Методика работы над полисемией
(многозначностью слов)
1класс
Одной из главных задач современной школы является задача развития речи и мышления учащихся. Важным показателем умственного и речевого развития школьников является богатство их словарного запаса. Чем богаче активный словарный запас учащихся , тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует определённым образом организованная познавательная деятельность, направленная на:
1)восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов, оттенков их значений;
2) развитие умения объяснять значение слов и особенности их употребления в речи
3 ) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного высказывания.
Изучение лексики для младших школьников представляет большой интерес: их удивляют многие факты, дети делают свои маленькие филологические открытия. Многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующем о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.
Работа над однозначными и многозначными словами в 1 классе строится с учётом возрастных возможностей младших школьников. Можно выделить несколько этапов, которые проходят дети при овладении полисемией.
1 –ый этап – пропедевтический.
На этом этапе дети знакомятся со словом. Обучение грамоте – первая ступенька работы над данной темой: ведь буквально с первых дней обучения дети усваивают новые слова, уточняют значения тех слов, которые встречались им ранее. Новые слова осмысливаются через употребление их в речи (предложении, рассказе), известные слова иногда раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить их речевые возможности. На этом этапе работы у первоклассников формируются важнейшие интеллектуальные умения: умение анализировать слово, умение определять лексическое значение слова и др.
Учащиеся подводятся к пониманию того, что слова нашего языка что-либо обозначают, имеют значение. Осознать лексическое значение слова для первоклассников трудно, потому что в их сознании слова и признаки не разделены, они «срослись в их представлении». Упражнения в различении слов и предметов, слов и действий, слов и признаков предметов дают ученикам возможность отделить слово от предмета, названного этим словом. Например, учитель просит нарисовать тетрадь, а рядом записывают слово – «тетрадь».
- Как вы думаете, этот предмет – тетрадь и слово тетрадь – одно и то же?
- Проверим. Скажите, что можно сделать с тетрадью, в тетради?
- А теперь попробуем убрать в портфель слово тетрадь или сделать из него кораблик. Получается? В чём же дело?
Оказывается, то, что можно сделать с тетрадью, нельзя сделать со словом тетрадь, и наоборот. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся абстрагировать слово от предмета, от вещи, в их сознании постепенно «разводятся» слово и обозначаемый им предмет, слово и обозначаемое им действие, слово и обозначаемый им признак.
2- этап в работе – знакомство со словом как лексической единицей.
На доступном детям языке это может звучать так – «настоящее слово всегда что-то обозначает». Прекрасный материал для соответствующих наблюдений – стихотворение И.Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошка – это кошка, Я повторяю снова:
У кошки семь котят. Плим,плим,плим!
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол! Плим, плим, плим!
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошёл. Плим, плим, плим!
Делается вывод о «ненастоящих» и «настоящих» словах. С «ненастоящими» можно сделать многое: его можно написать, сказать, в нём можно выделить и охарактеризовать звуки, его нельзя только объяснить. Нельзя сказать, что оно обозначает. С первоклассниками целесообразно понаблюдать над изменением или утратой значений, т.е. над превращением одного «настоящего» слова в другие или в «ненастоящие» при замене, перестановке букв и слогов. Приведу несколько примеров таких лингвистических задач.
1)Из букв разрезной азбуки сложите то слово, которое прочитала девочка. Объясните, почему засмеялась мама? Не могли бы вы помочь девочке?
В доме против наших окон открылся новый магазин. К синей вывеске рабочие прикрепляли буквы. А мы сидели на окне и наблюдали, что из этих букв получится.
- О! К! – Вот уже и третья буква, -опять- О. А дальше – Л. –Ещё раз – О! И, наконец, - М.- ОКОЛОМ – прочитала я и удивилась: чем же тут будут торговать?
Мама посмотрела и засмеялась. ( по Н. Забиле )
(Почему-то рабочим было удобно ставить буквы справа налево, а девочка так и читала. )
2)Нарисуйте в своём воображении те плоды, которые соберут с такого странного огорода. Какими вы себе их представляете?
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидоры росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста. ( Н. Кончаловская )
- Запишите слова: чеслук и репуста. Это «настоящие» слова или нет? Почему? Помогите им стать «настоящими». Сколько таких слов получится?
3)В тетради одного ученика прочитали: дыл (дым ), врона (ворона), лыса (лиса). «Настоящие» ли это слова? Спасите их: запишите так, чтобы они почувствовали себя «настоящими» .
4)Далее вводится термин «лексическое значение». (Лексическое значение – это то, что слово обозначает )
- Жираф. Кто это? Лексическое значение этого слова: животное с очень длинной шеей и длинными ногами.
- Дано лексическое значение слова. Определите по нему слово. Что оно называет?
1.Лиственное дерево с белой корой.
2.Сосуд, предназначенный для фруктов и цветов.
3.Время года между зимой и летом.
Вывод о том, что слово имеет лексическое значение, имеет принципиальный характер. Раз у слова есть значение, его нужно понимать, не понимаешь – выясни. На данном этапе особую роль приобретает такое средство обучения, как толковый словарь. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не понимают. Задача учителя – научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Использование словарей способствует прочному усвоению знаний. Они вносят оживление в работу и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Словарь можно использовать для реализации разных задач: узнать значение неизвестного слова, проверить имеющееся предположение, научиться точному, лаконичному определению.
3- этап – введение детей в лексическую систему языка. Знакомство с явлениями многозначности и омонимами.
Наблюдение над данными лексическими явлениями начинаем проводить на лексическом материале «Азбуки», где встречается немало слов в разных значениях и омонимов. Свою работу я строила таким образом. Вначале проанализировала и изучила лексический материал «Азбуки», продумала систему упражнений по уточнению и обогащению словаря. Приведу примеры некоторых заданий.
Так, на стр. 30 «Азбуки В. Горецкого» встречается слово игла. Учитель просит записать слово и нарисовать картинки, изображающие данный предмет. Учитель спрашивает:
- Сколько разных предметов вы нарисовали? ( 3 )
- А сколько слов вы написали?
Слово одно, а предметов три. Можно было бы нарисовать одну картинку – острый шпиль здания. Картинок было бы четыре, а слово одно.
Учитель подводит детей к выводу, что многие слова русского языка имеют не одно, а несколько значений. Так дети на практике знакомятся с многозначными словами. Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, развитию речи и создаёт прочную основу для последующей языковой практики.
Для успешного формирования речевых умений необходима опора на значения, только они позволяют сделать формируемые умения осознанными. Вот почему уже с 1 класса необходимо вооружить учащихся некоторыми знаниями о речи. Дети знакомятся с термином «многозначное» слово ( слово, которое имеет несколько значений, называется многозначным ). Система понятий ложится на приобретённые детьми практические навыки в области лексики, на ту пропедевтическую работу, которая проводилась на уроках обучения грамоте.
Теперь вводятся специальные уроки развития речи, на которых работа по изучению многозначных и однозначных слов становится более ёмкой, содержательной, развиваются полученные знания и навыки. Новое значение у слов образуется, если предметы, которые эти слова называют, чем-то похожи друг на друга. Например, словом кисть мы называем пучок волос на рукоятке для нанесения краски (малярная кисть), пучок ниток или шнурков, употребляемых для украшения (пояс с кистями), плоды на кусте кустарника (виноградная кисть). Между данными предметами имеется сходство по форме. Младшие школьники с помощью учителя учатся устанавливать это сходство. Сходство бывает и по цвету, и по выполняемой функции. Вот некоторые упражнения, которые я использовала в своей работе.
Загадка
Кто имеет пятачок
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца? ( В. Конова )
- Нарисуйте два разных пятачка: монету и нос поросёнка.
- Чем похож один предмет на другой? (формой – оба круглые )
- Пятачком ещё называют маленькую круглую площадку. А также вообще тесное, ограниченное пространство.
2.- Какие и из чего бывают предметы, которые называются словом ковш? (посуда, у экскаватора).
- Что делают ковшом посудой?
- Что делают ковшом экскаватора?
На этом примере выясняется сходство предметов по выполняемой функции.
В своей практике я использовала различные приёмы ознакомления с новыми словами, их значениями: выяснение значения путём показа картинки или макета, уточнение значения по толковому словарю, включение нового слова в словосочетание или предложение.
Вот упражнения подобного типа.
1.Дети знакомятся со словом шишка.
Даётся 3 значения этого слова.
1-значение: соцветие и плод хвойных деревьев. Сосновая шишка. 2-значение: округлая выпуклость, бугорок. Набить шишку на лбу.
3-значение: о важном влиятельном человеке (разговорное, ироническое). Важная шишка.
- Что можно сказать о слове шишка?
- Прочитайте тексты. В каком значении употреблено слово шишка?
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две. ( Р. Сеф)
Где растут шишки?
На ели у опушки.
И у Смирнова Мишки
На лбу и на макушке. ( Е. Петрищева)
Запишите предложения со словом шишка.
2.Прочитайте слово глаз. Определите его лексическое значение. Придумайте предложение с каждым значением этого слова.
1 –е значение: орган зрения, а также само зрение. Правый глаз.
2 –е значение: присмотр, надзор. Хозяйский глаз.
Вот примеры заданий, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение слов.
1.Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.
2.Представь, что ты художник. Тебе поручили нарисовать… . Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.
3.Представь, что тебе надо объяснить значение слова человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?
Наряду с многозначными словами учащиеся на уроках развития речи знакомятся с омонимами, с определением омонимов: «омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению». Омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают разные предметы, признаки, действия.
Приведу фрагменты урока, где учащиеся знакомятся с омонимами. (с.66 «Азбука»)
1.Загадка. Щука ныряет, трава прилегает. ( Коса )
Рассмотрев предметную картинку, дети могут ответить на вопросы о том, из каких частей состоит коса. Для чего она нужна?
2.Загадка. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
О какой косе идёт речь в данной загадке?
Устанавливается различие в словах.
Составляются упражнения со словами – омонимами.
Определяются их значения в словосочетаниях: острая коса, заплести косу, наточить косу, толстая коса.
Заполняется ряд омонимов. Дети знакомятся ещё с одним омонимом – коса – отмель, узкая полоска земли.
Учащимся предлагается картинка. Они составляют предложение по ней.
Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и слова, которые обозначают признаки и действия предметов. Начиная работу с многозначными существительными, переходим к знакомству с многозначными глаголами и прилагательными. Таким образом, работа над многозначными словами усложняется от урока к уроку. Приведу фрагмент урока.
- Прочитайте слово «острый». Что оно называет? Является ли слово многозначным?
Задание 1.
Придумайте с этим словом словосочетания или предложения так, чтобы оно было употреблено в разных значениях.
1.Отточенный, хорошо режущий, колющий. Острый нож.
2.Сужающийся к концу. Острый нос.
3.Проницательный, хорошо воспринимающий. Острый глаз.
4.Отличающийся остроумием. Острая шутка.
5.Сильно, явно выраженный, напряжённый. Острая боль.
Задание 2.
Определите, в каких значениях употреблено слово – острый- в следующих отрывках.
В старом доме под острою крышей
Пляшут весело серые мыши.
И лает улитка под крышей.
Там странные вещи случаются:
В пляс дубовые лавки пускаются,
А туфли дрожат под кроватью.
( перевод с немецкого Ю. Коринца )
Острые лучи солнышка с трудом пробивают густую листву.
У лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая.
Близятся сумерки. Тонкий и острый
В небе созвездий колышется свет.
Астра на клумбе, душистой и пёстрой,
Смотрит, как светят далёкие сёстры,
И посылает с земли им привет.
( Р. Рождественский)
При изучении многозначных прилагательных и глаголов возникает необходимость познакомить детей с переносным значением слов, а также выяснить принципы переноса. Как же появляется переносное значение слов?
Перенос названия с одного предмета на другой происходит на основе сходства разных признаков и свойств, например, по форме, цвету, выполняемому действию, расположению, а также случаях, когда в основе переноса лежат абстрактные признаки. Знакомство учащихся с переносным значением слов является важнейшим этапом формирования умения использовать в речи изобразительно-выразительные средства.
Приведу некоторые виды работы над переносным значением слова.
1.Учитель спрашивает:
Как говорят об обычных часах, показывающих время?
Уходят ли такие часы от нас куда-нибудь?
2.Есть такая загадка:
Мы ходим ночью, ходим днём
И всё же с места не сойдём.
Почему же о часах говорят, что они идут?
Как точнее сказать: часы идут или часы работают?
Вспомните, когда ещё слово «идёт» употребляется в переносном значении? (дождь идёт, дело идёт)
3.Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Букет роз – букет огней.
Шепчутся дети – шепчутся листья.
Седая зима – седая голова.
4.Со словосочетаниями составьте предложения таким образом, чтобы словосочетание употреблялось сначала в прямом, затем – в переносном значении.
Найти выход – цены нет.
5.Прочитайте лексическое значение слова «кислый».
1.Обдадающий своеобразным острым вкусом. Кислый крыжовник.
2.Закисший вследствие брожения. Кислое молоко.
3. (перен.) Уныло-тоскливый, выражающий неудовольствие, без всякого подъёма, воодушевления. Кислое выражение лица.
4.Прочитайте стихотворение. Определите, сколько значений у слова «кислый». Какое из них прямое, а какое – переносное?
Кислые стихи
Встало солнце кислое
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение. ( Э. Мошковская )
В данной работе я попыталась показать разнообразные приёмы работы над однозначными, многозначными словами, омонимами, над словами, употреблёнными в переносном значении. Хочу добавить, что на этом этапе работа над данными лексическими явлениями не заканчивается. Дальше ребята будут встречаться с многозначными словами в предложениях и текстах. Такая работа развивает мышление и речь школьников, обогащает их словарь, воспитывает любовь и интерес к родному языку.