Методика и технологии формирования учебно-познавательной компетенции.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Роджер Левин
Слайд 1.
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Но часто ребёнок не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания.
Слайд 2.
В своей деятельности ориентируюсь на формирование ключевых компетенций:
ценностно-смысловой;
информационной,
учебно-познавательной;
коммуникативной.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
Думать
Искать
Сотрудничать
Приниматься за дело
Адаптироваться
Этому школа должна учить с первых шагов, как только ребёнок переступил порог школы.
Остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Слайд 3.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Что же включают в себя учебно-познавательная компетенция.
Слайд 4.
Прежде всего, это:
• Умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
Формирование учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения. Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.
На этапе постановки учебной задачи ставится проблемный вопрос, формирующий у обучающихся потребность освоения нового понятия
Не знаю, что происходит, как происходит.
Но могу узнать, мне это интересно.
Формируется цель урока.
Так, на уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.
Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование учебно-познавательной компетенции.
Слайд 5.
Используемые приёмы активно включают детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, создаются ситуации, где ученик чувствует себя ведущим в познавательной деятельности, знания даются не в готовом виде, а выведены из самостоятельно наблюдения и эксперимента
Минутка чистописания
Например: на доске: лампа, ветка, отлетел.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)
Словарная работа
Например, на доске-
п ф б к т х е ш с р ч е ш з ц а
Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза).
Слайд 6.
Другая составляющая учебно-познавательная компетенции - это формирование умения
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).
На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.
Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.
На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.
Чтобы оценить выполненную работу, ученик может воспользоваться алгоритмом:
Я выполнял работу ….
Я выполнил работу без ошибок..
Я выполнил работу самостоятельно( или с помощью)
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ученики оценивают свою работу одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я понял, что…
Слайд 7.
Следующая форма учебно- познавательной компетенции- это умение
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Сформировать эту познавательную компетентность помогает технология продуктивного чтения.
формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора);
извлекать информацию из текста;
давать оценочные суждения, в случае если этого требует анализ текста;
Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.
Слайд 8.
Также учебно-познавательная компетенция включает умение
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
Формировать эту познавательную компетенции помогает исследовательская и проектная деятельность.
Учителя начальной школы уделяют большое внимание этой работе, выступая в качестве руководителей исследовательскими работами своих учеников. Именно метод проектов помогает научить младших школьников выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты, делать выводы.
Слайд 9.
А защита проектных и исследовательских работ формирует у учащихся умение
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования, что является еще одной учебно-познавательной компетентностью.
Слайд 10.
Формирование учебно-познавательной компетентности
возможно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Взаимодействие с учреждениями культуры (театры, музеи), с центрами дополнительного образования (Дома творчества, библиотеки) помогают сформировать у детей
• опыт восприятия картины мира.
Слайд 11.
Таким образом, правильная организация урока с использованием современных образовательных технологий, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, а также внеурочная деятельность, участие в олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности необходимые условия для формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников.