МКОУ «Черская средняя общеобразовательная школа»
МР «Нижнеколымский район»
Поэтапное формирование умственных действий
при обучении младших школьников с задержкой
психического развития на уроках русского языка.
Методическое пособие.
Автор Никифорова Марина Николаевна,
учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ
Поэтапное формирование умственных действий при обучении младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка.
Знание – орудие, а не цель.
Как помочь детям научиться писать грамотно? Всем нам известна ситуация, когда ученики хорошо знают орфографические правила , а при письме делают много ошибок. Работая в классах коррекционно-развивающего обучения , я испытывала большие трудности в развитии орфографического навыка письма учащихся. Мои ученики заучивали правила правописания орфограмм неосознанно, а иногда не могли заучить правила , и тем самым допускали много ошибок при письме. Усвоение правописание орфограмм вызывает у всех детей, а тем более у учащихся с задержкой психического развития, значительные трудности. Особенности правил правописания орфограмм слов состоят в том, что оно не дает указания, что писать ( в отличие, например, от правила: после шипящих пиши букву «и» ), а рекомендует ПРИЕМ, помогающий определить верное написание слова. Правописание этих орфограмм требуют гораздо большой гибкости мышления и использование речевых средств. Как правило, дети заучивают правила наизусть, а в результате не понимают логически их построения, не умеют объяснить даже правильных своих действий.
Когда я начала использовать в своей работе «Методику поэтапного формирования умственных действий при обучении русскому языку», изложенную в книге Б.И.Бадмаева, Б.И.Хозиева «Методика ускоренного обучения русскому языку», стало работать интересно, уроки стали проходить продуктивно и улучшились результаты (с 50% до 74% обученности в текущих проверочных работах).
Эта методика разработана авторами-психологами на основе известной теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. А почему психологами? Дело в том, что психолог в отличие от филолога и лингвиста занимается не законами и нормами речи и языка, а тем, как и почему они усваиваются человеком легко и быстро или, наоборот, трудно и долго. Если лингвист и филолог изучают сам язык и речь, то для психолога предметом исследования выступает человек, познающий законы. Данная методика строит обучение русскому языку в отличие от традиционной без предварительного заучивания правил, а непосредственно в ходе выполнения письменной речевой деятельности. Поэтому целью каждого занятия (начиная с первого) становится достижение умения писать грамотно, а не просто запоминание правил.
А как с правилами? Их усвоение происходит совершенно естественно и незаметно для ученика: они запоминаются непроизвольно в результате их практического использования( они лежат перед учеником и служат средством правильного написания), т.е. в полном согласии с психологической закономерностью формирования знаний по принципу: « Сделал - запомнил».
Идеи и принципы обучения, заложенные в данной методике показались мне интересными и разумными, но она была рекомендована для учащихся 5-8 классов. Я решила применить эту методику в начальных классов, изменив содержание ее применительно к младшим школьникам.
Для себя я открыла общий принцип преподавания русского языка: русскому языку можно научить, можно стать грамотным, для этого необходимо правила сделать «работающими», добиться осознанного их использования – это очень плодотворный и педагогически верный путь: он дает ребенку сумму знаний, развивает мышление и речь, и развивает личность в целом.
Прежде чем приступить к обучению орфографии русского языка по методике, я хочу ознакомить с психологической концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, ставшей научной основой этой методики. Это учение о том, как в деятельности с предметами во внешнем плане начинает формироваться действие внутреннее, умственное, психическое, проявляющееся как действие с предметами в уме («наизусть»).В этом процессе превращения внешнего действия во внутреннее(«извне внутрь») выделяется шесть этапов:
На первом этапе формируется мотивационная основа действия (возникает мотив действия как желание и стремление выполнять его);
На втором этапе складывается схема ориентировочной основы действия (выделяется система ориентиров, указывающая, как нужно выполнять действие);
На третьем этапе начинается реальное выполнение действия в материальной форме, т.е. при опоре на внешние предметные аналоги – образцы действия с предметом в виде схем, графиков, учебных карт, инструкций о порядке действий;
На четвертом этапе отпадает необходимость во внешне представленных ориентирах, а действие продолжает осваиваться при опоре на громкое проговаривание ( «внешняя речь про себя» ;
На пятом этапе проговаривание постепенно исчезает, переходит во внутреннюю речь «про себя»;
На шестом этапе, заключительном, речевой процесс «уходит» из сознания, а остается «чистая мысль» о действии, способность проделать его в уме, т.е. умение действовать «наизусть», без внешних ориентиров, предметных или речевых.
Проделав реальные действия по правильному написанию определенных слов, предложений или текстов, учащийся усваивает сами правила.
Особенности применения методики.Первая. Ни в коем случае не требовать от учеников специального заучивания правил. Они в ходе занятий запомнятся непроизвольно, а потому усвоение пойдет легко и быстро.
Вторая. Одно и то же упражнение дважды не повторять, так как это не прибавляет теоретических знаний, не дает интеллектуального развития, а рождает стереотипы и не интересно учащимся .Если учитель сочтет необходимым дать кому-то из учеников дополнительное задание, то это можно сделать только на материале с другими текстами.
Третья. Если в ходе упражнений правила в значительной мере запомнились, и учащийся стал уже выполнять многие задания, уже не заглядывая в правило, и при этом действует достаточно уверенно, то нужно ограничить или затруднить ему доступ к правилам( закрыть их бумагой, повернуть карточки обратной стороной и т.д.),но и не запрещать заглядывать в них при необходимости. Чуть позже надо убрать полные схемы и дать сокращенные( когда и как это сделать, сказано в разделе «Методика» ). Ограничение возможностей использования полных текстов правил ускоряет процесс запоминания, а разрешение заглядывать в них при необходимости гарантирует безошибочность. Главное- безошибочность! Лучше медленно, но верно! – вот девиз.
Четвертая. Ни к коем случае не торопить учащихся, не подгонять их, а дать возможность двигаться каждому своим темпом (индивидуальный подход!), так как со временем возможности их сравняются, и все они будут работать достаточно быстро и при этом безошибочно.
Пятая. Рекомендую учителям также использовать данную методику для подтягивания слабоуспевающих, если не удастся для всего класса. За 30 часов занятий во внеурочное время они избавятся от ошибок в диктантах, и в среднем примерно на один балл повысят успеваемость класса. Используя данную методику сразу для всего класса, нужно иметь ввиду, что из-за разного исходного уровня орфографической грамотности учащихся могут возникнуть трудности часто психологического плана: когда рядом сидят сильный и слабый ученик, то последний будет тянуться за первым и чересчур спешить, что крайне не желательно при обучении по данной методике. Во избежании этого еще один совет.
Шестая. Сначала (до первого урока ) специально создать временные микрогруппы по 2-3 ученика, сформировав их по принципу соединения противоположностей (сильный-слабый, активный - пассивный, старательный – ленивый и т.д.), а во время урока время от времени менять их составы, перемещая из одной микрогруппы в другую то одного, то другого ученика и тем самым поддерживать общую активность учащихся, одновременно повышая степень контактности несмелых и пассивных учеников, расширяя опыт продуктивного интеллектуального взаимодействия всех.
Без соблюдения этих рекомендаций, а также при попытке смешения данной методики с приемами традиционной методики, противоречащей ей, ожидаемого высокого эффекта может не получиться. Это уже проверено на опыте.
Если начать учить всех детей русскому языку по данной методике с начальных классов, то появится реальная возможность научить их грамотному письму, а это значит учиться по русскому языку без «двоек».
Методика
Действие учителя до начала занятий
Подготовить необходимое количество учебно-методических средств (а) схемы с правилами и б) тексты упражнений и заданий). Лучший вариант – один комплект на двоих.
Сформировать учебные микрогруппы по 2 ученика, следуя принципу взаимодействия противоположностей: сильный – слабый; активный – пассивный и т. п. Цель формирования микрогрупп – создание ровной рабочей атмосферы в классе в целом.
Наметить четкий план действий на уроке. Методический стиль работы: не вмешиваться в действия учеников, предоставив им полную самостоятельность действий на основе схем ООД и других ориентиров, но при этом не оставлять без помощи, если затруднения связаны с непониманием самих указаний схем ООД; продумать порядок предъявления упражнений и т.д.
Работать с «Экраном успеха», где в ходе работы на уроке против фамилии каждого ученика будет записываться результат его действий с использованием букв-символов: П – (полная схема ООД (полная карта); С – сокращенная (карта); БК – без карты).
Действия учителя на уроке
Рассаживает по микрогруппам.
Раздает им ООД.( схема ориентировочной основы действий).
Объясняет порядок пользования розданными картами, сам выполняет совместно с учениками 2 – 3 элемента из упражнения.
Ставит перед учениками цель на весь период овладения тем или иным конкретным умением. Например: «Цель данного этапа подготовки к грамотному письму для вас – научиться без ошибочно проводить разбор состава слова».
В течение урока учитель активно управляет процессом учебной работы учеников:
продолжает объяснять порядок использования ООД (индивидуально);
ведет индивидуальный учет результативности обучения: считает количество выполненных упражнений, ошибок, усвоенных карточек…
- управляет процессом усвоения учебного материала каждым учеником по следующей схеме:
Абсолютная самостоятельность ученика, учитель оставляет за собой только тщательный контроль за методической стороной его работы.
Как только ученик начинает работать на основе полной схеме ООД без затруднений (усвоил до 70 – 80% полных карт-правил (это около 50 – 60 штук)), то ему следует предложить перейти к работе по сокращенным схемам.
Если же при работе на основе сокращенных схем ООД ученик достиг вышеуказанных показателей, то его следует перевести к выполнению упражнений без всяких ориентирующих схем
После перехода ученика на действия без схем ООД задачей учителя является осуществление полного и глубокого контроля за качеством усвоения материала (контрольные упражнения любой сложности – не менее 5; короткие диктанты – не менее 5; попросить нарисовать любые схемы, ориентирующие в учебном материале – число не ограничено, попросить рассказать содержание орфографического правила или порядок грамматического разбора и т. д.).
Учитель может считать обучение завершенным, если успешность действий обучаемого по данным контроля оказались на уровне 95%.
Учащихся, которые заканчивают усвоение какой-то отдельной темы раньше других, можно переводить на изучение следующей темы, не ожидая остальных. Завершивших изучение и усвоение всех тем учитель может использовать в качестве помощников-контролеров.
Учитель проводит контрольные диктанты двух типов:
«текущие», которые даются нерегулярно, неожиданно и помогают поддерживать на уроках постоянную активность и готовность к «нештатным ситуациям». (После написания диктанта ученики сами проверяют ошибки, или свои собственные или друг у друга взаимно, пользуясь при этом любыми схемами ООД или карточками-правилами. Цель: не пропустить ни одной ошибки, все найденные ошибки исправить, подсчитать и иногда даже поставить оценку. В завершение на «Экран» выводится количество ошибок против каждой фамилии).
«регулярные» проводятся регулярно и с соблюдением строго определенного порядка, известного учащимся (например, по четным или нечетным числам, дням и т. д.). их особенность в том, что во время диктанта ученикам запрещается пользоваться ориентирующими средствами – схемами и карточками. Оценивает диктанты сам учитель, а результат учащийся получает в форме подсчета количества ошибок.
Анализ этих результатов дает учителю возможность проследить динамику эффективности обучения и делать соответствующие выводы.
Особенности работы учителя на уроке по данной методике
Беседа.
Учитель предупреждает, что они будут обучаться грамотному письму без предварительного заучивания правил. Благодаря новой методике все ученики смогут запомнить правила грамотного письма, т. е. научатся писать без ошибок. Такой результат становится возможным благодаря вашей внимательности и правильному использованию правил работы с упражнениями.
«Вы будете двигаться по тексту упражнений с правилами в руках, как путник на незнакомой местности со схемой маршрута».
Результатом ваших занятий станет непроизвольное запоминание всех (!) правил. Без зубрежки!
Правила работы
Перекладывается ответственность за успешность усвоения на самих учащихся и тем самым воспитывается у них самостоятельность.
Ученики все работают самостоятельно и идут в индивидуальном темпе в меру своих сил и возможностей.
Роль учителя – индивидуальная помощь конкретным ученикам и регулирование момента перехода от «полной» схемы к «сокращенной» (и обратно, если надо), а так же к работе без них.
Давать домашнее задание творческого характера.
Никакого топтания на месте ни минуты, никакого повторения уже пройденного – все в радость! Прочитываете текст, чтобы понять задачу, поставленную в нем.
2. Решение поставленной задачи с обращением за помощью к лежащим перед вами правилам.
Это очень просто. Самое главное для вас – не спешить, чтобы выполнить все без ошибок.
Самостоятельная проверка. Потом сами проверите и убедитесь, что ошибок у вас нет, так как вы были внимательны и не спешили.
Учитель дает разрешение приступить к выполнению упражнений. Сам учитель не вмешивается в работу учащихся,, ничего по существу упражнений не подсказывает и не разъясняет, учащиеся действует совершенно самостоятельно. Он может лишь уточнять, если надо, порядок работы с помощью правил или разрешить самопроверку на правильность выполнения упражнений.
В конце первого урока можно провести анализ успехов.
Требования к методике
Выполнение упражнений обязательно осуществляется самостоятельно самим учащимся при опоре на схемы ООД (учебные карты, карточки с правилами, бланки для заполнения и т. д.), но в то же время запрещается работать по одним только схемам ООД, заучивать их отдельно от упражнений.
Выполнение упражнений должно сопровождаться внешней речью учащегося, сначала громкой (полное проговаривание вслух всех выполняемых им действий и операций), затем краткой и тихой, а впоследствии по мере запоминания правильных действий, все тише и тише, и наконец, только про себя (внутренняя речь, которая другим не слышна). Поэтому шум в классе – это не беспорядок, а истинное свидетельство активной работы учеников. Речь – это выражение мысли!
При работе с опорой на схемы ООД не нужно учителю обязательно стремиться доводить знание учеников до 100%, а достаточно исключить систематические ошибки, что примерно равняется 70 – 80% успешности действий.
При появлении систематических ошибок по правилу, следует обучаемого вернуть к работе при опоре на схему ООД.
Учителю надо отказаться от привычки все время объяснять и разъяснять.
Отказ от отрицательных оценок. Все оценки нужно давать в виде подсчета ошибок и объяснения их причин. Оценки выставляются в журнал лишь с момента достижения учеником знаний на уровне «4» и «5».
Иметь комплект ООД.
Выслушать объяснение учителя о порядке, правилах и работе с ООД.
С началом работы один из учеников в группе читает вслух (негромко) задание.
Тот же ученик выписывает слово в тетрадь.
Этот же ученик, опираясь на указания схемы ООД, дает ответ на вопрос упражнения.
Другой ученик внимательно следит за правильностью действий первого.
После выполнения каждого задания упражнения ученики меняются ролями.
Как только ученик усваивает информацию, может правильно объяснить свои действия, он может переходить к следующему этапу
Ставит перед учениками цель на весь период овладения тем или иным конкретным умением. Например: «Цель данного этапа подготовки к грамотному письму для вас – научиться безошибочно применять правила правописания безударных гласных корня».
В течение урока учитель активно управляет процессом учебной работы учеников:
продолжает объяснять порядок использования ООД (индивидуально);
ведет индивидуальный учет результативности обучения: считает количество выполненных упражнений, ошибок, усвоенных карт, правил и т. д.;
управляет процессом усвоения учебного материала каждым учеником по следующей схеме:
Абсолютная самостоятельность ученика, учитель оставляет за собой только тщательный контроль за методической стороной его работы.
Как только ученик начинает работать на основе полной схемы ООД без затруднений (усвоил до 70 – 80% полных карт-правил (это около 50 – 60 штук)), то ему следует предложить перейти к работе по сокращенным схемам.
Если же при работе на основе сокращенных схем ООД ученик достиг вышеуказанных показателей, то его следует перевести к выполнению упражнений без всяких ориентирующих схем
После перехода ученика на действия без схем ООД задачей учителя является осуществление полного и глубокого контроля за качеством усвоения материала (контрольные упражнения любой сложности – не менее 5; короткие диктанты – не менее 5; попросить нарисовать любые схемы, ориентирующие в учебном материале – число не ограничено, попросить рассказать содержание орфографического правила или порядок грамматического разбора и т. д.).
Учитель может считать обучение завершенным, если успешность действий обучаемого по данным контроля оказались на уровне 95%.
Учащихся, которые заканчивают усвоение какой-то отдельной темы раньше других, можно переводить на изучение следующей темы, не ожидая остальных. Завершивших изучение и усвоение всех тем учитель может использовать в качестве помощников-контролеров.
Научить грамотно писать можно любого ученика, в этом помогла данная методика, которую я использую в любом классе.
7