Урок русского языка (УМК «Гармония»)
4 класс
Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах.
Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.
Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.
Планируемые результаты:
Личностные:
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- стремление высказывать собственные суждения и давать им обос-
нования.
Метапредметные:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения учебных задач;
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве.
Задачи: познакомить с понятием «Многозначные слова», учить пользоваться толковым словарём, развивать внимание, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать, воспитывать интерес к родному языку, обогащать словарный запас
познакомить с понятием «Многозначные слова», учить пользоваться толковым словарём, развивать внимание, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать, воспитывать интерес к родному языку, обогащать словарный запас.
Ход урока
1. Оргмомент
Русский язык очень сложный язык, интересный и удивительный. Ребята, а вы любите преодолевать сложности? Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке.
Очень хорошо! Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Итак, начинаем наш урок!
Приготовились к словарному диктанту. Тема сегодня будет связана с транспортом. Приготовились:
Словарная работа (введение в тему урока)
Автобус, автомобиль, вагон, велосипед, дорога, машина, самолет, трактор, трамвай, , троллейбус, шоссе, шофер.
А теперь выполним взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями. Возьмите на столе зеленый карандаш, и подчеркните то слово, где допущена ошибка.
Внимание на доску, приготовились...
Верните тетради друг другу. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки, ВЫ.....МОЛОДЦЫ!
А теперь посмотрите на слова и найдите лишнее, докажите, почему вы так считаете?
САМОЛЕТ
Найдите слово, с орфограммой на написание гласных после шипящих....
Машина
Работа в группах
Учитель Сейчас мы с вами выполним исследование. Практически у всех имеется транспорт - машина. Давайте назовем основные ее части. Для этого у вас рисунок и пустые окошки, в которые необходимо вписать части машины
Вам понадобится только ручка. На выполнение этого задания 1 минута. Вот мы и выясним, какие же водители в будущем.
А теперь задание на смекалку.
Есть ли среди всех слов, такие, которые имеют несколько значений?
Дворники
Почему вы выделили, это слово.
А кто — то уже догадался и может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
МНОГОЗНАЧНЫЕ слова
Такие слова, которые имеют два и более значений, называют
многозначными»
«А как тогда вы назовете слова, которые имеют одно значение?»
Учитель
Ребята, а как вы думаете, как мы можем проверить, верно ли мы понимаем значение слова?
Ученики: Мы можем проверить в словаре.
Учитель: Верно. Толковый словарь русского языка включает толкования и значения большинства русских слов, примеры их употребления в речи, различные грамматические сведения.
Словарь толкования слов позволит не только найти точное определение необходимого слова, но и узнать его дополнительные и переносные значения, ознакомиться с толкованием новых неизвестных слов, и, таким образом, улучшить свою письменную и устную речь, расширить словарный запас и кругозор.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. – один из самых популярных и полных словарей на сегодняшний день. Он был составлен в 1949 году известным лингвистом и лексикографом С.И. Ожеговым. Затем словарь неоднократно переиздавался и впоследствии был пополнен филологом и академиком РАН Н.Ю. Шведовой. Сегодня словарь включает более 70000 слов и представляет собой самый большой современный толковый русский словарь.
Мы с вами сегодня учимся находить многозначные слова, но в словаре встречаются и такие случаи, когда одно и тоже слово написано несколько раз и к каждому даётся толкование. Это будут уже не многозначные слова, но этот секрет русского языка вы узнаете немного позже…
Учитель
Вернемся к слову «дворники». Итак, предлагаю проверить себя правильно ли мы с вами определили значение этого слова .
Что нужно знать, чтобы быстро найти это слово в словаре? (алфавит)
В словаре очень много слов и искать нужное нам слово придётся долго, поэтому я вам сегодня немного помогла и положила закладку, где нужно открыть словарь.
физкультминутка
Учитель Давайте составим предложения со словом «дворники»
Дворники рано утром подметают городские улицы.
Водитель починил дворники автомобиля. Во время дождя дворники автомобиля часто работают.
В предложениях подчеркните основу.( главные члены предложения)
в первом случае назовите морфологические признаки этого слова ( сущ., мн.ч., одущевл.)
….неодуш.
Учитель А почему же профессию человека и и деталь машины назвали одним и тем же словом ? (выполняют одинаковые действия)
приведите примеры многозначных слов
(Картинки)
колокольчик -
кисть -
ключ -
коса -
иголка -
шишка -
корень -
язык -
лук -
юбка -
Лисичка -
Учитель
А теперь задание по вариантам....составьте 2 предложения
1 вариант- глава
2 вариант - гора
Учитель
Почему вызвало затруднения, почему не смогли быстро выполнить это задание?
т.к. эти слова многозначные. Куда обратимся за помощью? К толковому словарю.
Аудирование
Учитель
Работа с учебником. Откройте страницу 97, упр. 559.
Задание в конце упр — читает...
УчительОтветьте на вопрос, кто из ребят поставил себя в неловкое положение. Какой совет дадите.
Учитель
Сейчас вы прослушаете отрывок аудиозаписи, разговор известных вам героев из и
рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Рефлексия.
Учитель: Итак, ребята, подведём итог нашего занятия.
Как называлась тема нашего урока?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какие слова называются многозначными?
Какое настроение было у вас сегодня на уроке?
Что больше всего понравилось? А что не понравилось?
Учитель
Домашнее задание- выписать из толкового словаря те слова, которые ребята трактовали неверно и записать их в тетрадь.
Составить загадку с многозначными словами.
Урок окончен. Спасибо за работу!
Вопросы - загадки
1) Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (который бьет из земли, по-
другому его называют родник)
2) Какую соль не кладут в суп? (ноту «соль»)
3) В каких лесах нельзя заблудиться? (в строительных, это временное
сооружение из досок у стен здания для строительных работ)
4) Из какого крана не льется вода? (из подъемного)
5) Какой лук не кладут в суп? (лук – оружие)
6) Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)
7) Какой кистью не выкрасить стену? (виноградной)
8) По какому мостику нельзя перейти речку? (по капитанскому)
9) Какой язычок нельзя назвать болтливым? (язычок ботинка или крос-
совка)
Подвести итоги викторины. Оценить