«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Мобильный телефон- «канцероген». Не попадай к нему, дружище в плен!»

Мобильный телефон- это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Мало кто знает, что новые функции телефона далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться им и в каких временных рамках.

Свою работу школьники решили посвятить проблеме влияния телефона на организм человека. Эта тема актуальна сегодня как для детей, так и для взрослых.

Выдвинув гипотезу и наметив пути её решения, учащиеся проделали большую работу. Изучив мобильный телефон как средство связи с внешним миром. Выяснили, что даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать плюсы и минусы воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться им и в каких временных рамках.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области»






«Мобильный телефон- «канцероген».

Не попадай к нему, дружище в плен!»

(Проблема: мобильный телефон и здоровье человека.)





Выполнили:

Учащиеся 3-4 классов Учитель начальных классов:

Александрова Т. Ю.,




2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 2

I. Теоретическая часть

1.1.История появления и развития сотовой связи....................................... 4

1.2 Польза мобильного телефона в жизни человека............................... . 5

1.3 Отрицательное воздействие мобильного телефона на здоровье и жизнедеятельность человека …...........................................................................7

1.4 Самые известные результаты исследований………………………. 10

II Практическая часть…………………………………………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 19

Используемая литература………….……………………………………..20






























Введение 

В современном мире цифровые технологии привели к сотовой зависимости человека, которая поразила весь мир!

Невозможно представить жизнь без мобильного телефона. Сотовая связь за последнее время прочно вошла в нашу жизнь. Многие люди даже задумываются, как раньше можно было жить без мобильных телефонов, столько важных вопросов, столько непредвиденных ситуаций можно было бы избежать…

Почти каждый человек ежедневно пользуется сотовым телефоном, который стал необходимым предметом в нашей жизни.

Мобильный телефон не просто средство связи, это и аудио- и видеопроигрыватель, и диктофон, фотоаппарат, и калькулятор, и вообще многофункциональный прибор. Телефон это и яркий определитель достатка человека. Принято считать, то чем новее и совершеннее, тем лучше материальное положение его хозяина. Сейчас мобильный телефон является не роскошью, а необходимым средством общения.

Распространение сотовых телефонов влияет на развитие исследований, которое даёт возможность выяснить, наносят ли сотовые телефоны вред здоровью человека?

В современном мире много публикаций, доказывающих вредное влияние мобильного телефона на здоровье человека. Но мы настолько привыкли к этому удобному  виду связи, что сейчас уже не можем от него отказаться.

Мы считаем, что данная тема актуальна в наше время. Поэтому мы решили  разобраться, так что же мобильный телефон «Друг» или «Враг» современному человеку?

Свой проект мы назвали ««Мобильный телефон- «канцероген».

Не попадай к нему, дружище в плен!»


В связи с этим мы хотим выяснить для себя все плюсы и минусы мобильного телефона. У большинства наших одноклассников и их родителей есть мобильные телефоны. Так же мы рассмотрим, как влияет сотовый телефон на организм школьника и о том, как им пользоваться.

Цель работы: -  изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона, выяснить, как мобильный  телефон влияет на здоровье учащихся.

В связи с целью исследования поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить историю появления и развития сотовой связи.

2. Изучить данные о влиянии мобильных телефонов на жизнь современного человека и на организм школьника.

3. Провести исследование «Мобильный телефон в жизни учеников».

4. Выяснить все плюсы и минусы использования мобильного телефона.

5. Совершенствовать такие исследовательские умения, как работа с литературой, умение анализировать и обобщать материал.

6. Изготовить буклет с памятками по использованию мобильных телефонов.

Для осуществления этих задач были выбраны следующие методы: теоретический (анализ, обобщение, изучение СМИ); эмпирический (анкетирование. наблюдение).

Исходя из анализа данной проблемы, нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы считаем, что мобильные телефоны оказывают негативное влияние на здоровье человека, особенно на организм ребёнка.

Объект исследования: влияние мобильных телефонов на здоровье детей.

Предмет исследования:  мобильный телефон.

Гипотеза: мобильный телефон оказывает вредное воздействие и многие об этом не задумываются.

Участники исследования: учащиеся 3- 4 классов.

Практическая значимость нашей работы заключается в разработке рекомендаций и выпуске буклета с памятками для школьников по использованию мобильных телефонов и создание слайдовой презентации, которые могут найти свое применение на родительских собраниях и классных часах в школе.

Предполагаемые результаты: если учащиеся нашей школы будут больше знать о том как влияет сотовый телефон на их самочувствие, особенно на растущий организм ребёнка, то знания помогут не только правильно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье.
















1. 1. История появления и развития сотовой связи.

Мобильный телефон- переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь- самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефонные аппараты магистральной связи.

В 1946 ведущими специалистами компании AT&T BellLabs было принято решение о создании первого в мире портативного телефона. Путем недолгих научных изысканий было решено совместить обычный телефон с радиопередатчиком, а для передачи сигнала использовать обычную радиостанцию.

Обширное применение в то время такой телефонный гибрид, получивший в последствие название радиотелефона, получил в автомобилях. Сама радиостанция располагалась в багажнике машины, трубка выносилась в салон, а антенна на крышу. Конечно, идеальной качество связи было назвать невозможно, постоянные шумы и помехи присутствовали в эфире. Тем не менее, благодаря своей мобильности радиотелефоны обрели достаточную популярность.

В России компания «Дельта Телеком» появилась в Санкт-Петербурге 9 сентября 1991 года. Первый символический звонок по сотовому телефону, подключенному к сети, осуществил 9 сентября 1991 года тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Телефонная трубка, по которой он звонил, называлась Mobira MD59-NB2; выпущена она была финской компанией Nokia и весила около 3 кг.

Внешний вид мобильного телефона

1. Кнопка графического манипулятора

2. Кнопка приема звонка

3. Телефонная книга

4. Клавиатура

5. Антенна

6. Звуковой динамик

7. ЖКИ дисплей

8. Клавиша включения-выключения и сброса звонка

9. Клавиша отмены

10. Микрофон (расположен снизу)





1.2. Польза мобильного телефона в жизни человека.

Сегодня роль мобильного телефона в жизни человека сложно переоценить. С помощью этого прибора мы в любой момент можем связаться со своими родственниками и друзьями, учителями, чтобы узнать интересующую нас информацию.

Часто помимо контактов хранят на телефоне массу другой информации- записывают свои идеи, любимую музыку, фото и видео, и т.д. Телефон заменяет нам записную книжку и flash- накопитель. А всевозможные полезные программы, которыми оснащены современные сотовые телефоны, делают это небольшое по размеру устройство многофункциональным.

Положительное влияние- это все функции сотового аппарата, которые делают жизнь человека проще:

- Сотовая связь даёт людям общаться, находясь в любой точке мира. Всегда можно позвонить родителям и друзьям.

- Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают нам сотовые телефоны – безопасность. Мы очень любим после школы заходить к друзьям, заигрываться на улице, не задумываясь о том, что дома нас ждут обеспокоенные родители. Если у нас с собой есть сотовый телефон, то намного проще следить за нами и знать, что мы в безопасности. Во многих сотовых телефонах для детей имеется встроенное устройство с функцией GPS (глобальная система навигации и определения положения). Эта функция поможет родителям определить местонахождение ребёнка.

- Благодаря сотовым телефонам мы становимся более ответственными.

Также мы можем пользоваться дополнительными функциями телефона:

- калькулятор: проверить решение примеров на математике;

- Интернет: в свободное время можно выйти на свои любимые сайты, проверить почту, посмотреть последние новости;

- музыка: наслаждаться любимыми песнями;

- будильник: никогда не проспишь, заводя его;

- Bluetooth: имея такую функцию на телефоне, можно передавать файлы, письма на расстоянии, при этом абсолютно бесплатно;

- календарь: заранее происходит оповещение у кого день рождение в ближайшие дни, что очень удобно.

Современные сотовые телефоны компактны и многофункциональны.







1.3. Отрицательное воздействие мобильного телефона на здоровье и жизнедеятельность учащихся.

Мы задумались «…Чем же опасен мобильный телефон?»

В современном мире без сотового телефона уже никуда, но есть и запреты.

Многие знают, что пользоваться мобильными телефонами нельзя в самолетах и больницах. Мобильный телефон излучает электромагнитные волны в небольшом количестве. Это можно легко заметить, если вы отправляете или получаете сигнал sms, звоните по сотовому телефону рядом с компьютером. Можно услышать такой потрескивающий звук. Точно такой же звук можно услышать и в автомобиле, если принимать сигнал звонка рядом с автомагнитолой.

В больницах сейчас все оборудование оснащено компьютерами и программами. Эти устройства работают по беспроводной связи. То есть, пациент может находиться в одном конце больницы, а аппаратура в другом конце и по беспроводной связи идет сигнал. Если вклинится мобильный телефон, то диагноз пациенту будет поставлен неверно.

В самолете имеется масса приборов, локаторы, автопилот, специальные навигаторы, для правильной ориентации в воздухе. И если все пассажиры будут пользоваться мобильными телефонами, то электромагнитные излучения могут повлиять на работу этого оборудования. Ведь в воздухе расстояние от станции очень большое и соответственно мобильным телефонам нужно больше мощности для поиска сигнала. Увеличивается излучение, аппаратура самолета может выйти из строя, и тогда неминуема катастрофа.

Даже если Вы не звоните по сотовому телефону, связь со станцией он поддерживает постоянно, поэтому в самолетах и больницах мобильные телефоны требуют отключать совсем.

Повышают риск ДТП. Разговоры по телефону за рулем опасны. Разговор по телефону повышает риск попадания в аварию в четыре раза. Но иметь в машине телефон все же, необходимо, поскольку экстренные звонки с мобильных телефонов в случае аварии спасли гораздо больше жизней, чем было потеряно из-за разговорчивости водителей.

Сотовый аппарат может спровоцировать попадание в человека молнии. В нашем районе произошёл несчастный случай, когда пострадал человек от удара молнии в сотовый телефон. Метеорологическая служба также предупреждает всех жителей, что во время грозы использовать мобильный телефон опасно, поскольку «они являются проводниками электрического разряда и могут спровоцировать попадание в человека молнии». При этом по нему можно и не звонить, достаточно, чтобы он был включен.

В общественных местах и в некоторых учреждениях (например, театр, школа и др.) необходимо помнить о правилах хорошего тона. В театре и кино, на уроках нужно отключать телефон. На занятиях звонок очень мешает его ведению, отвлекая всех, а в театре необходимо уважать игру актеров и других зрителей.

Мобильный телефон, как и вся техника, излучает вредное воздействие, которое называется SAR (единица измерения удельной величины поглощения излучения организмом человека вредного воздействия сотового аппарата). Чем больше в телефоне функций, тем, как правило, выше уровень SAR. И в точности наоборот). Ученые установили, что мобильная связь, как и любой другой источник вредного электромагнитного излучения (компьютер, телевизор, микроволновая печь или радиотелефон), является биологически активной, т.е. влияет на здоровье человека. Причем, по мнению медиков, это влияние имеет “отрицательную направленность”. Но, в отличие от других приборов, мобильный телефон в момент работы находится в непосредственной близости от мозга и глаз.

Вред мобильного телефона для здоровья человека:

1. Понижается иммунитет.

Результаты исследований ученых России дают основание считать, что при воздействии ЭМП (электромагнитное поле) нарушаются процессы иммуногенеза, чаще в сторону их угнетения. Установлено также, что у животных, облученных ЭМП, изменяется характер инфекционного процесса - течение инфекционного процесса отягощается.

2. Страдает зрение.

В результате электромагнитного облучения головы ухудшается кровообращение глаз. Хрусталик глаза хуже омывается кровью, что со временем приводит к его помутнению и дальнейшему разрушению. Последние исследования по этому поводу показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год зрение упало на 12-14%.

3. Нарушение генного порядка.

В настоящее время доказано, что электромагнитные волны стимулируют изменения на клеточном уровне, вызывают нарушения генного порядка, способствуют появлению больных клеток и болезнетворных опухолей.

4. Расстройства памяти и сна.

Особенно чувствительны к излучению мобильных телефонов дети. Ученые предупреждают, что дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. Основная причина расстройств заключается в электромагнитном излучении малой интенсивности, которое способно проникать в менее массивный и более тонкий череп ребенка. Это излучение влияет на мозговые ритмы, может нанести вред иммунной системе ребенка, которая находится в процессе развития, нарушает работу нервной системы, вызывая головные боли, потерю памяти и расстройства сна.

Даже самый обыкновенный неработающий мобильный телефон, если он просто лежит рядом с вашей кроватью, может помешать, вам выспаться. Дело в том, что электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.

5. Распространитель инфекции

Оказывается, наши мобильные телефоны- настоящий источник заразы.

С мобильников и других объектов, которыми люди пользуются постоянно, были взяты пробы на бактерии. Результаты получились просто шокирующими - на корпусе мобильного телефона нашли больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви и даже сиденьях туалета. Исследование подтвердило наличие на всех этих предметах разнообразных кожных бактерий, в том числе золотистого стафилококка.

Таким образом, основными симптомами неблагоприятного воздействия сотового телефона на состояние здоровья являются - головные боли, сонливость, раздражительность, нарушения памяти и ухудшение способности к концентрации, синдром хронической усталости, боль и резь в глазах, сухость слизистой оболочки глаза, прогрессирующее ухудшение зрения, перепады артериального давления и пульса.

Итак, с момента появления мобильных телефонов не утихают споры: вредно или нет постоянное их использование для здоровья человека. Пока мнения исследователей разделились: половина настаивает на безопасности сотовых телефонов, другая напротив, считает их виновниками всевозможных напастей- от насморка до онкологических заболеваний. Причем ни у одной из сторон нет бесспорных доказательств собственной правоты.

Вполне вероятно, что это влияние может проявиться через какое-то время, и что разные люди подвержены ему в разной степени.









1.4. Самые известные результаты исследований.

Исследователь

Результат

1

Профессор Генри Лей из Вашингтонского университета- в течение часа подвергали электромагнитному излучению в 2450 МГц крыс.

Нарушается пространственная память, они теряли ориентацию в пространстве

2

Ученые Бристольского университета и Бристольского королевского госпиталя под руководством доктора Алана Приса. Участникам эксперимента предлагалось выполнить определенный набор заданий на сообразительность.

После 30-минутного воздействия излучения у 36 испытуемых время реакции при визуальных тестах существенно сократилось.

3

Шведским национальным институтом труда и Норвежским управлением по защите от излучения.

(11тысяч добровольцев)

Люди, которые используют телефон даже меньше двух минут в день, испытывают дискомфорт и побочные эффекты.

4

В Шотландии под руководством сэра Уильяма Стюарта - воздействии микроволнового излучения на дождевых червей.

Обнаружено изменение в структуре их белка.

5

Давид де Помераи из Ноттингемского университета.

«Личинка дождевого червя под воздействием определенной дозы микроволнового излучения становится менее активной, но растет на пять процентов быстрее».

6

Королевское научное общество Канады.

Что разговоры по сотовому телефону не могут вызвать рак или другие заболевания.

7

Германские исследователи из Фрайбурга.

Сотовые телефоны во время работы повышают артериальное давление.

8

Московский Институт биофизики. Облучали сердца лягушки высокочастотным электромагнитным полем в течение 5-10 минут.

Даже при очень низкой интенсивности сигнала удавалось остановить каждое второе сердце, а у оставшихся образцов снижалась частота сокращений.

9

Московская медицинской академии им. И.М. Сечёнова под руководством академии РАМН Геннадия Румянцева. Анализ информацию о биологических эффектах излучений мобильников.

Излучение сотового способно повреждать клеточную ДНК и таким образом запускать процесс канцерогенеза.

Огромный вред наносится мозгу ребёнка, так как его клетки мозга только начали развиваться, а радиоволны разрушают клетки головной коры, затрудняют кровообращение, что вызывает повышенное кровяное давление и сокращение числа красных кровяных клеток.


Выводы по теоретической части: 

1. Отрицательное воздействие излучения сотового телефона на организм человека на сегодняшний день не доказано. Учёные заявляют, что данных наблюдений явно недостаточно- люди начали пользоваться мобильной связью недавно. Основательные выводы можно будет делать лишь спустя несколько лет, а то и десятилетий. 

2. Пообщавшись с нашим психологом, Неретиной Н. В., мы пришли к выводу, что мобильный телефон является показателем эффективности всех родительских усилий. Если мы используем телефон по назначению, то они могут себе сказать, что мы умеем им пользоваться. Воспитанные дети не будут хвастаться телефоном перед друзьями, говорить по нему часами, проговаривая все родительские деньги. Они не будет требовать от родителей самого «навороченного» телефона, понимая, что им это не по карману. Если мы часто общаемся с родителями, которые всегда охотно и внимательно нас выслушивают и поддерживают, то у нас не будет необходимости использовать телефон для «борьбы» с одиночеством.





II. Практическая часть. 

Изучив различную литературу, мы решили провести исследование по данной теме в наших классах.

Цель исследования- выяснить, как часто наши одноклассники пользуются сотовым телефоном, сколько времени в день они на это тратят и, пользуются ли они какими- нибудь функциями телефона помимо звонков.

Задачи:

1.Выявить количество сторонников и противников мобильных телефонов среди учащихся и их родителей.

2. Выяснить количество пользователей мобильной связью среди учащихся наших классов.

3. Узнать какое количество времени наши одноклассники проводят с мобильным телефоном.

4. Уточнить уровень осведомленности учащихся о вреде, который могут принести мобильные телефоны.

5. В заключении работы сделать общий вывод и подвести итоги нашего исследования.

Опрос проводился в 3- 4 классах. Число учащихся, принявших участие в анкетировании 27 учащихся и 15 родителей. Для наглядности, мы решили отобразить результаты нашего анкетирования в процентном соотношении.

Мобильный телефон вошел в нашу жизнь и никуда от него уже не деться. Хотя наверняка, найдется немало противников. Поэтому исходя из поставленной задачи мы провели опрос среди одноклассников и их родителей.


Таблица №1


Сторонники мобильных телефонов

Противники мобильных телефонов

Родители

90%

10%

Школьники

100%

0 %


Вывод: В результате опроса было выяснено, что сторонников мобильных телефонов среди родителей меньше, чем среди детей на 10% А вот противников больше среди родителей, так как среди детей противников мобильных телефонов нет.

Исходя из опроса родителей, были выявлены отрицательные стороны мобильного телефона.

1. С одной стороны мобильный телефон снижает риски, с другой- повышает. Телефон могут украсть, тем более что дети любят хвастаться своими игрушками, книжками, мобильниками. В данном случае телефон- средство провокации.

2. Для школьников мобильник- показатель социального статуса. Причем, зависит он не от собственных достижений ребенка в учебе или спорте, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.

3. Мобильный телефон- дополнительная статья расхода в семье, особенно, если ребенок не может контролировать свои разговоры.

4. Он ограничивает способности ребенка к адаптации и общению. Мир ребенка сейчас часто сужен вокруг компьютера, Интернета, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения.

5. Может возникнуть зависимость от мобильного телефона. Ребенку кажется, что без телефона он уже не так интересен своим друзьям, что его ценность в их глазах падает.

6. Мобильный телефон ухудшает здоровье ребёнка, как физиологическое, так и психологическое.


Впрочем, сторонников того, чтобы школьники шли в ногу со временем, тоже немало, особенно со стороны одноклассников.

1. Телефон покупается не ребенку, а родителям, которые хотят иметь возможность контролировать своего ребёнка. Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребенком. При наличии у ребёнка мобильника он будет чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ведь если не дай бог что случится, можно незамедлительно позвонить родителям, которые смогут помочь в трудной ситуации.

2. У мобильника есть полезная функция напоминаний. Если ребенок расторможен, несобран или просто мал и функции самоконтроля у него еще не развиты, телефон может напомнить ребенку о неотложных делах.

3. Если родители научили в критических или экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами, угрозы благополучию ребенка значительно снижаются. Приложение №1.

Далее мы провели анкетирование среди одноклассников. Приложение №2.


В ходе исследования мы выявили следующее:

1. На вопрос «Есть ли у Вас мобильный телефон все 27 опрошенных учащихся ответили «Да».

Вывод: все опрошенные учащиеся нашего класса имеют мобильный телефон.


2. На вопрос «Функции мобильного телефона, которые Вы чаще всего используете?» учащиеся ответили следующим образом:

А) связь с родителями - 91,6 %

Б) связь с друзьями- 50%

В) сообщения- 25%

Г) Мр3 (прослушивание аудиозаписей)- 20,8%

Д) фото, видеосъемка- 37,5%

Е) Интернет- 37,5%

Ж) игры- 37,5%



Вывод: большинство учеников используют телефон для быстрой связи с родителями и друзьями, отправки сообщений, то есть, используя основные функции телефона. Более трети опрошенных использует его и для досуговых целей: игры, фото-, видеосъемка, прослушивание аудиозаписей. Часть учеников, использующих мобильный телефон для поиска информации в сети Интернет, достаточно велика- около 37,5%.


3. На вопрос «Какова в среднем продолжительность Вашего одного разговора по телефону ученики ответили так:

А) меньше минуты- 41,6 %

Б) 1- 3 минуты- 50 %

В) 4- 9 минуты- 8,3 %

Г) больше 10 минут- 8,3%

Вывод: Исходя изданных очень приятно, что одноклассники мало общаются по телефону. 50 % указали на продолжительность разговора по мобильному телефону до 3 минут, а 41,6% даже меньше минуты. А вот в рубрику «ГОВОРУНЫ» входят 8,3%.


4. На вопрос «Сколько времени в сутки Вы «активно общаетесь» с мобильным телефоном ученики ответили неоднозначно:

А) до 1 часа- 62,5 %

Б) 2- 3 часа- 29,1%

В) 4- 5 часа- 0%

Г) 6- 8 часов- 8,3%

Д) 9- 12 часов- 0 %

Е) более 12 часов- 0


Вывод: большинство учащихся (62,5%) указали на минимальную продолжительность «общения» с мобильным телефоном до 1 часа. Это радует нас. А вот 29,1% указали на «активное общение» с мобильным телефоном. Скорее всего, это время включает телефонные звонки, отправку сообщений, прослушивание аудиозаписей, фото-, видеосъемка. Весьма продолжительное «общение» от 6-8 часов- результат увлечения части детей играми и поиском информации в сети Интернет. Это нас очень насторожило. Можно сказать, что родители таких детей не контролируют на предмет общения с мобильным телефоном. Не беспокоятся о сохранении здоровья своего ребёнка. Для решения этой проблемы мы решили выступить на родительском собрании. Довести до сведения родителей, насколько опасно черезмерное общение ребёнка с мобильным телефоном. А в классе таких учеников взять под особый контроль.


5. На вопрос «Где носите телефонучащиеся ответили следующим образом:

А) в сумке- 37,5%

Б) в кармане одежды- 41,6%

В) на шнурке на шее- 4,1%

Г) иные места- 12,5%


Вывод: Ответы на этот вопрос требует особого внимания!!! Больше половины детей носят телефоны в областях расположения жизненно важных систем человека. В связи с этим в классе проводилась:

- беседа на тему: «Мобильный телефон и его местонахождение».

- Проведён рейд «Домик для мобильного телефона».

6. На вопрос «Чувствуете ли дискомфорт после «общения» с телефоном?» ученики отметили:

А) Не замечаю изменений- 66,6%

Б) Головные боли- 15%

В) Нарушение зрения- 4,1%

Г) Частая утомляемость- 8,3%

Д) Сонливость днем- 7,3%


Вывод: свыше 66,6 % учеников не отметили чувства дискомфорта после «общения» с телефоном, скорее всего это часть учащихся, указавших на непродолжительный контакт (до 3 часов) с мобильным телефоном. Но около 34,7% опрошенных ощущают различные проявления чувства дискомфорта.


7. На вопрос «Ты что- нибудь слышал о вредном воздействии телефонов на организм?» учащиеся ответили следующим образом:

А) Да- 75%

Б) Нет- 25%

Вывод: Мы видим, что одноклассники слышали о вреде мобильного телефона при чрезмерном общении. Но, не смотря на это телефон, остаётся неотъемлемым атрибутом ученика. В связи с выявленной проблемой на классный час была приглашена школьная медсестра, которая ознакомила учащихся с вредным воздействием мобильного телефона на организм, в особенности на детский. После проведения беседы с медсестрой многие одноклассники заинтересовались информацией и насторожились.


8.На вопрос: «Нужен ли мобильный телефон в школе?» ученики отметили:

А) Да- 70,1%

Б) Нет- 29,9%

Вывод: Мы видим, что больше половины учащихся считают, что мобильные телефоны необходимы. Отсюда возникает вопрос: «Зачем в школе нужен мобильный телефон?» Мы убедились, в том, что наши одноклассники любят поделиться новыми играми. В связи с этим мы придумали на перемене проводить шахматный и шашечный турниры, заниматься оригами. Для того, чтобы отвлечь их от телефонов.

Исходя из ответов одноклассников, мы решили провести эксперимент.

Перед ними была поставлена цель: отказаться на день от мобильного телефона. Если ученики не будут испытывать дискомфорт без мобильного телефона, то зависимости от мобильного телефона нет, а если будут чувствовать дискомфорт, то стоит обратить на это внимание.


Вывод: Эксперимент проводился 2 раза. В ходе проведения эксперимента в первый раз было выявлено 50% зависимых учеников от мобильного телефона. Это нас насторожило. Во второй раз количество учеников в группе риска снизилось в 2 раза, то есть положительная динамика. В связи с выявленной проблемой нам предстоит ещё поработать. В конце 4 класса проведём эксперимент ещё раз.


Результаты.

Своими исследованиями мы подтвердили выдвинутую гипотезу: мобильные телефоны оказывают негативное влияние на здоровье человека, особенно на организм ребёнка, и многие об этом не задумываются.

Таким образом, мы видим, что мобильный телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни- не только взрослых, но и детей. Однако, чтобы он не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств. Прежде всего, это относится к продолжительности «активного общения» и места размещения их, а также к контролю используемых функций телефона. Получается, что большинство наших одноклассников из-за неправильного обращения с мобильным телефоном могут потерять своё здоровье.

















Заключение

Мы считаем, что вопрос о воздействии излучения сотовых телефонов на организм пользователя до сих пор остается открытым. В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:

1. Сотовые телефоны необходимы в повседневной жизни.

2. Сотовые телефоны могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

3. Необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими, чтобы уберечь свой организм от вредного воздействия.

4. Если следовать этим элементарным правилам, то вред от излучения сотового телефона сведётся к минимуму.

В связи с этим были разработаны совместно с учащимися памятка и рекомендации для одноклассников по правильному обращению с мобильным телефоном «Правила пользователя». Приложение № 3. А так же разработана памятка «Правила этикета пользования телефоном.” Приложение №4.

Итогом нашей исследовательской работы стал классный час Приложение №5.  При его проведении мы опирались на сведения отраженные в данной работе.

Мы рассмотрели вопросы посвященные использованию сотового телефона, его влиянию на организм школьника, каждый присутствующий задумался о важности сохранения собственного здоровья в сложном техногенном мире. Все вместе мы пришли к выводу, что сотовый телефон как средство связи с родными и близкими людьми, наполненный различными опциями (фото- и видео камера, игровая приставка, калькулятор, медиаплеер) не должен мешать главной задаче каждого подростка – учебе.

Безусловно, мобильный телефон очень нужен в современном обществе. Это очень удобно. Но с другой стороны это большой вред. Телефоны оказывают негативное воздействие на здоровье человека. Необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими, чтобы уберечь свой организм от вредного воздействия. Человек сам может обеспечить свою безопасность, если будет обладать необходимой информацией. Каждый из нас может и даже обязан принять простые меры предосторожности.

Помните, что самое ценное, что есть у человека- это здоровье.

Берегите себя!




Список использованной литературы

1. Бабина Ю.В. Электромагнитные излучения: будем ли мы платить за

вредные воздействия? Экосинформ, 1999, № 12.

2. Беляев Ю.В. Неврологический эффект и мобильные коммуникации.- М.: Мысль, 1998.

3. Григорьев О.А., Меркулов А.В., Темников А.Г. Оценка электромагнитной обстановки в районах размещения базовых станций сотовой связи.

7. Майер В.А. Мобильная связь и ее воздействие.- СПб.: Знание, 1999.

8. Ратынский М.А. Основы сотовой связи – М.: Радио и связь – 2000 - 248

9. «Древо познания» универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. МС ИСТ ЛИМИТЕД М., 2005г (раздел наука и техника)

10.  Журнал «Здоровье детей» №1,2 2008г.

В.Зайцева «Уровень безопасности» №1;

В.Зайцева « Дети и мобильник» №2;

11. Журнал «Каталог мобильных телефонов». №7.

12. Газета “Биология” №12/2002.  Статья “Сотовый телефон:  “За” и “Против” И. Сколотнев

13. Исследовательская работа Просянкиной Александры.

14. Интернет сайты:

http://www.portal-slovo.ru/

http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml

http://www.portal-slovo.ru/,
















Приложение №1

Номера экстренных служб


Мой мобильный телефон
Не звонит- сломался он.
И не светится экранчик,
Где весёлый прыгал зайчик.
СМС-ки- ни одной.
Телефончик, что с тобой?


Вот мобильный телефон,
Для тебя в подарок он!
Можешь по нему звонить
И часами говорить!
Но старайся успевать
Батарею заряжать,
Чтобы не терялась связь
Никогда с тобой у нас!

Телефон, телефон:
Почему поставлен он?
- Мало ль что у вас случится!
Без меня никак нельзя!
Если что-то загорится,
Вызову пожарных я.
Если видишь гарь и дым,
Набираешь "01".
Телефон, телефон:
Почему поставлен он?
- Потому что если кто-то
Будет в двери к вам ломиться,
Ну а вы его не ждете-
Вызвать можете милицию.
Но для этого сперва
Набираете "02".

Телефон, телефон:
Почему поставлен он?
- Потому что всем я нужен,
Без меня никак нельзя.
Если кто-то занедужил,
Прихожу на помощь я.
У тебя температура?-
В детский садик не ходи,
Вот моя клавиатура,
Мама наберет "03".

Телефон, телефон:
Почему поставлен он?
- Потому что можно сразу
Прямо из своей квартиры,
Как услышишь запах газа,
Вызвать службу "04".

А еще, ну так и быть,
Можешь другу позвонить.

Приложение №2

Анкета

1. Есть ли у Вас мобильный телефон?

А) да Б) нет


2. Функции, для которых Вы чаще всего используете мобильный телефон?

А) связь с родителями (родственниками) Б) связь с друзьями В) сообщения Г) Мр3 Д) фото, видеосъемка Е) Интернет Ж) игры


3. Сколько длиться в среднем один разговор по телефону?

А) меньше минуты Б) 1 - 3 минуты В) 4- 9 минуты Г) больше 10 минут


4. Сколько времени в сутки Вы проводите с мобильным телефоном?

А) до 1 часа Б) 2- 3 часа В) 4- 5 часа Г) 5- 8 часов Д) 9- 12 часов Е) более 12 часов


5. Где носите телефон?

А) в сумке Б) в кармане одежды В) на шнурке на шее Г) иные места


6. Чувствуете ли дискомфорт после разговора по телефону?

А) Не замечаю изменений Б) Головные боли В) Нарушение зрения

Г) Частая утомляемость Д) Сонливость днём


7. Ты что-нибудь слышал о вредном воздействии телефона на организм?

А) Да Б)Нет


8. Нужен ли телефон в школе?

А)Да Б) Нет


Спасибо за сотрудничество!












Приложение №3

Правила пользователя

1)  Не следует разговаривать непрерывно более 3- 4 минут; пользуйтесь чаще услугами SMS

2) Слушайте музыку через наушники не более 10- 15 минут.

3) Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

4) Предпочитайте телефон с внешней антенной.

5) Самый высокий уровень радиации наблюдается во время звонков и в первый момент установления связи. В эти моменты телефон нужно держать подальше от головы, прежде чем начать говорить, нужно подождать 1- 2 секунды.

6) Старайтесь не использовать телефон в учебных заведениях, так как обычно в таких зданиях блокируется прием сигнала, а если телефонная сеть ловит, то от вашего мобильного телефона исходит еще большее излучение, чем когда- либо.

7) Желательно не вести бесед в местах, где возникают проблемы со связью. И совсем не потому, что плохо слышно. Когда аппарат теряет связь, он начинает увеличивать интенсивность излучения- вашему здоровью это совсем не полезно.

8) Носите телефон в чехле в отдельном кармашке сумки или портфеля; ни в коем случае не носить мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсах.

9) Самой распространенной ошибкой положить телефон возле себя во время сна. Мобильный телефон ночью не «спит», а постоянно, даже в состоянии ожидания вызова работает в пульсирующем режиме.

10) Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке- уровень излучение сотового аппарата возрастает.

11) Регулярно протирайте телефоны бактерицидными салфетками.













Приложение №4

Правила этикета пользования телефоном.


1. Не нужно разговаривать по мобильному телефону в библиотеках, музеях, в ожиданиях у приёма у врача. В театре и кино отключайте телефон, это создает помехи для усилительных приборов, и уважайте игру актеров.

2. Пользование телефоном во время вождения автомобиля   может привести к аварии.

3. Вы поступите вежливо, если не будете выбирать для сигнала звонка громкую и раздражающую музыку.

4. Кричать в телефон не стоит, особенно если рядом находятся люди. Если есть возможность, надо отойти или выйти из комнаты.

5. Уважайте правила. Когда в учреждении или в самолёте вас просят воздержаться от использования сотовых телефонов, не делайте вид, что ничего не слышали, это может подвергнуть опасности жизнь других людей.
























Приложение №5

Загадки про мобильный телефон


Мне плохо- он меня жалеет.

Мне грустно- он со мной грустит.

Он без меня совсем жить не умеет.

Один тихонько на столе лежит.

Когда ему я душу открываю,

Он, молча, тихо слушает меня.

И я уже давно отлично  знаю,

Что  для меня он- вся  моя семья.

Он- дом мой, он- моя дорога.

Он- музыка моя,  мои стихи.

Во мне его настолько  много,

Что места не осталось для  других.

И сколько б жизнь мелодий  не хранила,

Его мелодия мне всех милей.

Она второе мне дыхание открыла,

Своею бодростью и нежностьюсвоей.

И, если мне однажды грустно станет,

И черная тоска нахлынет вдруг,

Доверюсь я ему, он не обманет,

Мой маленький мобильный  верный друг. (Мобильный телефон.)   


Жму на кнопки- не баян.

Говорю- не рация.

Но летит за океан

Любая информация. (Телефон.)


Подскажите, все, кто сможет,

Речь сейчас идет  о чем?
(О мобильном телефоне.)  



У меня есть друг карманный,

И красивый, и желанный.

С ним, я честно признаюсь,

Никогда не расстаюсь.

С ним- беда- мне  не беда.

Он поможет мне всегда.

И в  любое время года

С ним- невзгоды- ерунда.

От него я все узнаю,

Все, что нужно, прочитаю.

От него секретов нет

Он всегда мне даст совет.

Если вдруг беда нагрянет,

Кому  надо- сообщит.

Одиноко вдруг  мне станет,

Он со мной поговорит.

В жизни он- не заменимый.

Кто же этот друг любимый? (Мобильный телефон.)  


Эта вещь- не пустячок.

Это- лучший мой дружок.

Он заменит всех друзей.

С ним и жить мне веселей.

С ним не скучно никогда.

Он нужнее, чем вода.

Он мне многих заменяет.

Что мне надо- он узнает,

Близким весточку дает,

Фотку сделает, споет.

Яркий, модный, симпатичный,

Навороченный и стильный

Лишь такой мне нужен он- Мой …(мобильный телефон.)  


Приложение №6

Мой мобильный телефон

Мой мобильный телефон

Не звонит- сломался он.

И не светится экранчик,

Где весёлый прыгал зайчик.

СМС- ки- ни одной.

Телефончик, что с тобой?

Ты какой- то неконтактный!

Ты упал со школьной парты?

Что не рад звонкам входящим,

Словно стал ненастоящим.

Что хрипишь заболевато?

И горяч аккумулятор…

Я включу режим беззвучный-

Ты дрожишь, тебе не лучше?

У меня такое чувство,

Что в  тебе как будто пусто.

И такие бродят мысли,

Что в  тебе там всё зависло.

Жаль, что ты не отвечаешь.

Знаю я и ты всё знаешь,

Шанс последний- кнопка пуска.

Потерпи. Перезагрузка.

















Приложение №7

Родительское собрание "Дети и мобильный телефон- насколько опасно такое сочетание?"

Задачи собрания:

- Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с мобильным  телефоном.

- Показать влияние мобильных телефонов на психическое и физиологическое здоровье ребенка при неправильном его использовании.

Вопросы для обсуждения:

I. Чтение и обсуждение статей:

II. Статистика и цифры о роли мобильных телефонов в жизни ребенка.

Вопросы для дискуссии:

- Почему мобильный телефон должен быть одним из  главных предметов в портфеле современного  школьника?

- Чем на самом деле стал мобильный телефон в руках школьников?

- Возможные пути организации общения ребенка с мобильным телефоном.


ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя

Мобильный телефон- вещь полезная. Мы это прекрасно понимаем, мы знаем, как им пользоваться, и даже не задумываемся о том, что наши дети придумывают для этой высокотехнологичной штучки совсем не те способы употребления, о которых думаем мы. Мы почему-то полагаем, что детям известно о телефоне все то, что и нам самим. Мы думаем, что он нужен нашим детям для того, чтобы держать с нами связь. А они думают- он для того, чтобы извлечь из него максимум удовольствия. Из нестыковки этих целей произрастают конфликты и полуобморочные состояния, которых можно было бы избежать, если бы кое о чем вовремя задуматься. Предлагаю вам обсудить следующие статьи.

«Дети и мобильный телефон: инструкция к применению»

Современный школьник ценит не столько неземную красоту и дороговизну мобильника, сколько набор функций. Ему непременно нужна камера, WAP и GPRS, даже если он не знает, что это такое; с него достаточно знания, что это самое- чтобы все скачивать. Самое популярное занятие вооруженного мобильником школьника- бродить по сервисам, которые в таком изобилии рекламируют провайдеры связи: анекдоты, знакомства, гороскопы, мелодии, картинки, игры и так далее.

Стоп! Вот здесь начинается уже совсем неприятное. Большинство этих услуг опасно главным образом для нашего кармана, но знакомства- это уже совсем другая песня. Конечно, и телефонный флирт, и коллективные игры разработаны для целевой аудитории от 16 лет. Но современные детки уже лет с десяти осознают себя крутой платежеспособной молодежью и охотно ловятся на простые приманки провайдеров.

И, наконец, посмотрите, отчего это вашего ребенка так тянет общаться, с кем попало, и менять по десять мелодий в день. Если он проводит часы за рассылкой SMS- ок, значит, ему скучно и одиноко, и никакое «сел бы книжку почитал» эту проблему не решит. А значит, надо подыскать ему новые впечатления, поле деятельности и круг общения вне школы. Если он такой специалист по нажиманию кнопочек- поищите компьютерные курсы или кружок. Ищите театральную студию, спортивную секцию, бассейн, срочно задумайтесь, чем занять свое дитя на ближайших каникулах, откуда он будет получать впечатления, с кем общаться, если сидит один дома, а вы на работе.

Бесполезную дорогую игрушку, на которую зря уходят деньги и время, вполне можно превратить в обыкновенное средство связи, а также воспитания воли и обучения планированию. Надо только этим заняться.

«Как нас обманывают по мобильному телефону»

Хит- парад приемов, с помощью которых «кидают» на деньги владельцев сотовых телефонов. Советы, как не попасться на удочку к аферистам, дает юрист Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.

1. SMS- разводки. «Пришли как можно больше SMS- ок и выиграй телевизор!»- мелькают на экране телевизора крупные буквы. А мелкие, которые через лупу еле разглядишь, гласят, что стоит каждое короткое сообщение 100 рублей, а выигрывает каждое тысячное. Вот так и получается, что выиграл ты 100 рублей, а послал сообщений на тысячу.  Сколько мальчишек и девчонок по России обнуляют счета своих родителей перед голубыми экранами? Доход SMS- лохотронов исчисляется десятками миллионов долларов.


II. Дискуссия по материалам статей

Необходимо помнить о том, что влияние мобильников на детей резко отличается от влияния на психику и здоровье взрослых. Дети ещё  не могут определить, где- правда, а где- ложь. Они слепо доверяют всему тому, что им предлагается. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. 


III. Итоги анкетирования детей. Мнения родителей по ответам детей

1. Мобильный телефон мне нужен для того, чтобы…

2. Сколько раз в день ты пользуешься телефоном?

3. Думаешь ли ты о правилах правописания, когда пишешь сообщения SMS?

4. Зачем нужен интернет в телефоне?

5. Может ли телефон поссорить  одноклассников, в каком случае?

6. «Плюсы» и «минусы» мобильного телефона (моё мнение).


IV. Домашнее задание родителям:

Обратите внимание

1. Сколько времени проводит ваш ребенок с мобильным телефоном?

2. Советуется ли с вами Ваш ребенок в выборе скачивания программ и заманчивых предложений по телефону.

3. Сколько денег в неделю тратит Ваш ребенок на телефон?

4. Всегда ли Вы контролируете содержимое телефона Вашего ребенка?

5. Можете ли Вы пользоваться телефоном Вашего ребенка, чтобы в любой момент сделать в нем ревизию (с разрешения Вашего ребенка).


V. Итог родительского собрания

1. «Мобильные телефоны во время уроков отключены с 8.15 до 13.30.

2. Звонки детям во время уроков по личным вопросам запрещены, не считая исключительных случаев, связанных с жизненно важной необходимостью.

3. В случае утери или кражи мобильного телефона вашего ребенка в школе, т.е. с 8.15 до 13.30 вся ответственность ложится на родителей.

















Приложение №8

Разработка классного часа.

Тема: «Мобильные телефоны: польза и вред».

Цели: ознакомить учащихся с некоторыми фактами из истории развития производства мобильных телефонов; выявить достоинства и недостатки мобильных телефонов; разработать правила использования мобильных телефонов; развивать умение учащихся работать в коллективе; формировать умение отстаивать свою точку зрения; работать над сплочением коллектива.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, таблица-помощник, таблица для диагностики, «ладошки», песочные часы, карточки с телефонами и со словами.

Ход классного часа:

- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада вас всех приветствовать сегодня. Желаю хорошего настроения на целый день. Прежде, чем мы начнём классный час, давайте поиграем в одну может быть знакомую вам игру «Атомы и молекулы». Представьте, что вы все атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Вы сейчас начнёте двигаться, а я время от времени буду называть какое-то число. И тогда атомы должны объединиться в молекулы. Начинаем двигаться. Далее дети начинают двигаться, а учитель через определённые промежутки времени называет числа: 3, 5, 15. Дети объединяются в молекулы.

Вот какая дружная получилась молекула. Уверенна, что и у вас такой же дружный коллектив.

Возьмите, пожалуйста, по одному листочку и садитесь за тот стол, которому соответствует номер на листочке. Дети рассаживаются.

Все вы, наверняка, знаете, что такое «пазлы». Вот из этих листочков соберите картинку. Если вы всё сделаете правильно, то узнаете тему сегодняшнего классного часа. Та группа, которая будет готова, поднимите все вместе руки. Дети собирают картинки.

- Итак, о чём мы будем говорить на классном часе? Дети отвечают.

- Правильно, о сотовых телефонах и о том, какую роль они играют в нашей жизни.

- А начнём с небольшой игры, которая называется «Верите ли вы?». У вас на столах лежат ладошки. Если вы верите тому, о чём я буду говорить, то показываете красную ладошку, если нет – чёрную.

А)- Верите ли вы, что в мире есть одноразовые бумажные телефоны?

- Да, это правда. Такие телефоны впервые появились в 2001 году в Америке и Китае. Предназначались они для туристов, но популярностью не пользовались.

Б)- Верите ли вы, что вес первого сотового телефона составлял 30 кг?

- Да, это действительно так. Вся аппаратура в начале была очень громоздкой и тяжёлой, и для работы необходимо было постоянно подключать её к электросети. По этому телефону нельзя было слушать и говорить одновременно.

В)- Верите ли вы, что изначально сотовый телефон-раскладушка предназначался только для женщин?

- На самом деле это именно так. В 2001 году компания Samsung впервые выпускает такие телефоны.

Г)- Верите ли вы, что впервые базовая станция сотовой связи была установлена на крыше 50-этажного дома?

- Произошло это событие весной 1973 года в Нью-Йорке. Вес аппарата был 1 кг 15 г. Разговаривать по нему можно было около получаса, а его зарядка требовала 10 часов.

Д)- Верите ли вы, что в России сотовый телефон появился раньше, чем в Америке?

- Нет. В России сотовые телефоны появились на 18 лет позже, чем в Америке. Это произошло в 1991 году. В Санкт- Петербурге начала свою работу сотовая компания «Дельта Телеком», которая переросла позже в компанию «ski link». В то время сотовой связью могли пользоваться только богатые люди, т. к. сотовый телефон в России стоил 2000 долларов, подключение к сети- также 2000 долларов. Минута разговора обходилась в один доллар.

- У мобильной связи долгая история. Почти сто лет понадобилось для того, чтобы от простых разработок перейти к, более современным и усовершенствованным телефонам, которые мы сейчас используем. У телефонов нашего времени много различных достоинств, о которых мы сейчас и поговорим.

- Мы начинаем работать в группах. Обсудите все вместе в группе, какие вы знаете достоинства, запишите их на лист с изображением сотового телефона. Кто-то один в группе записывает варианты ответов. Выберите в каждой группе одного выступающего. На это вам отводится три минуты.

- Давайте заслушаем ваши ответы. Начнём с группы №1. Ответы учащихся заслушиваются у доски.

- Есть ли у других групп дополнения? Называйте то, о чём ещё не говорили. Группа №2, группа №3?

Листочки вывешиваются на доске.

- Посмотрите, сколько достоинств современных мобильных телефонов вы перечислили.

- Как вы думаете, а может ли сотовый телефон негативно влиять на нашу жизнь? Ответы учащихся. Вывесить листочек со словами: «недостатки есть?»

Далее каждой группе выдаются карточки со словами:

1) дорога, транспорт, водитель, пешеход

2) школа, уроки, учитель, ученики

3) улица, прохожие, звонок, темнота

- Сотовые телефоны- источник возникновения проблемных ситуаций в школах, причина конфликтов между учеником и учителем. Дети не стесняются использовать телефоны на уроках, слушать музыку и обмениваться sms-сообщениями. Это отвлекает учащихся от занятий и нарушает учебный процесс.

Одновременно на доску вывешиваются выражения:

- опасность на дороге

- невнимательность на уроке

- риск привлечь внимание

- эффект «варёных мозгов»

- риск возникновения серьёзных болезней

- не пользуйся телефоном во время уроков

- не клади телефон во внутренние карманы одежды, близко к телу

- выключай сотовый телефон в общественных местах

- Правила все без исключения нужные, полезные, а может и знакомые вам. Принимаем эти правила? Если согласны, проголосуйте при помощи ладошек: красная- да, чёрная- нет. Единогласно. Всем спасибо!

- Кто из вас, ребята, придерживается этих правил? Дети поднимают руки.

- А кто теперь, после сегодняшнего разговора, будет стараться соблюдать эти правила? Дети поднимают руки.

Выводы:

- Сотовый телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы без него как без рук. Мнения специалистов об их пользе и вреде расходятся, то они говорят, что это опасно, то ничего страшного в этом нет. Мы с вами убедились, что сотовый телефон со всеми его достоинствами- это полезная и необходимая вещь, а, учитывая его недостатки, можно утверждать, что телефон наносит вред человеку. И станет ли он другом или врагом, полностью зависит только от нас самих.





Приложение №9

Рисунки









33


Содержимое разработки

Анкета

1. Есть ли у Вас мобильный телефон?

а) Да б) Нет

2. Функции, для которых Вы чаще всего используете мобильный телефон?

а) Связь с родителями (родственниками) б) Связь с друзьями в) Сообщения г) Мр3 д) Фото, видеосъемка е) Интернет ж) Игры

3. Сколько длиться в среднем один разговор по телефону?

А) меньше минуты Б) 1- 3 минут В) 4 – 9 минуты Г) больше 10 минут

4. Сколько времени в сутки Вы проводите с мобильным телефоном?

А) до 1 часа Б) 2 – 3 часа В) 4 – 5 часа Г) 5 – 8 часов Д) 9 – 12 часов Е) более 12 часов

5. Где носите телефон?

А) в сумке Б) в кармане одежды В) на шнурке на шее Г) иные места

6. Чувствуете ли дискомфорт после разговора по телефону?

А) Не замечаю изменений Б) Головные боли В) Нарушение зрения Г) Частая утомляемость Д) Сонливость днём

7. Ты что-нибудь слышал о вредном воздействии телефона на организм?

А) Да Б)Нет

8. Нужен ли телефон в школе?

А)Да Б) Нет


Анкета

1. Есть ли у Вас мобильный телефон?

а) Да б) Нет

2. Функции, для которых Вы чаще всего используете мобильный телефон?

а) Связь с родителями (родственниками) б) Связь с друзьями в) Сообщения г) Мр3 д) Фото, видеосъемка е) Интернет ж) Игры

3. Сколько длиться в среднем один разговор по телефону?

А) меньше минуты Б) 1- 3 минут В) 4 – 9 минуты Г) больше 10 минут

4. Сколько времени в сутки Вы проводите с мобильным телефоном?

А) до 1 часа Б) 2 – 3 часа В) 4 – 5 часа Г) 5 – 8 часов Д) 9 – 12 часов Е) более 12 часов

5. Где носите телефон?

А) в сумке Б) в кармане одежды В) на шнурке на шее Г) иные места

6. Чувствуете ли дискомфорт после разговора по телефону?

А) Не замечаю изменений Б) Головные боли В) Нарушение зрения Г) Частая утомляемость Д) Сонливость днём

7. Ты что-нибудь слышал о вредном воздействии телефона на организм?

А) Да Б)Нет

8. Нужен ли телефон в школе?

А)Да Б) Нет



Содержимое разработки

Защита проекта

«Суд над телефоном»


Вас приветствую, друзья,

И вопрос задам вам я,

Вы, не мешкая, ответьте:

Взрослым он знаком и детям,

Нужен школьнику, студенту,

Нужен даже президенту,

В нашей жизни – не пустяк,

Без него нельзя никак.

Современным средством связи его каждый назовет,

Утром на работу, в школу

Взрослый, ученик возьмет.

Догадались, кто же он?

Ну, конечно, (все) телефон.

Эта вещь необходима,

Нами всеми так любима,

Только вам хочу сказать,

(ИЛИ, ЕСЛИ ДЕВОЧКА Только я хочу сказать)

Что о тех, кто с нами рядом,

Хотим больше мы узнать.

Мы к работе подключились,

С целями определились,

Дружно принялись за дело,

И работа закипела.

Заглянули в Интернет,

Для себя нашли ответ

Про его изобретенье

И про пользу, и про вред.

Анкетировали взрослых,

И, конечно же, ребят,

И узнали, что волнует,

Что об этом говорят.

Коллективный этот труд

Мы выносим на ваш суд.

Встать, СУД идет

(входит судья)

Судья:

Приветствую вас всех, друзья!

Сегодня на повестке дня :

«Мобильник людям друг иль враг?»

И что об этом говорят?

Судить мы будем Телефон,

Он вам, конечно же, знаком.

Дешевый или подороже,

Он всю общественность тревожит!!!

Заслушаем мы показанья

Свидетелей со всех сторон.

Ты признаешь себя виновным?

Ответь, не медля, Телефон?!


Телефон:

Себя виновным не признаю,

Я людям только помогаю!

- Мало ль что у вас случится!
Без меня никак нельзя!
Если что- то загорится,
Вызову пожарных я.
Ну а если гость незваный
Будет в двери к вам ломиться,
Ну а вы его не ждете-
Вызвать можете полицию.
Знаю точно, всем я нужен,
Без меня никак нельзя.
Если кто- то занедужил,
Прихожу на помощь я.
У тебя температура?-
Сразу доктора зови,
Вот моя клавиатура,
Только номер набери! А, заметив, запах газа,
Прямо из своей квартиры, Не теряя ни секунды, Набирай- ка "04".

Я не просто Телефон,
Я ваш друг и компаньон
Могу утром разбудить,

Без меня непросто жить,

Если нужно будет срочно с мамой,

с другом говорить.

Я вас выручу всегда,

Я вам нужен, господа!
Музыку послушать можно,
Фотографию заснять
sms-ки, mms-ки
Принимать и отправлять.
Чтобы не было вам скучно,
В игры разные играть.
Калькулятор же поможет
Быстро, точно посчитать.
Сенсорный дисплей такой огромный,
Классный плеер, быстрый Интернет,
Расположен я в руке комфортно,
Другом буду я немало лет.


Судья:

У кого другое мненье?

Готов слушать возраженья.


Мама 1

Телефон здоровье губит,

Значит, он опасен людям!

Стоит час поговорить-

Сразу голова болит!

От такого вот общенья

Только лишь одни мученья!!!

Доктор: Спору нет, он- для общенья,

Только не для болтовни.

Вреден, если с ним проводишь

Целые часы и дни.

В доме телефону место

Вы должны определить,

При беседе нужно кратко,

Четко, емко говорить,

Всюду не носить с собою,

Не болтать по пустякам.

И тогда Мобильный точно

Станет лучшим другом вам.



Мама 1

Целый день сыночек мой

«В телефоне с головой»

Одни игры день деньской,

Ходит бледный, сам не свой!

Потерял он аппетит,

Там болит, и тут болит!

Жалуется, что устал,

Да и видеть хуже стал!


Ученик

Эта вещь- не пустячок.
Это- лучший мой дружок.
Он заменит всех друзей.
С ним и жить мне веселей.
С ним не скучно никогда.
Он нужнее, чем вода.
Он мне многих заменяет.
Что мне надо- он узнает! Яркий, модный, мой мобильный,
Навороченный и стильный
Лишь такой мне нужен он-
Мой мобильный телефон, Он «крутой», он лучший в мире! Пусть завидуют другие!


Психолог:

Я хочу ответить маме-

Виноваты в этом сами,

Мир подвижных игр и спорта

Нужно сыну показать,

Не с мобильником- с друзьями

Станет чаще сын играть,

Не секрет, что дети взрослым

Спешат часто подражать.


ППэСник:

Тот, кто за рулем болтает, -

Правила тот нарушает!

И скажу вам наперед,

Аварийных ситуаций Он немало создает!!!

Вот такой водитель точно в ДТП и попадет!

Это точно! Утверждаю!

Телефон я обвиняю!


Ученица:

Выступили вы здесь классно! Только с вами не согласна! Как бывает нелегко,
Если мама далеко,
Помогает телефон,
Приближает маму он.
Скажет мамочка: "Алло!"
Станет на душе светло,
И отвечу громко я:
"Мама, я люблю тебя!"


Мама 2

Я, как мама, заявляю:

Телефону доверяю!

Я домашнюю работу

Могу сверить в Интерне.

На все детские вопросы

Там всегда найду ответ.

Где сейчас и сын, и дочка,

Я могу определить,

Мне с мобильником спокойней,

И комфортней стало жить!


Судья:

Немало мнений самых разных,

Мы все их слышали прекрасно!

Вам, адвокат, даю я слово!


Адвокат:

ДА, мое мнение не ново:

В наш быстрый двадцать первый век

Понять обязан человек,

Что телефон не виноват,

Мобильный- лучший друг и брат!

Но только лишь по назначенью

Его должны мы применять,

Тогда в учении, и в общении

Он будет только помогать.

Разбудит утром на рассвете

И песню нам подарит он,

И поздравленья и советы

Пришлет наш друг, наш телефон.

Досуг поможет скоротать-

В него же можно поиграть!

Но только помнить должен каждый:

ВО ВСЕМ МЫ МЕРУ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!


Судья:

Ну что ж, герой наш электронный,

Наш суд ты выдержал достойно!

На радость взрослых и ребят

Наш приговор- не виноват!

Напротив, от души СПАСИБО!

Мы в этот час хотим сказать

И нашу искреннюю дружбу

С тобой хотим мы продолжать!

Содержимое разработки

Рецензия

Исследовательский проект «Мобильный телефон-«канцероген». Не попадай к нему, дружище в плен! (Проблема: мобильный телефон и здоровье человека.)», выполненная коллективом учащихся 3-4классов под руководством классного руководителя Александровой Т.Ю. Большую помощь оказывали родители.

Мобильный телефон- это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Мало кто знает, что новые функции телефона далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться им и в каких временных рамках.

Свою работу школьники решили посвятить проблеме влияния телефона на организм человека. Эта тема актуальна сегодня как для детей, так и для взрослых.

Выдвинув гипотезу и наметив пути её решения, учащиеся проделали большую работу. Изучив мобильный телефон как средство связи с внешним миром. Выяснили, что даже за несколько секунд можно получить болезни,  от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать плюсы и минусы воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека,  знать, как правильно пользоваться им и в каких временных рамках.

В работе дается описание основных этапов исследовательской деятельности учащихся по выявлению положительных и отрицательных сторон использования сотового телефона и его влияние на здоровье ребёнка.

В процессе работы над проектом школьники продемонстрировали активность в поиске различной информации, овладели элементарными навыками наблюдения, получили навык исследовательской работы.

Работа над проектом способствовала формированию у учащихся навыков извлечения информации из различных источников, умению работать в коллективе, находить союзников и помощников при решении поставленных задач.

Данный материал исследовательского проекта можно использовать как дополнение к учебному материалу по окружающему миру и во внеурочной деятельности.

Руководители проекта:

________________/Александрова Т.Ю./


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Исследовательский проект «Мобильный телефон- «канцероген». Не попадай к нему, дружище в плен! (Проблема: мобильный телефон и здоровье человека.)» Выполнили: Учащиеся 3-4 классов Учителя начальных классов: Александрова Т. Ю., Юшкина О. Н., Александрова А.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области»

Исследовательский проект

«Мобильный телефон- «канцероген».

Не попадай к нему, дружище в плен!

(Проблема: мобильный телефон и здоровье человека.)»

Выполнили:

Учащиеся 3-4 классов Учителя начальных классов:

Александрова Т. Ю.,

Юшкина О. Н.,

Александрова А.С.

Цель работы: изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона, выяснить, как мобильный  телефон влияет на здоровье учащихся.

Цель работы:

изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона, выяснить, как мобильный  телефон влияет на здоровье учащихся.

Задачи: 1. Изучить историю появления и развития сотовой связи. 2. Изучить данные о влиянии мобильных телефонов на жизнь современного человека и на организм школьника . 3.  Провести исследование «Мобильный телефон в жизни учеников ». 4. Выяснить все плюсы и минусы использования мобильного телефона. 5. Совершенствовать такие исследовательские умения, как работа с литературой, умение анализировать и обобщать материал. 6. Изготовить буклет с памятками по использованию мобильных телефонов.

Задачи:

1. Изучить историю появления и развития сотовой связи.

2. Изучить данные о влиянии мобильных телефонов на жизнь современного человека и на организм школьника .

3.  Провести исследование «Мобильный телефон в жизни учеников ».

4. Выяснить все плюсы и минусы использования мобильного телефона.

5. Совершенствовать такие исследовательские умения, как работа с литературой, умение анализировать и обобщать материал.

6. Изготовить буклет с памятками по использованию мобильных телефонов.

Методы исследования:

Методы исследования:

  • Теоретический (анализ, обобщение, изучение СМИ);
  • Эмпирический (анкетирование. наблюдение).
Гипотеза исследования: мобильный телефон оказывает вредное воздействие и многие об этом не задумываются.

Гипотеза исследования:

мобильный телефон оказывает вредное воздействие и многие об этом не задумываются.

Мартин Купер - американский инженер, изобретатель мобильного телефона.

Мартин Купер -

американский инженер,

изобретатель мобильного телефона.

Положительные стороны мобильной связи: Экстренная связь Передача SMS Калькулятор Музыка Интернет Часы, будильник Фотографии, видеосъемка

Положительные стороны

мобильной связи:

  • Экстренная связь
  • Передача SMS
  • Калькулятор
  • Музыка
  • Интернет
  • Часы, будильник
  • Фотографии,

видеосъемка

Отрицательное водействие мобильной связи: Доказано, что если человек разговари-вает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от голов-ной боли .

Отрицательное водействие

мобильной связи:

Доказано, что если человек разговари-вает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от голов-ной боли .

Влияние на зрение Достаточно двухчасового общения в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%.

Влияние на зрение

Достаточно двухчасового общения в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%.

Радиоволны разрушают клетки головной коры мозга.

Радиоволны разрушают клетки головной коры мозга.

Правила пользования мобильным телефоном. 1) Не следует разговаривать непрерывно более 3- 4 минут; пользуйтесь чаще услугами SMS 2) Слушайте музыку через наушники не более 10- 15 минут. 3) Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут. 4) Предпочитайте телефон с внешней антенной. 5) Самый высокий уровень радиации наблюдается во время звонков и в первый момент установления связи. В эти моменты телефон нужно держать подальше от головы, прежде чем начать говорить, нужно подождать 1- 2 секунды.

Правила пользования

мобильным телефоном.

1) Не следует разговаривать непрерывно более 3- 4 минут; пользуйтесь чаще услугами SMS

2) Слушайте музыку через наушники не более 10- 15 минут.

3) Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

4) Предпочитайте телефон с внешней антенной.

5) Самый высокий уровень радиации наблюдается во время звонков и в первый момент установления связи. В эти моменты телефон нужно держать подальше от головы, прежде чем начать говорить, нужно подождать 1- 2 секунды.

Анкетирование Всего анкету заполнили 42 человека. 1. Есть ли у Вас мобильный телефон ? Вывод : все опрошенные учащиеся нашего класса имеют мобильный телефон.

Анкетирование

Всего анкету заполнили 42 человека.

1. Есть ли у Вас мобильный телефон ?

Вывод : все опрошенные учащиеся нашего класса имеют мобильный телефон.

2. Функции мобильного телефона, которые Вы чаще всего используете? Вывод : большинство учеников используют телефон для быстрой связи с родителями и друзьями, отправки сообщений, то есть, используя основные функции телефона. Более трети опрошенных использует его и для досуговых целей: игры, фото-, видеосъемка, прослушивание аудиозаписей. Часть учеников, использующих мобильный телефон для поиска информации в сети Интернет, достаточно велика- около 37,5%.

2. Функции мобильного телефона, которые Вы чаще всего используете?

Вывод : большинство учеников используют телефон для быстрой связи с родителями и друзьями, отправки сообщений, то есть, используя основные функции телефона. Более трети опрошенных использует его и для досуговых целей: игры, фото-, видеосъемка, прослушивание аудиозаписей. Часть учеников, использующих мобильный телефон для поиска информации в сети Интернет, достаточно велика- около 37,5%.

3. Какова в среднем продолжительность Вашего одного разговора по телефону ? Вывод : Исходя изданных очень приятно, что одноклассники мало общаются по телефону. 50 % указали на продолжительность разговора по мобильному телефону до 3 минут, а 41,6% даже меньше минуты. А вот в рубрику «ГОВОРУНЫ» входят 8,3%.

3. Какова в среднем продолжительность Вашего одного разговора по телефону ?

Вывод : Исходя изданных очень приятно, что одноклассники мало общаются по телефону. 50 % указали на продолжительность разговора по мобильному телефону до 3 минут, а 41,6% даже меньше минуты. А вот в рубрику «ГОВОРУНЫ» входят 8,3%.

4. Сколько времени в сутки Вы «активно общаетесь» с мобильным телефоном ? Вывод: большинство учащихся (62,5%) указали на минимальную продолжительность «общения» с мобильным телефоном до 1 часа. Это радует нас. А вот 29,1% указали на «активное общение» с мобильным телефоном. Скорее всего, это время включает телефонные звонки, отправку сообщений, прослушивание аудиозаписей, фото-, видеосъемка. Весьма продолжительное «общение» от 6-8 часов- результат увлечения части детей играми и поиском информации в сети Интернет. Это нас очень насторожило. Можно сказать, что родители таких детей не контролируют на предмет общения с мобильным телефоном. Не беспокоятся о сохранении здоровья своего ребёнка. Для решения этой проблемы мы решили выступить на родительском собрании. Довести до сведения родителей, насколько опасно черезмерное общение ребёнка с мобильным телефоном. А в классе таких учеников взять под особый контроль.

4. Сколько времени в сутки Вы «активно общаетесь» с мобильным телефоном ?

Вывод: большинство учащихся (62,5%) указали на минимальную продолжительность «общения» с мобильным телефоном до 1 часа. Это радует нас. А вот 29,1% указали на «активное общение» с мобильным телефоном. Скорее всего, это время включает телефонные звонки, отправку сообщений, прослушивание аудиозаписей, фото-, видеосъемка. Весьма продолжительное «общение» от 6-8 часов- результат увлечения части детей играми и поиском информации в сети Интернет. Это нас очень насторожило. Можно сказать, что родители таких детей не контролируют на предмет общения с мобильным телефоном. Не беспокоятся о сохранении здоровья своего ребёнка. Для решения этой проблемы мы решили выступить на родительском собрании. Довести до сведения родителей, насколько опасно черезмерное общение ребёнка с мобильным телефоном. А в классе таких учеников взять под особый контроль.

5. Где носите телефон ? Вывод : Ответы на этот вопрос требует особого внимания!!! Больше половины детей носят телефоны в областях расположения жизненно важных систем человека. В связи с этим в классе проводилась: - беседа на тему: «Мобильный телефон и его местонахождение». - Проведён рейд «Домик для мобильного телефона».

5. Где носите телефон ?

Вывод : Ответы на этот вопрос требует особого внимания!!! Больше половины детей носят телефоны в областях расположения жизненно важных систем человека. В связи с этим в классе проводилась:

- беседа на тему: «Мобильный телефон и его местонахождение».

- Проведён рейд «Домик для мобильного телефона».

6. Чувствуете ли дискомфорт после «общения» с телефоном? Вывод: свыше 66,6 % учеников не отметили чувства дискомфорта после «общения» с телефоном, скорее всего это часть учащихся, указавших на непродолжительный контакт (до 3 часов) с мобильным телефоном. Но около 34,7% опрошенных ощущают различные проявления чувства дискомфорта.

6. Чувствуете ли дискомфорт после «общения» с телефоном?

Вывод: свыше 66,6 % учеников не отметили чувства дискомфорта после «общения» с телефоном, скорее всего это часть учащихся, указавших на непродолжительный контакт (до 3 часов) с мобильным телефоном. Но около 34,7% опрошенных ощущают различные проявления чувства дискомфорта.

7. Ты что- нибудь слышал о вредном воздействии телефонов на организм? Вывод: Мы видим, что одноклассники слышали о вреде мобильного телефона при чрезмерном общении. Но, не смотря на это телефон, остаётся неотъемлемым атрибутом ученика. В связи с выявленной проблемой на классный час была приглашена школьная медсестра, которая ознакомила учащихся с вредным воздействием мобильного телефона на организм, в особенности на детский. После проведения беседы с медсестрой многие одноклассники заинтересовались информацией и насторожились.

7. Ты что- нибудь слышал о вредном воздействии телефонов на организм?

Вывод: Мы видим, что одноклассники слышали о вреде мобильного телефона при чрезмерном общении. Но, не смотря на это телефон, остаётся неотъемлемым атрибутом ученика. В связи с выявленной проблемой на классный час была приглашена школьная медсестра, которая ознакомила учащихся с вредным воздействием мобильного телефона на организм, в особенности на детский. После проведения беседы с медсестрой многие одноклассники заинтересовались информацией и насторожились.

8. Нужен ли мобильный телефон в школе? Вывод: Мы видим, что больше половины учащихся считают, что мобильные телефоны необходимы. Отсюда возникает вопрос: «Зачем в школе нужен мобильный телефон?» Мы убедились, в том, что наши одноклассники любят поделиться новыми играми. В связи с этим мы придумали на перемене проводить шахматный и шашечный турниры, заниматься оригами. Для того, чтобы отвлечь их от телефонов.

8. Нужен ли мобильный телефон в школе?

Вывод: Мы видим, что больше половины учащихся считают, что мобильные телефоны необходимы. Отсюда возникает вопрос: «Зачем в школе нужен мобильный телефон?» Мы убедились, в том, что наши одноклассники любят поделиться новыми играми. В связи с этим мы придумали на перемене проводить шахматный и шашечный турниры, заниматься оригами. Для того, чтобы отвлечь их от телефонов.

Выводы:  Мобильный телефон может быть не только полезной необходимой вещью, но и оказывать вредное воздействие на организм человека.  Излучение мобильных телефонов и антенн наносит непопра- вимый вред организму человека и не все об этом задумываются.  Отказаться от использования мобильного телефона в условиях современной жизни вряд ли возможно. Но максимально оградить себя от негативных последствий вполне реально.  Помните, что самое ценное, что есть у человека – это  здоровье.  Берегите себя!

Выводы:

  • Мобильный телефон может быть не только полезной

необходимой вещью, но и оказывать вредное воздействие

на организм человека.

  • Излучение мобильных телефонов и антенн наносит непопра-

вимый вред организму человека и не все об этом задумываются.

  • Отказаться от использования мобильного телефона в условиях

современной жизни вряд ли возможно. Но максимально оградить

себя от негативных последствий вполне реально.

  • Помните, что самое ценное, что есть у человека – это  здоровье.

Берегите себя!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее