Тема : Мышление и деятельность.
Мышление - способность к познанию свойств и связей объектов.
Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека(строением и работой мозга) и языком. Язык позволяет фиксировать результаты мышления (например, у Ньютона шел процесс мышления, в результате которого он озвучил и записал научный факт – земля обладает силой притяжения).
Опосредованный (т.е. без использования каких либо средств) характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познает скрытые свойства, связи и отношения предметов.
Результатом процесса мышления являются: обобщение, выводы. (например, Иван изучил и проанализировал причины Первой мировой войны и сделал вывод, что главная причина ПМВ – это колониальная система мира).
Задание 1 на закрепление:
Методы мышления:
Дедукция | Индукция |
Метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Например, Все деревья - растения. Клен- дерево. Клен – растение. | Метод мышления на основе перехода от частного положения к общему. Например, Моржи – водные млекопитающие. Тюлени- водные млекопитающие. Моржи, Тюлени – семейство ластоногих. Все ластоногие – водные млекопитающие. |
Операции (приемы) мышления:
Анализ | Мысленное разложение предмета на составляющие элементы. (например, анализируем: из каких геометрических фигур составлен дом?) |
Синтез | Мысленное объединение отдельных элементов целого. (например, составьте дом из геометрических фигур). |
Сравнение | Установление сходства или различия объектов. (Чем похожи эти предметы? Чем они отличаются?) |
Обобщение | Переход от мысли о конкретном объекте к свойствам их классов и родов. (например, как можно одним словом назвать прямоугольник, квадрат, ромб?) |
Абстрагирование | Мысленное отвлечение от ряда качеств объекта, который познается с целью понимания какого то из них. (например, покажи предметы круглой формы), |
Моделирование | Исследование свойств и связей объектов на специально построенных моделях |
Задание 2 на закрепление:
Задание 3 на закрепление:
Основные формы мышления:
Понятие | Мысль, которая фиксирует существенные общие признаки объекта. Например, разрывная пуля. |
Суждение | Форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у объекта каких – либо признаков. Например, поезд отошел, перрон опустел). |
Умозаключение | Форма мысли, в которой на основе суждений логически выводится новое суждение. Например, Все деревья - растения. Клен- дерево. Клен – растение). |
Задание 4 на закрепление:
Задание 5 на закрепление:
Задание 6 на закрепление:
Деятельность - сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.
Деятельность- это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, т. е. деятельность отличает человека от других живых существ.
Деятельность – это целенаправленная и целесообразная активность, т. е. человек ставит перед собой цели и прикладывает усилия для их достижения.
Деятельность носит сознательный характер: субъект осознает потребности, которые становятся побудителем (мотивом) деятельности, степень их удовлетворенности критерий оценки результатов (например, Вася удовлетворил потребность в пище, результат деятельности отличный);
Деятельность носит преобразовательный характер: субъект в ходе деятельности изменяет окружающую действительность(например, замерзая от холода, человек разумный изготовил себе одежду их шкур животных).
Так же человек способен планировать свою деятельность, подбирать средства ее осуществления, при необходимости корректировать ее.
Задание 7 на закрепление:
Структура деятельности:
Субъектом деятельности является человек (социальная группа, общество).
Объектами деятельности (то/тот, на что/кого направлена деятельность) могут выступать предметы и явления, процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество.
Мотив – осознанные потребности человека, которые определяют направленность его деятельности.
Цель – образ желаемого результата деятельности.
После постановки цели человек определяет необходимые средства, выбирает способы деятельности и осуществляет определенные действия.
Например: структура деятельности на примере подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Субъект – обучающийся, объект – знания по предмету. Цель – успешно сдать экзамен. Мотив – потребность развиваться. Средства – пособия, работа с репетитором. Результат – сданный экзамен.
Задание 8 на закрепление:
Задание 9 на закрепление:
Задание 10 на закрепление:
Задание 11 на закрепление:
Основные формы (виды) деятельности:
Задание 12 на закрепление:
Задание 13 на закрепление:
Задание 15 на закрепление:
Другие формы (виды) деятельности:
Творческая деятельность - это деятельность в процессе, которой человек создает что новое. Творчество – это создание чего то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Репродуктивная деятельность – деятельность по образцу.
По объекту (результату) выделяют:
практическая/ материальная (создание материальных ценностей, например, ювелир сделал кольцо);
Материально-производственная | Социально-преобразовательной |
Преобразование природы (например, повар сварил кашу) | Преобразование в обществе (например, учитель воспитал в школьниках нравственность) |
духовная (создание духовных ценностей, например, Гоголь Н. В написал Мертвые души).
Познавательная | Прогностическая | Ценностно-ориентировочная |
Отражение реальной действительности (например, Ньютон открыл силу притяжения Земли). | Представление возможных последствий (например, биологи дали прогноз последствий вырубки российской тайги) | Отношение к окружающему миру (например, Толстой в романе Анна Каренина показал отношение к женщине российского общества 19 в). |
От субъекта деятельности:
индивидуальная деятельность
групповая деятельность
От сферы общественной жизни:
1)социальная деятельность
2) экономическая деятельность
3)политическая деятельность
4) духовная деятельность
Задание 16 на закрепление:
Задание 17 на закрепление:
Задание 18 на закрепление:
Задание 20 на закрепление: