Урок в 10 «а» классе
на тему «Мысль семейная в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цели:
1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;
2. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;
3. Воспитывающие: воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач; показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
Межпредметная связь: история, русский язык, информатика.
Оборудование: иллюстративный материал, компьютер, проектор, творческие работы учащихся, высказывания о Толстом.
Тип урока: эвристическая беседа с элементами проектирования
Методические приемы: частично – поисковый, исследовательский, эвристический, выборочная работа с текстом, информационный.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка домашнего задания. Работа со словарём: выяснение значения слова «семья».
4. Сравнительная таблица.
5.Семья Курагиных.
6. Семья Ростовых.
7. Семья Болконских.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям.
Л.Н.Толстой.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Слово учителя. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по–своему», - такими словами начинает Л.Н.Толстой свой роман «Анна Каренина», в котором, как он сам говорил, воплотил «мысль семейную». В романе «Война и мир» основной мыслью является «мысль народная», и все-таки семье, семейным устоям, традициям писатель отвел очень большую роль. И совсем неслучайно.
Вопросы:
- Ребята, каково значение слова «семья»? Что об этом вам поведал словарь?
1)Группа живущих вместе родственников.
2)Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Группа единомышленников. (Запись на доске).
- Какое значение в слово «семья» вкладывает Л.Н.Толстой?
- Какие семьи показаны в романе? (Ростовых, Болконских, Курагиных).
Учитель. В романе изображается хроника 3-х семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. (Просмотр 1-3 слайдов творческого проекта «Мысль семейная в романе «Война и мир» и запись темы урока в тетрадь).
3. Сообщение темы и цели урока.
Нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет. Цель нашего урока - проследить, как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях.
4. Сравнительная таблица.
- Ребята, по ходу урока мы будем заполнять с вами сравнительную таблицу, которая поможет нам при подведении итогов урока.
Аспект | Ростовы | Болконские | Курагины | ||||||
Манера поведения | Граф Ростов | Наташа | Николай | Старый князь | Андрей | Марья | Князь Василий | Элен | Анатоль |
Черты характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к окружающим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизненные цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Семья Курагиных.
1) Индивидуальное сообщение о семье Курагиных.
2) Беседа.
- Что характерно для Курагиных? Каков их главный принцип жизни? (ложь, разврат, зло).
Индивидуальное сообщение о Василии Курагине.
Василий Курагин – светский человек, карьерист и эгоист. Он стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи – графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника – Пьера – и женит его на своей дочери – бездушной кокетке Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Болконской. Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность являются характерными чертами Курагиных – отца и детей. (Слайд 4).
- Как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях? (Слайд 5- 6).
- С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?
(Женитьба. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.)
- Как переживают Курагины позор сватовства?
(Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”. Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина) (Слайд 7).
Учитель. В семьи Болконских и Ростовых то и дело вмешивается семья Курагиных. Князь Василий по-своему заботится о своих детях: дочь Элен мечтает о безуховских миллионах, и, воспользовавшись наивностью Пьера, добивается своего (слайды 8-9).
Индивидуальное сообщение об Элен Курагиной.
Элен – «блестящая красавица». В ней воплощён дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы – там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращённых к Элен, выражена подлинная сущность и всей семьи Курагиных, и всего светского общества. Глаз Элен Толстой не рисует, потому что они не светятся мыслью и чувством. Улыбка Элен – застывшая лицемерная маска. Всё в этой героине пропитано насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В ней нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного – все поступки определяются условными правилами светского поведения.
- Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?
(По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды).
- Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?
Вывод: Просмотр 10 слайда.
Учитель. Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Не зря Толстой лишает Элен материнского начала. Для нее дети – обуза. А ведь это противоестественно для женщины.
6. Семья Ростовых. (Слайд 11).
1) Индивидуальное сообщение о семье Ростовых.
2) Просмотр творческого проекта о семье Ростовых (слайды 11-16).
3) Беседа.
- Какой предстает перед нами Наташа (Слайд 12)?
Индивидуальное сообщение «Образ Наташи».
Самый обаятельный женский образ романа – Наташа Ростова. Вначале это непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Её образ дан в динамике её духовного роста. Наташа живёт больше сердцем и чувствами, чем головой. Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели её к увлечению Анатолем Курагиным. Это была ошибка, стоившая ей дорого. Однако в обстановке семейно-бытовой Наташа проявляет и ум, и деловитость, и практичность. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она уложила в ящики все самые дорогие вещи. Во время этих сборов раскрываются и другие стороны натуры Наташи: её бесконечная доброта и патриотизм. Все богатства Ростовых были брошены в Москве. И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда дело шло о спасении русских солдат и офицеров!
В эпилоге мы видим Наташу замужем. Все её интересы сосредоточены на своём доме, муже, детях. Вне этого круга для неё нет жизни. Таков идеал женщины, по мнению Л.Н.Толстого.
Учитель. Ребята, помните, вначале романа Т.дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер?
Учитель. Наташа – главная героиня романа. Она не идеальна. Ей свойственно ошибаться. Но именно ей Толстой дает право на искупление. Если сопоставить Наташу и Элен по красоте внешней, то, конечно, Наташа проигрывает, но для Толстого внешность не главное. Что его интересует больше? (внутренний мир, который раскрывается через глаза героини).
- Что вы можете сказать о родителях Наташи? (Слайды 13-15). (Граф Ростов добродушный, гостеприимный человек, он, обрекая семью на бедность и разорение, спасает своего сына Николая от позора, собирает 43 тысячи, чтобы тот отдал проигрыш Долохову. Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал. Он не деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа? Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых».
Вывод: Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?
Учитель. Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых. (Слайд 16).
7. Семья Болконских.
1) Индивидуальное сообщение о семье Болконских.
2) Просмотр творческого проекта о семье Болконских. (17-22 слайды).
3) Беседа.
- Чем интересна личность старика Болконского? (Слайд 18).
Индивидуальное сообщение «Образ Николая Андреевича Болконского».
Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…»
Гордый и непреклонный, князь просит сына передать записки государю после его смерти. А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».
Воспитанием и обучением своих детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.
- Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма? (Слайд 19).
(Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу». Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.)
- «Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?” Жестоко, но это спасает Марью.
- Что важно князю в женихе для дочери?
(Чтобы он был ее достоин).
- В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?
(Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.
Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит её больше себя).
- Какие качества демонстрирует Марья?
(Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает. Ей не свойственно это. Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.
“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских. Духовная Марья могла родиться только в семье Болконских.
Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.)
- В какой сцене впервые предстает А. Болконский? ( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: «Вошло новое лицо. Новое лицо был князь Андрей Болконский. Мы видим, что князь добр только с Пьером, которого предупреждает, что здесь не принято говорить прямо»).
Индивидуальное сообщение «Образ Андрея Болконского».
Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему; князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание. Князь Андрей – богато одарённая натура. У него незаурядный ум. Это человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной жизни. Андрей Болконский не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига. Князь Андрей постоянно сомневается, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.
- В каком эпизоде показаны взаимоотношения в семье Болконских? (Слайд 20).
( Отъезд князя Андрея на войну)
- С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
(С радостью за то, что сын исполняет долг, службу (в высоком значении этого слова).
-Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?
(Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.)
- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?
(Борьба отца и гражданина, с победой последнего.
(Пусть лучше больно, чем стыдно.
“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.)
- Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?
(Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.
Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно).
Вывод: (Слайд 22).
Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену и прекрасных женщин, умных, духовно богатых.
8. Итоги урока.
1) - Назовите отличительные черты домов Болконских и Ростовых. (Гостеприимность. Дети честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание. Обе семьи отличаются огромной заботой о своих детях).
2) Анализ заполненной в течение урока сравнительной таблицы.
- Какие выводы записаны вами в таблице?
Слово учителя.
В 70-е годы в стране происходит множество социальных перемен, остро встал вопрос о женской эмансипации. Как следствие стало открытие в Петербурге Смольного института для благородных девиц. Толстой был противником женской эмансипации. Наташа – это образец женщины, по его мнению. Она всю себя отдала мужу и детям, стала хранительницей семейного очага
Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, нравственная основа русской литературы – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.
Мне кажется, я для любви потерян. |
Холодный дом, и осень за окном. |
И вот беру я с книжной полки том |
«Война и мир» великого Толстого. |
Наташа, Пьер, Андрей и старый князь… |
Все это в детстве моем школьном было. |
Вдруг от страниц повеяло теплом, |
И понял я - любовь всему мерило. |
Любовь, семья и отчий дом. |
Вот то, что мне всего дороже. |
Великий смысл, наполненный добром, |
Несет бессмертный гений мудрого Толстого. |
9. Домашнее задание.
1) Закончить заполнение таблицы.
2) Написать сочинение «Семья – нравственный оплот нации» (Л.Н.Толстой).
Аспект | Ростовы | Болконские | Курагины | ||||||
Манера поведения | Граф Ростов | Наташа | Нико- лай | Старый князь | Андрей | Марья | Князь Василий | Элен | Анатоль |
Черты характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к окружающим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизненные цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Василий Курагин – светский человек, карьерист и эгоист. Он стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи – графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника – Пьера – и женит его на своей дочери – бездушной кокетке Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Болконской. Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность являются характерными чертами Курагиных – отца и детей.
Индивидуальное сообщение об Элен Курагиной.
Элен – «блестящая красавица». В ней воплощён дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы – там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращённых к Элен, выражена подлинная сущность и всей семьи Курагиных, и всего светского общества. Глаз Элен Толстой не рисует, потому что они не светятся мыслью и чувством. Улыбка Элен – застывшая лицемерная маска. Всё в этой героине пропитано насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В ней нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного – все поступки определяются условными правилами светского поведения.
Индивидуальное сообщение «Образ Наташи».
Самый обаятельный женский образ романа – Наташа Ростова. Вначале это непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Её образ дан в динамике её духовного роста. Наташа живёт больше сердцем и чувствами, чем головой. Доверчивость, непривычка критически относиться к людям, восхищение красотой привели её к увлечению Анатолем Курагиным. Это была ошибка, стоившая ей дорого. Однако в обстановке семейно-бытовой Наташа проявляет и ум, и деловитость, и практичность. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она уложила в ящики все самые дорогие вещи. Во время этих сборов раскрываются и другие стороны натуры Наташи: её бесконечная доброта и патриотизм. Все богатства Ростовых были брошены в Москве. И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда дело шло о спасении русских солдат и офицеров. В эпилоге мы видим Наташу замужем. Все её интересы сосредоточены на своём доме, муже, детях. Вне этого круга для неё нет жизни. Таков идеал женщины, по мнению Л.Н.Толстого.
Индивидуальное сообщение «Образ Николая Андреевича Болконского».
Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…»
Гордый и непреклонный, князь просит сына передать записки государю после его смерти. А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».
Воспитанием и обучением своих детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.
Индивидуальное сообщение «Образ Андрея Болконского».
Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему; князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание. Князь Андрей – богато одарённая натура. У него незаурядный ум. Это человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной жизни. Андрей Болконский не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига. Князь Андрей постоянно сомневается, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.
Мне кажется, я для любви потерян. |
Холодный дом, и осень за окном. |
И вот беру я с книжной полки том |
«Война и мир» великого Толстого. |
Наташа, Пьер, Андрей и старый князь… |
Все это в детстве моем школьном было. |
Вдруг от страниц повеяло теплом, |
И понял я - любовь всему мерило. |
Любовь, семья и отчий дом. |
Вот то, что мне всего дороже. |
Великий смысл, наполненный добром, |
Несет бессмертный гений мудрого Толстого. |