Техникум - это не только история,
Это не просто слова,
В них жизни мгновенья бесценные,
Судьба в них твоя и моя…
Нашему техникуму в 2019 году - 40 лет. Очень много за это время сделано, пережито, достигнуто. Для техникума 40 - это только молодость: горение, надежды и взлеты. За это время Поворинский филиал «ЛПТТ им. А.К. Лысенко» подготовил большое количество выпускников. Судьба разбросала их по городам и весям всей России и многих государств. Но учеба в нашем заведении - это не просто факт биографии. Это принадлежность к особому братству.
Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач нашего образовательного учреждения. Решая проблему гуманного воспитания обучающихся, образовательное учреждение, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у гражданина ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель воспитания наших студентов состоит в формировании гражданственности и гуманизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности и гуманизма как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Большую роль в воспитании патриотизма и гуманизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла.
Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, студенческой взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям старшего возраста. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.
Формирование основ нравственной культуры осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях семьи, общества.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.
Успех воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
подчинение труда студентов учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде обучающихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания студентов решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования, субботниках.
«Человек по натуре своей — художник и гуманист. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту, добро и правду» Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной.
Гуманистическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.
Большую роль в формировании такой культуры обучающихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве.
Оглянемся вокруг…. Мы уже шагнули в XXI век. Время обязывает нас, чтобы студенты не были похожими друг на друга, понимали и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Во многом от преподавателей зависит, состоится ли как личность выпускник техникума и как сложится его судьба.
Законы рыночных отношений обуславливают необходимость подготовки таких специалистов, которые способны умело применять приобретенные знания для решения возникающих проблем, гибко адаптироваться в жизненных условиях, критически мыслить, делать необходимые обобщения и выводы, уметь работать сообща и самостоятельно.
Наше образовательное учреждение распахнуло свои двери в 1979 году. За это время многое изменилось. Меняются времена, меняются люди, но неизменны человеческие чувства: печаль, радость, вера, надежда, любовь… Вечны сила духа и мудрость… Вечности принадлежат фотографии людей, запечатлевшие это неизменное, вечное. Сколько их было за всю историю нашего учебного заведения!
Гордость техникума - его выпускники. Наши выпускники востребованы на рынке труда. Они с теплотой и благодарностью вспоминают своих преподавателей. Многие выпускники приходят в наш техникум, встречаются с преподавателями, делятся своими радостями и проблемами. Мы дорожим такими доверительными отношениями. Все выпускники благодарны техникуму не только за знания и хорошие оценки в дипломе, но и за ту веру в себя, в собственные силы, способность развиваться, стремиться и покорять новые вершины, чему их научили в стенах учебного заведения. Из стен техникума вышло множество профессионалов. Нам радостно за выпускников, которые стали нашей гордостью, радостно от неповторимых, вдохновенных дней самоотверженного труда. Техникум - это не казенное и унылое учреждение. Это теплый и добрый Дом. Преподаватели и мастера профессиональных дисциплин не только учат, но и воспитывают студентов, прививая им чувство ответственности ко всему тому, чем живет учебное заведение-это мастера производственного обучения Дрожжин О.В., Шашлов В.И. и Гуров Д.Е. Это - культура быта и взаимоотношений, уважение к своему и чужому труду. Сегодня техникум - это современное учебное заведение с благоустроенным общежитием. Студенты занимаются в просторных и светлых аудиториях. В распоряжении студентов компьютерные классы, библиотека с читальным залом, спортивный и актовый залы, уютная столовая.
Преподаватели общеобразовательных дисциплин и мастера ведут разностороннюю образовательную и воспитательную работу. Проводим субботники, убираем территорию Парка Победы, участвуем в ежегодных мероприятиях «Мы за здоровый образ жизни», «Красная ленточка», «Моя любимая семья», проводим концерты к 23 февраля и 8 марта, отмечаем День матери, участвуем в акции «Свеча памяти». Доброй традицией нашего техникума стало приглашение церковнослужителей, которые проводят беседы со студентами о церковных праздниках, традициях церкви.
Одним из направлений работы нашего коллектива является выработка у студентов активной жизненной позиции, воспитание патриотизма, целеустремленности, привитие навыков самостоятельной работы.
Преподавание общественных дисциплин требует системного подхода. Это целый блок дисциплин, который включает историю; основы экономики, философии, права; обществознание; этику делового общения; культурологию. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать возрастные особенности студентов, смысловую нагрузку названных дисциплин, их сложность. Необходимо определить место каждой из них в учебном процессе. С этой задачей успешно справляются опытные педагоги, имеющие многолетний стаж работы: Медведева О.М.-преподаватель физики и Шапкина С.В.-преподаватель русского языка и литературы. Дисциплины этого цикла сложные и увлекательные, интеллектуальные и необходимые для формирования культуры мышления, духовного обогащения личности, формирования гражданской позиции. В этом помогает внеаудиторная деятельность: организация и проведение творческих конкурсов, диспутов, конференций, экскурсий, оформление презентаций. В ходе работы студенты заряжаются энергией, расширяют кругозор, приобретают навыки коммуникативного общения, участвуют в научно-практических конференциях областного и регионального уровней. Имеются призовые места. Каждый год преподаватель русского языка и литературы проводит литературно-музыкальные композиции, посвященные великим писателям и поэтам России. Например, к 120- летию С. Есенина, к 125- летию М. Цветаевой, к 200- летию И. Тургенева. Уроки добра и предметные недели - это тоже наша добрая традиция. У нас открыты двери Зала Боевой Славы, где проводят уроки Мужества преподаватели по литературе и истории, посвященные героям Афганистана-нашим студентам и памяти о Великой Отечественной войне.
Наш техникум не только железнодорожный, но и кулинарный. Мастер производственного обучения Ларина Г.А. обучает искусству кулинарного дела. Не раз наши студенты занимали призовые места в областных и региональных конкурсах.
Бодрость духа, грация и пластика - отличительная черта всех выпускников техникума, потому что наш техникум знают не только как железнодорожный, но и спортивный. И это благодаря работе руководителя физвоспитания Гайворонского А. И. Преподаватель физической культуры формирует интерес студентов к занятиям спортом и реализует целевую установку на ведение здорового образа жизни. Благодаря его слаженной деятельности появились спортивные традиции, работают спортивные секции. Спортивная жизнь учебного заведения многообразна и находит горячий отклик в студенческой среде. Спорт делает студентов физически крепкими и выносливыми. Среди студентов есть чемпионы, победители и призеры районных, областных и региональных спартакиад и соревнований. Команда техникума неоднократно занимала призовые места в области. В копилке наград солидный багаж грамот и дипломов; оформлен стенд "Лучшие спортсмены техникума".
В тесном контакте с преподавателями физического воспитания работает Андреев Г. Н. ,преподаватель - организатор ОБЖ. Под его руководством работает стрелковый кружок, осуществляется постановка на воинский учет допризывной молодежи, готовится команда для участия в районном конкурсе "День призывника". Сложным для усвоения остается для студентов нашего учебного заведения английский и немецкий язык. Эту задачу планомерно и настойчиво решают преподаватели Кузина Н.А. и Демченко М.В. Для создания благоприятных условий и доброжелательной атмосферы на занятиях и решения поставленных задач преподаватели применяют разнообразные формы и методы, стараются поощрять инициативу студентов, подбирают задания, позволяющие студентам проявить себя.
Предметно - цикловая комиссия общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - это сплоченный коллектив педагогов с высшим образованием и большим опытом работы. На каждом занятии у них можно увидеть свои находки и свои "изюминки". Педагоги работают в тесном содружестве с администрацией, преподавателями других цикловых комиссий техникума, поддерживают связь с родителями.
Наш техникум носит звание Героя Труда Шебордаева В.С., машиниста локомотивного депо Поворино, мастера производственного обучения. История нашего техникума- это частица нашего железнодорожного города Поворино.