«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Основы информационных технологий"

Данная работа содержит методические указания к Лабораторным работам по дисциплине «Основы информационных технологий» и предназначена для учащихся по специальности 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».

Содержание пособия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Основы информационных технологий» и разработано в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

Описание каждой лабораторной работы содержит: тему, цели работы, порядок выполнения работы, а так же перечень контрольных вопросов, с целью выявить и устранить недочеты в освоении рассматриваемой темы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Основы информационных технологий

Государственное бюджетное профессионального

образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»


Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения


Колледж «ПетроСтройСервис»

Протокол №__ от «___»___201_ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБ ПОУ

__________________________________

«____»___________________________201_





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторным работам

по дисциплине «Основы информационных технологий»

для учащихся по профессии 230103.02

«Мастер по обработке цифровой информации»





















САНКТ–ПЕТЕРБУРГ 2016


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»


Автор-составитель:

Козина Светлана Александровна, преподаватель высшей категории, «Колледж «ПетроСтройСервис»


























Содержание

Введение………………………………………………………………………… 4

Тема 1. Информация и информационные технологии

  1. Лабораторная работа №1………………………………………………….. 5

Тема 3. Операционные системы персонального компьютера

  1. Лабораторная работа №2 …………….……………………………………. 6

  2. Лабораторная работа №3…………………………………………………. 9

Тема 4. Прикладные программы

  1. Лабораторная работа №4…………………………………………………. 11

  2. Лабораторная работа №5………………………………………………… 12

  3. Лабораторна работа №6…………………………………………………. 14

  4. Лабораторная работа №7………………………………….…………….. 16

Тема 5. Сети и сетевые технологии

  1. Лабораторная работа №8…………………………………………………. 17

  2. Лабораторная работа №9 ………………………………………………… 18

  3. Лабораторная работа №10……………………………………………….. 19

  4. Лабораторная работа №11……………………………………………….. 22

Список рекомендуемой литературы………………………………………... 23




















Введение

Данная работа содержит методические указания к Лабораторным работам по дисциплине «Основы информационных технологий» и предназначена для учащихся по специальности 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».

Содержание пособия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Основы информационных технологий» и разработано в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

Описание каждой лабораторной работы содержит: тему, цели работы, порядок выполнения работы, а так же перечень контрольных вопросов, с целью выявить и устранить недочеты в освоении рассматриваемой темы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.







Лабораторная работа № 1

Определение качественных и количественных характеристик по заданным условиям

Цели: освоить основные подходы к измерению информации; знать формулу вычисления количества информации; уметь решать задачи на нахождение количества информации с помощью алфавитного и содержательного подходов; иметь представление обо всех способах нахождения количества информации.

II. Теоретический материал урока

На сегодняшний день мы имеем хорошо разработанную теорию количественного описания информации. В ее основе лежит вероятностно-статистический подход К.-Э. Шеннона, но данная теория не учитывает содержательной и ценностной стороны информации.

Синтаксический подход был решением проблем теории связи.

Вероятностный подход достаточно популярно описан во многих изданиях по информатике, поэтому мы более подробно остановимся на других теориях, менее популярных, но, думаем, что не менее интересных. Существуют еще комбинаторный, алгоритмический, топологический подходы.

Для нахождения количества информации используют формулу

2х = N,

где N - количество всех возможных событий;

X - количество информации, содержащееся в данном сообщении.

Уменьшение неопределенности знаний в 2 раза содержит 1 бит информации. Итак, в качестве минимальной единицы информации используется 1 бит информации.

-              Назовите случаи, когда приходится осуществлять выбор одного события из двух возможных. Всегда ли данное количество событий несет 1 бит информации? Почему?

III. Практические занятия

-              На остановке «Культовары» останавливаются автобусы под номерами 2,4,8 и 16. Сколько битов информации несет сообщение о том, что к остановке подошел автобус номер восемь?

(В качестве исходной величины количества возможных событий берем значение 4, то есть 4 вида автобуса останавливаются на данной остановке. Номера автобусов в расчетах не используются. Так как N = 4, 2х = 4, тогда Х =2 бит.)

-              В школьной столовой на выбор предлагаются два блюда: суп и макароны с котлетой. Сколько бит несет в себе сообщение о том, что ученик выбрал себе макароны с котлетой.

(Количество возможных событий равно двум. Значит N = 2, подставляем в формулу 2х = 4 и получаем X = 1 бит.)

•             Для подготовки эссе студент использовал 16 источников научной литературы. Наиболее содержательной оказалась только одна книга. Сколько бит информации несет в себе сообщение о том, что цитаты были взяты из Энциклопедического словаря Поспелова?

(Количество всех возможных событий равно 16, тогда X = 4 бит.)

1.Считая, что информационный вес одного символа равен 1 байту (кодировка ASCII), найдите информационный объём фразы:
Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро.

Дано:

i = 1 байт.
Найти :
I

Решение:
Количество символов в этой фразе равно 45 (считая пробелы и знаки препинания).

K= 45 символов.

 I=K*i

 I=45*1

 I= 45 байт.

Ответ: информационный объём равен 45 байтам.

2.Если 128 символьным алфавитом записано сообщение из 5 символов, то чему равен объем сообщения.

 Дано.
N = 128-мощность алфавита (это неопределенность).

K= 5 символов.

Найти : I

Решение

 2 i = N

2 i = 128

2 i = 2 7

i = 7

Значит один символ занимает в памяти 7 бит.

 Тогда 5 символов занимают в памяти 35 бит, т.е.

 I=K*i

 I=5*7

 I= 35 бит
Ответ: 35 бит.

3.Сколько надо задать вопросов, чтобы определить час прибытия поезда?

Дано:

N = 24 часа – неопределенность.
Найти : i

Решение:

2 i = N

2 i = 24

 4 i

i=5.

Чтобы определить час прибытия поезда, надо задать 5 вопросов (4-х вопросов будет недостаточно), иначе говоря, получить 5 бит информации.
Ответ: 5 бит.













Лабораторная работа №2

Настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС.

Цель работы: Получить навыки работы в среде Windows, изучить пользовательский интерфейс Windows, освоить приёмы работы с «мышью».

Ход работы:

Теоретическая часть

Интерфейс Windows рассчитан на использование мыши, хотя теоретически все операции можно выполнить и с помощью кла­виатуры. В частности, мышь позволяет легко выбирать объекты на экране и перемещать их.

Щелчок левой кнопкой мыши означает, что указатель мыши ус­танавливается в требуемую позицию экрана, затем производится однократное нажатие левой кнопки манипулятора. Используется для указания объекта на экране.

Двойной щелчок выполняется аналогично, но левая кнопка на­жимается дважды с интервалом около 0,5 с. Используется для вы­зова программ, просмотра или редактирования объекта.

Щелчок правой кнопкой мыши используется для вызова контек­стного меню, содержащего наиболее употребительные команды, применимые к указанному объекту.

Примечание. В момент выполнения щелчка (двойного щелчка) мышь должна быть неподвижна.

Транспортировка объекта (окна, пиктограммы, рисунка и т. п.) производится путем перемещения мыши при нажатой кнопке (обычно левой). Эта же процедура используется и для изменения размера объекта. Операция заканчивается при отпускании нажа­той кнопки мыши.

Выделение фрагмента текста для выполнения с ним тех или иных действий осуществляется аналогичным образом.

Практическая часть:

1.Включить компьютер в соответствии с правилами

2.Запустить программу Блокнот с помощью меню Программы. Для этого задать Пуск—Программы—Стандартные—Блокнот.

3.Последовательно развернуть, свернуть, восстановить и закрыть окно программы Блокнот.

4.Запустить программу Блокнот с помощью команды главного меню Выполнить. Для этого:

  • задать Пуск—Выполнить;

  • в диалоговом окне Запуск программы нажать Обзор;

  • в диалоговом окне Обзор в поле Папка: выбрать диск С:;

  • двойным щелчком мыши открыть папку WINNT и выбрать файл notepad;

  • нажать Открыть;

  • нажать ОК.

5.Закрыть окно программы Блокнот.

6.Найти файл программы Блокнот с помощью пункта главного меню Поиск. Для этого:

  • выбрать Пуск—Поиск—Файлы и папки;

  • в   появившемся  диалоговом   окне   в   поле   Имя:   указать   имя   файла notepad.exe и нажать кнопку Найти.

7.Запустить программу Блокнот двойным щелчком мыши по значку найденного файла.

8.Свернуть программу Блокнот до кнопки на панели задач.

9.Развернуть программу Блокнот, используя панель задач.

10.Запустить  стандартную программу Калькулятор, любым способом.

11.Найти файлы, созданные программой MS Word в течение последних двух недель.

  • в диалоговом окне поиска в поле Имя: указать шаблон имен файлов: *.doc;

  • выбрать Параметры;

  • выбрать вкладку Дата изменения, ограничить поиск файлов во времени
    последними четырнадцатью днями и нажать Найти;

  • определить, сколько файлов, имеющих заданный шаблон, создано за указанный период;

  • закрыть диалоговое окно поиска.

12.Просмотреть содержимое компьютера. Для этого найти на Рабочем столе значок Мой Компьютер и выполнить на нем двойной щелчок.

13.В окне Мой Компьютер выбрать диск С: и открыть его окно двойным щелчком мыши.

14.В окне диска С: двойным щелчком открыть окно папки Мои Документы.

15.Установить размеры всех открытых окон примерно 5 х 5 см и расположить их вдоль верхней границы Рабочего стола.

16.Просмотреть содержимое открытых окон, используя вертикальную и горизонтальную линейки прокрутки.

17.Вызвать контекстное меню панели задач, щелкнув на ней (в свободной области) правой кнопкой мыши.

18.Используя команды контекстного меню панели задач, расположить открытые окна последовательно Каскадом, Сверху вниз, Слева направо.

19.Определить объем свободного места на диске С:. Для этого открыть окно Мой Компьютер, выделить диск С:, вызвать его контекстное меню и выбрать команду Свойства.

20.  Закрыть окна всех запущенных программ.

21.  Корректно завершить работу с Windows.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Практические работы (в том числе работа на компьютере)


Выполнение практически всей работы (не менее 80%) – положительная оценка

Лабораторная работа №3.

Операции с папками и файлами.


Цель работы: приобрести практический опыт создания и сохранения документа.

Упражнение 1. Создание и сохранение документа.

  1. Создать новый документ (Файл/Создать).

  2. Набрать небольшой фрагмент текста, соблюдая правила набора текста.

  3. Сохранить набранный текст на диске в указанной преподавателем папке (Файл/Сохранить, задать необходимые диск, папку, тип файла). Защитить файл паролем от просмотра или редактирования (Сервис/Параметры/Сохранение).

Пароль чувствителен к регистру букв и может содержать до 15 символов. При вводе пароля вместо символов отображаются звездочки.

Задание параметров сохранения следует выполнять перед записью файла на диск, либо после их установки необходимо заново сохранить документ. Повторное использование команды Файл/Сохранить записывает документ на магнитный носитель под тем же именем и в ту же самую папку.

  1. Определить количество страниц, абзацев, строк, слов, знаков, знаков и пробелов в набранном тексте (Файл/Свойства/Статистика или Сервис/Статистика); размер, дату и время создания файла (Файл/Свойства/Общие). Задать свойства созданного документа: фа­милию и инициалы автора, название, тему, ключевые слова (Файл/Свойства/Документ).

  2. Сохранить созданный вами документ под новым именем, на другом диске или в другой папке (Файл/Сохранить как). При сохранении задать тип файла, отличный от Документ Word (например, Текст в формате RTF). Формат RTF представляет собой универсальный формат для обмена текстовыми документами, содержащими элементы форматирования и графику, между различными несовместимыми текстовыми процессорами.

  3. Закрыть сохраненный документ (Файл/Закрыть).

  4. Завершить работу с MS Word (Файл/Выход).


Контрольные вопросы:


  1. Создание, открытие, сохранение, закрытие документа.

  2. Защита файлов паролем.












































Лабораторная работа № 4

Создание документа в MS Word (титульных листов, графические объекты, оглавлений, вставка номеров страниц)


  1. Откройте файл exercise_04_5.docx.

  2. Добавьте титульную страницу в стиле Кубики. В заголовок страницы введите текст Башкортостан. Остальные поля титульной страницы заполните по своему усмотрению (Вставка - Титульная страница)

  3. Добавьте номера страниц внизу страницы в документ (Вставка - Номера страниц).

  4. Переключите режим просмотра документа в режим структуры. Выделите название каждого населенного пункта, задайте для него значение Уровень 1. Кроме того, задайте стиль Заголовок 1 (Главная - Стили - Заголовок 1).

  5. В конец документа добавьте оглавление, которое содержит название населенных пунктов и номера страниц (Ссылки - Оглавление).

  6. В документе поставьте выравнивание по ширине, установите автоматическую расстановку переносов (Разметка страницы - Параметры страницы - Расстановка переносов - Авто).

  7. Установите междустрочный интервал Множитель (Главная - Абзац - Междустрочный интервал - Множитель).

  8. Обновите номера страниц в оглавлении.

  9. Вставьте Верхний колонтитул, выберите тип Годовой отчет.

  10. Вставьте Нижний колонтитул, выберите тип Движение для четных и нечетных страниц.

  11. Для всех страниц документа установите вначале подложку Образец, затем подложку с произвольным, созданным вами текстом.

  12. Сохраните файл под именем lesson_04_5.docx.








Лабораторная работа № 5

Создание документа в табличном редакторе по заданным условиям

  1. Запустить Табличный редактор. Ввести в него следующую таблицу



  1. Произвести по этой таблице расчеты, несколько раз поменяв значения исходных данных.

3. Сменить режим отображения значений на режим отображения фор­
мул. Для этого:

= выполнить команду Сервис — Параметры — Вид; = установить флажок в окне формулы, щелкнуть на кнопке ОК; = просмотреть полученную таблицу. Вернуться в исходный режим отображения значений.

4. Изменить ширину столбца А следующим образом:
= щелкнуть в любой ячейке в столбце А;

= выполнить команду Формат —Столбец — Ширина;

= в появившееся диалоговое окно ввести число, отличное от распо­ложенного там. Щелкнуть на кнопке ОК.

5. Выполнить автоформатирование ширины колонки. Для этого:

= выделить ячейки АЗ:А7, для чего установить указатель мыши в ячейку A3 и, не отпуская левую кнопку мыши, протянуть его до ячейки А7;

= выполнить команду Формат - Столбец — Оптимальная ширина,

щелкнуть на кнопке ОК.

7. Изменить шрифт и размеры символов. Для этого:
= выделить блок ячеек Al:F10;

= выполнить команду Формат —Ячейки;

= в открывшемся диалоговом окне Формат ячеек выбрать Шрифт и поочередно установить тип шрифта, начертание и размер; проде­лать это упражнение несколько раз.

8. Скопировать содержимое блока ячеек Al:F10 в другое поле, верхний
левый угол которого — ячейка А14. Для этого:

= выделить прямоугольник Al:F10; = выполнить команду Правка - Копировать; = установить указатель мыши в ячейку А14; = выполнить команду Правка - Вставить.

9. Освоить в меню Файл работу с операциями Сохранить, Сохранить как.

10. Создать таблицу «Страница классного журнала», отражающую оценки по одному предмету за один месяц. Предусмотреть в ней вы­числение средней успеваемости каждого ученика и среднее значение успеваемости в классе. Заполнить таблицу данными для пяти уча­щихся.

Вид таблицы:











Лабораторная работа №6

«Создание документа в редакторе презентаций по заданным условиям»


1. Запустите программу POWER POINT: Пуск-Программы-Microsoft Office 2007- Microsoft Power Point 2007. После запуска появится диалоговое окно POWER POINT, в котором нужно выбрать ссылку на правой панели «Создать презентацию». Теперь выберем ссылку «Из шаблона оформления». Выберете любой шаблон из списка предложенных. Создадим презентацию на тему: «Прекрасные стихи о кошках». Поэтому на первом слайде напечатаем текст: «Прекрасные стихи о кошках».

2. Для создания второго слайда необходимо выбрать команду меню «Вставка» - «Новый слайд».

Напечатайте стихотворение:

Я - Солнечный кот.

Я с Солнца сошёл,

Там я гуляю

И счастье нашёл.

Для вставки картинки используйте команду: Вставка – рисунок – из файла…(найди подходящую картинку в папке «Кошки» на рабочем столе, выдели её и нажми «Вставить», подбери подходящие размеры для картинки).

3. Создайте третий слайд (нажать кнопку «Создать слайд»). Напечатайте текст:

Есть где-то Кошачья Планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

Для вставки картинки используйте команду: Вставка – рисунок – из файла…(найди подходящую картинку в папке «Кошки» на рабочем столе, выдели её и нажми «Вставить», подбери подходящие размеры для картинки).

4. Создайте четвертый слайд (нажать кнопку «Создать слайд»). Напечатайте текст:

Мой котик, подойди, ложись ко мне на грудь,

Но когти убери сначала.

Хочу в глазах твоих красивых потонуть -

В агатах с отблеском металла.

Для вставки картинки используйте команду: Вставка – рисунок – из файла…(найди подходящую картинку в папке «Кошки» на рабочем столе, выдели её и нажми «Вставить», подбери подходящие размеры для картинки).

5.После того как введен текст и картинки нужно настроить анимацию текста и картинок. Вернитесь на второй слайд.

Анимация текста: щелкните левой клавишей мыши по введенному тексту до появления границ заголовка. Затем выберите команду «Показ слайдов» - «Настройка анимации». На правой панели нажмите на кнопку «Добавить эффект», в появившемся списке выбрать эффект «Вход»-«Выезжание». В опции «Скорость» (правая панель) можно указать – Средне. Нажмите на кнопку «Просмотр».

Анимация рисунка: щелкните левой клавишей мыши по рисунку на слайде до появления границ рисунка. Затем выберите команду «Показ слайдов» - «Настройка анимации». На правой панели нажмите на кнопку «Добавить эффект», в появившемся списке выбрать эффект «Выделение»-«Вращение». В опции «Скорость» (правая панель) можно указать – Средне. Нажмите на кнопку «Просмотр».

6. Аналогично примените анимацию к каждому из слайдов. Для этого перейдите на следующий слайд и проделайте все манипуляции описанные в п.5

7. Итак, созданную вами презентацию необходимо запустить для просмотра. Выберите команду «Показ слайдов» и нажмите на «Начать показ».

8. Сохраните свою работу под своей фамилией на рабочий стол: Файл – Сохранить как…
































Лабораторная работа №7

Создание документа в редакторе баз данных по заданным условиям.


Задание 1. База данных в MS Access.

12.1. Создайте структуру таблицы базы данных «Ученик», содержащую следующие поля: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения ,вес.

12.2. Определите первичный ключ таблицы.

12.3. Добавьте в структуру после поля «дата рождения» поле «рост».

12.4.Определите, значения каких полей для каждого ученика могут меняться в течении всей его учебы в данной школе. Удалить эти поля из структуры БД.


Задание 2. С использованием базы данных в MS Access.

13.1 Открыть БД «Спортивная гимнастика».

13.2 Удалить из таблицы вторую и пятую записи.

13.3 Ввести в базу данных три произвольных новых записей.

13.4 Исправить Джону Робсону оценку за кольца на 9.325, а Олегу Морозову оценку за коня на 9.500.


Задание 3

14.1. Создать по образцу форму для заполнения этой предыдущей БД








14.2. Ввести в режиме «форма» пять новых записей о спортсменах.

14.3 Перейти ко второй записи в БД.

























Лабораторная работа №8


«Поиск информации в Internet. Способы сохранения информации»


Цель работы: освоить работу с браузером MS Internet Explorer, научить способам поиска информации, изучить язык запросов.

Задание 1.

  1. Открыть программу MS Internet Explorer. Открыть документы test1.html, test2.html, test3.html (Файлоткрыть).

  2. Познакомиться с настройкой кодировки документов: ВИД–КОДИРОВКА.

  3. Познакомиться с настройкой панелей инструментов (ВИД–Панели инструментов).

  4. Загрузить главную страницу поискового сайта www.Yandex.ru. Остановить загрузку, обновить страницу. Используя кнопки на панели инструментов (Вперед, назад) переключиться между документами. Используя поисковую машину и язык запросов, найдите следующую информацию (кроме самого ответа, укажите адрес местонахождения информации):

1) Каким новым именем стали называть детей в СССР в честь Коминтерна, комсомола и коммунизма?

2) Какое изречение должно было быть на государственной печати США, согласно идеям третьего президента США?

3) Сколько спортсменок приняло участие в состязаниях V зимних олимпийских игр?

5. Используя тематические каталоги, найти:

1) Узнать местоположение туристического агентства «Саратов-Турист», его время работы, контактные телефоны.

2) Узнать местонахождение, время работы, контактные телефоны приемной комиссии Саратовского Государственного университета.

3) Узнать условия конкурса «Цифровой ветер», проводимого МОЦ APTECH при Саратовском Государственном техническом университете.

Ответы к вопросам по поиску информации.

  1. Правильный ответ: Трик http://weblinks.ru/index.phtml?category=news&id=1592

  2. Правильный ответ: Восстание против тирании угодно Богу http://taina999.chat.ru/

Правильный ответ: 77 http://olympic.webteka.com/w1948.htm

Задание 2.

  1. Используя поисковую машину, задать условия поиска «Дрофа»

  2. Сохранить полученную информацию (Файл-Сохранить как – Веб-страница полностью, Веб-страница, Только текст). Сохранить отдельно найденные рисунки (контекстное меню – сохранить рисунок). Выделить фрагмент текста, сохранить (Правка-сохранить), вставить фрагмент через буфер обмена в MS WORD.

Вопросы:
1. Чем отличается сохранение «Веб-страница полностью» от «Веб-страница» и «Только текст»?

  1. Как еще можно сохранить фрагмент документа?




Лабораторная работа №9

Идентификация и аутентификация пользователей и ресурсов сетей по заданным условиям


Обычный метод аутентификации в Web — это требование к посетителям предоставить уникальное имя пользователя и пароль. Аутентификация обычно используется для разрешения или запрещения доступа к определенным страницам или ресурсам. Аутентификация может быть необязательной либо использоваться для других целей, например, для персонализации.

Модуль аутентификации пользователей содержит четыре главных элемента: регистрацию пользователей, вход и выход из системы, смену паролей и переустановке паролей.


Регистрация:


Чтобы зарегистрировать пользователя, необходимо через форму получить сведения о нем и поместить их в базу данных.

Причем, PHP-сценарий должен выполнять проверку необходимых требований ввода данных, например, количество символов, допустимых для ввода в каждом поле:


if (strlen($username)=16)

{

echo 'Ошибка: Имя пользователя не может быть больше 16 символов.

Пожалуйста, вернитесь на форму и повторите попытку'

exit;

}


Также необходимо осуществлять проверку уникальности имени пользователя. Если выбранное имя пользователя уже задействовано (пользователь с таким именем уже существует), то должно выдаваться сообщение типа:


Пользователь с таким именем уже существует. Пожалуйста, вернитесь на форму и повторите попытку!


Для проверки уникальности MySQL запрос будет выглядеть так:


$query="select * from user where '$username'=username" или

$query="select * from users where username like '%".$username."%'" (!!!работают оба запроса!!!)


При добавлении нового пользователя в базу данных необходимо предварительно шифровать пользовательские пароли, при помощи функции sha1(): Для этого MySQL запрос должен быть построен следующим образом:


$query="insert into user values('$username',sha1('$passwd'),'$email')";

Следует заметить, что подключение к базе данных реализуется через написанную ранее функцию db_coimect(). Она просто предоставляет единственную область хранения имени пользователя и пароля для подключения к базе данных. Таким образом, для изменения пароля базы данных достаточно модернизировать один файл приложения.


Ход работы:

  1. Поле

    Тип

    Длина

    Обязатель.

    Признак ключа

    Комментарии

    username

    varchar

    16

    not null

    первичный

    Имя пользователя

    passwd

    char

    40

    not null


    пароль

    email

    varchar

    100

    not null


    адрес эл. почты

    Для сохранения файлов практической работы № 9 в localhost\www создайте папку с именем 9.

  2. Создайте базу данных users c одной таблицей user.

  3. С помощью sql-запроса создайте нового пользователя c правами











  1. просмотра, добавления, редактирования и удаления данных. Имя пользователя – users_user, имя хоста – localhost, пароль – password.

Файловый состав приложения

Имя файла

Описание

header.inc

Стандартный заголовок каждой страницы приложения

footer.inc

Нижний коллонтитул страницы

register_form.php

Форма регистрации пользователя в системе

register_new.php

Сценарий обработки новых регистрационных записей

db_connect_fnc.php

Функции для подключения к БД

  1. Разработайте интерфейс регистрации нового пользователя:

  • Элементы формы

    Свойства/значения

    Поле ввода

    type/name

    text/email

    text/username

    password/passwd

    password/passwd2

    Кнопка

    type

    submit

    value

    Зарегистрироваться

    используйте файлы верхнего и нежнего коллонтитула, header.inc, footer.inc;

  • в файле register_form.php выполните загрузку коллонтитулов и разместите на форме элементы ввода (см рисунок и таблицу)

  • в качестве действия формы задайте передаче данных сценарию register_new.php методом post.

  1. В файле db_connect_fnc.php опишите собственную функцию без параметров с именем db_connect() для установления соединения с БД users.

  2. Создайте сценарий обработки новых регистрационных записей register_new.php, в котором:

  • с помощью функции require включите файл верхнего колонтитула – header.inc, и файл подключения к БД – db_connect_fnc.php;

  • создайте короткие имена переменных для получения данных из формы ($emal, $username, $passwd, $passwd2);

  • выполните необходимые проверки для введенных данных (заполнение всех полей, совпадение пароля и его подтверждения, длину имени и пароля c помощью функции strlen()), в случае некорректного ввода выведите сообщение, уточняющее причину ошибки, и прервите работу сценария;

  • установите соединение с БД при помощи функции db_connect()

  • проверьте, уникально ли заданное имя пользователя: с помощью запроса на выборку найдите в поле username таблицы user значения, совпадающие с введенным в форму $username. Если количество записей, найденных в результате запроса окажется 0 это имя пользователя уже занято, выведите сообщение и прервите работу сценария;

  1. если все в порядке, сохраните введенную информацию в БД с помощью запроса, предварительно зашифровав пароль с помощью функции sha1(), сообщите об успешной регистрации.

  1. Протестируйте работу сценариев: проверьте корректность ввода данных, регистрацию пользователя, попытайтесь зарегистрироваться под одним именем дважды.



Лабораторная работа №10

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой.



1. Цель работы: освоение приемов работы с браузером Internet Explorer; изучение среды браузера и его настройка; получение навыков извлечения web-страниц путем указания URL-адресов; навигация по гиперссылкам.

2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет, браузер Internet Explorer.

3. Краткие теоретические сведения.

Браузер – это программа для просмотра web-страниц.

Настройка браузера. Все браузеры позволяют выполнить некоторые настройки для оптимизации работы пользователей в Интернете. В браузере Internet Explorer основная часть настроек содержится в меню Сервис – Свойства обозревателя.

Вкладка Общие позволяет задать адрес домашней страницы, которая будет автоматически загружаться в окно браузера при его запуске, цвета гиперссылок по умолчанию, название шрифта по умолчанию. Здесь же определяется сколько дней будет храниться ссылка посещенных страниц в журнале. Кроме того, для ускорения просмотра. Все посещенные страницы помещаются в специальную папку, и с помощью кнопки Параметры можно задать разные способы обновления таких страниц.

С помощью вкладки Безопасность можно создать списки надежных узлов и узлов с ограниченными функциями. Зона Интернет будет при этом включать все остальные узлы, не вошедшие в эти две папки. Для каждой из них с помощью кнопки Другой можно изменить параметры безопасности, установленные для них по умолчанию. Здесь можно запретить выполнение сценариев, отображение всплывающих окон, загрузку файлов и т.д.

Вкладка Конфиденциальность дает возможность настроить работу с файлами cookie, с помощью которых информация о пользователе автоматически передается на сервер.

Вкладка Содержание позволяет ограничить доступ к некоторой информации (насилие, ненормативная лексика и т.д.).

Вкладка Подключения позволяет установить подключение к Интернету.

На вкладке Дополнительно можно задать некоторые дополнительные параметры работы (отключить загрузку графических изображений, отменить подчеркивание ссылок, запретить отладку сценариев и т.д.).

Вкладка Программы позволяет определить программы, которые будут по умолчанию использоваться службами Интернета (почтовые программы, html-редакторы и т.п.)..

Задание

Задание 1. Изучите элементы среды Internet Explorer, возможности настройки этого браузера. Занесите в список надежных узлов сайты http://www.gismeteo.ru, http://www.yandex.ru. Запретите загрузку файлов. Заблокируйте всплывающие окна.

Задание 2. Восстановите настройки Internet Explorer по умолчанию.

Задание 3. Зайдите на сайт интернет-библиотеки по адресу http://www.internet-biblioteka.ru, зарегистрируйтесь. Изучите правила работы с библиотекой. Найдите книгу Комоловой Н. "Компьютерная верстка и дизайн. Самоучитель". Скачайте ее. Составьте список книг библиотеки по информатике. Список сохраните в  своей папке в документе MS Word под именем ПР20_3.doc.

Задание 4. Изучите новости Смоленской области, открыв, например, адрес http://gagarincity.ru/smolnews/. Сохраните последние новости в документе MS Word под именем ПР20_4.doc.

Задание 5. Зайдите на сайт турагентства по адресу http://agency.travelplus.ru. Изучите возможности организации тур-поездок на ближайший месяц по России. Сохраните ближайшие туры в текстовом документе под именем ПР20_4.txt.

5. Содержание отчета

Отчет должен содержать:

    1. Название работы.

    2. Цель работы.

    3. Задание и порядок его выполнения.

    4. Вывод по работе.

6. Контрольные вопросы

    1. Что такое браузер?

    2. Как осуществить настройку браузера?

    3. Для чего нужна адресная строка в браузере?

    4. Как осуществить поиск информации в Интернете с помощью браузера?

















Лабораторная работа №11

Регистрация почтового ящика. Просмотр и отправка писем.


Цель работы: изучить процесс регистрации (открытия почтового ящика), подготовки, отправки и приема писем  на почтовом сайте.


Теоретическая часть:

Электронная почта – (самая распространенная услуга сети Internet) обмен письмами в компьютерных сетях. Само письмо представляет собой обычный файл, содержащий текст письма и специальный заголовок, в котором указано, от кого письмо направлено, кому предназначено, какая тема письма и дата отправления.

Адресация в системе электронной почты

Электронно-почтовый Internet-адрес имеет следующий формат пользователь@машина

Пример адреса электронной почты

Ivanov@softpro.saratov.ru

Ivanov – имя почтового ящика .

softpro.saratov – название прочтового сервера

ru - код Российской Федерации

Точки и символ @ — разделительные знаки. Разделенные точками части электронного адреса называются доменами.

Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является доменным именем почтового сервера, содержащего ящик абонента. Главный принцип состоит в том, чтобы это имя отличалось от имен всех прочих серверов в компьютерной сети.


Практическая часть

Регистрация почтового ящика электронной почты

1)      Откройте программу Internet Explorer.

2)      В поле Адрес введите адрес поискового сервера http://www.mail.ru

3)      На открывшейся Веб-странице выберите гиперссылку Регистрация в почте.

4)      Заполните анкету, следуя рекомендациям, написанным справа от текстовых полей. Обязательно должны быть заполнены поля:

A)    E-mail,

B)    Пароль,

C)    Если вы забудете пароль,

D)    Дополнительная информация о пользователе (заполнить полностью).

E)     Защита от авторегистрации (ввести зачеркнутые цифры).

5)      Нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.

6)      В случае необходимости исправьте ошибки и снова нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.

7)      Ваш почтовый ящик считается зарегистрированным  только после появления уведомления о том, что ваша регистрация успешно завершена.

Создание  и отправка сообщения.

Для того, чтобы отправить письмо, вам нужно выбрать нажать гиперссылку Написать письмо.

Напишите 2 письма своему однокласснику, предварительно обменявшись с ним электронными адресами. Письма должны содержать не менее пяти предложений. Одно письмо сделайте в обычном формате, а второе в расширенном.






Основная литература

  1. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2014

  2. Е.В.Михеева Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2014

  3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.

Дополнительная

  1. Киселев С.В. Оператор ЭВМ учебное пособие 2014г.

  2. Киселев С.В. Основы сетевых технологий учебное пособие 2012г.

  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2009

  4. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2010.

  5. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009.

  6. Струмпэ Н.В. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Практикум. Учебное пособие. - М.: Академия, 2014.

  7. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2012.

  8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2012.

  9. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2013.

  10. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2011.

6.3. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал

  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 

  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 

  13. http://www.km.ru - Мультипортал

  14. http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий

  15. http://claw.ru/ - Образовательный портал

  16. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия

  17. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов

  18. http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее