«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методика и технологии формирования учебно-познавательной компетенции.

Правильная организация урока с использованием современных образовательных технологий, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, а также внеурочная деятельность, участие в олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности необходимые условия для формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Методика и технологии формирования учебно-познавательной компетенции.


Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин


Слайд 1.

Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Но часто ребёнок не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания.

Слайд 2.

В своей деятельности ориентируюсь на формирование ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловой;

  • информационной,

  • учебно-познавательной;

  • коммуникативной. 

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

  • Думать

  • Искать

  • Сотрудничать

  • Приниматься за дело

  • Адаптироваться

Этому школа должна учить с первых шагов, как только ребёнок переступил порог школы.

Остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

Слайд 3.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Что же включают в себя учебно-познавательная компетенция.

Слайд 4.

Прежде всего, это:

Умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Формирование  учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения. Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

На  этапе постановки учебной задачи ставится проблемный вопрос, формирующий  у обучающихся потребность освоения нового понятия

  • Не знаю, что происходит, как происходит.

  • Но могу узнать, мне это интересно.

  • Формируется цель урока.

Так, на уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.

Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование учебно-познавательной компетенции.

Слайд 5.

Используемые приёмы активно включают детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, создаются ситуации, где ученик чувствует себя ведущим в познавательной деятельности, знания даются не в готовом виде, а выведены из самостоятельно наблюдения и эксперимента

Минутка чистописания

  • Например: на доске: лампа, ветка, отлетел.

  • Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)

Словарная работа

  • Например, на доске-

п ф б к т х е ш с р ч е ш з ц а

Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза).

Слайд 6.

Другая составляющая учебно-познавательная компетенции - это формирование умения

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

  На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

Чтобы оценить выполненную работу, ученик может воспользоваться алгоритмом:

Я выполнял работу ….

Я выполнил работу без ошибок..

Я выполнил работу самостоятельно( или с помощью)

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ученики оценивают свою работу одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Было трудно…

  • Я научился…

  • Я понял, что…

Слайд 7.

Следующая форма учебно- познавательной компетенции- это умение
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 

Сформировать эту познавательную компетентность помогает технология продуктивного чтения.

  • формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора);

  • извлекать информацию из текста;

  • давать оценочные суждения, в случае если этого требует анализ текста;

Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

Слайд 8.

Также учебно-познавательная компетенция включает умение

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

Формировать эту познавательную компетенции помогает исследовательская и проектная деятельность.

Учителя начальной школы уделяют большое внимание этой работе, выступая в качестве руководителей исследовательскими работами своих учеников. Именно метод проектов помогает научить младших школьников выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты, делать выводы.

Слайд 9.

А защита проектных и исследовательских работ формирует у учащихся умение
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования, что является еще одной учебно-познавательной компетентностью.

Слайд 10.


Формирование учебно-познавательной компетентности

возможно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Взаимодействие с учреждениями культуры (театры, музеи), с центрами дополнительного образования (Дома творчества, библиотеки) помогают сформировать у детей

опыт восприятия картины мира.

Слайд 11.

Таким образом, правильная организация урока с использованием современных образовательных технологий, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, а также внеурочная деятельность, участие в олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности необходимые условия для формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников.       






















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее