (Оно разделено на части по две строчки в каждой).

- Каждая часть стихотворных строк в литературе называют строфой.

- На с.154 учебника прочитайте определение понятия «строфа».

- В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трёхстишие).

- Какое по количеству стихотворных строк это стихотворение? (Двустишие).

– Найдите глаголы в первом и последнем двустишии. – Глаголы: «любила», «любит».

Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение другу. (Выразительное чтение стихотворения учащимися).

Творческая  разноуровневая работа в группах.

1 группа.

Задание. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)

Полная счастья, с горы ледяной.

Саша садилась, летела стрелой,

В зимние сумерки нянины сказки

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –

Любит она её смех молодой…

Саша, салазки свои погоняя,

Саша любила. Поутру в салазки

Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:

2 группа.

Задание. Проталинки.

(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

В зимние сумерки _________________

Саша любила. Поутру _____________

__________________, летела стрелой,

Полная __________, с ________ ледяной.

Няня кричит: «____________________!»

Саша, ______________________ погоняя,

Весело _______________. На полном бегу

Набок салазки — и Саша ______________

Выбьются __________, растреплется ________–

Снег _______________, смеётся,___________!

Не до ворчанья и __________________:

Любит она её __________________________…

V. Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VI Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось?

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

VII Домашнее задание

Прочитать другие стихи Н.А. Некрасова, подготовить выра­зительное чтение одного из них, подобрать иллюстрации к нему.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее