МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Барышский колледж - филиал
Ульяновского государственного технического университета
Методические указания и контрольные задания
по дисциплине " Обществознание"
для студентов-заочников специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электрического оборудования
(по отраслям)
2019
Барыш
Рассмотрены и одобрены цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Председатель _______ Н.В. Елина Протокол № _______ от _____________ | | Зам. директора по учебной работе __________________ И.И.Шмелькова |
Автор:
Преподаватель Барышского колледжа – филиала УлГТУ Шмелькова И.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам РФ;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышения уровня политической, правовой и духовно- нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико- правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышения стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие-
ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
• предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. 8 Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Духовная культура личности и общества
2.1. Духовная культура личности и общества Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Тема 1.3.Наука и образование в современном мире.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств
2. Общество как сложная динамическая система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука.
Экономические системы Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейнополитические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Практические занятия Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.
6. Право
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целью выполнения домашней контрольной работы студентами заочного отделения по дисциплине «Обществознание» является дальнейшее формирование навыков самостоятельной организации учебной деятельности для полноценной реализации образовательной программы в рамках получения данной специальности.
Студенты заочной формы выполняют одну контрольную работу.
Контрольная работа выполняется в рукописном или печатном варианте с учетом требований, предъявляемых к печатным работам (шрифт «TimesNewRoman», размер – 14, интервал – полуторный, отступы: сверху – 2см., снизу – 2 см., слева – 3 см., справа – 1,5 см.). В тексте работы не должно быть произвольного сокращения слов, допускаются лишь общепринятые: РФ, СНГ и др. Работа выполняется на формате А4. Первый лист титульный (образец титульного листа представлен в приложении). Работа подшивается в тонкую папку со скоросшивателем. Либо, работа выполняется в тетради (12 листов) в клетку с обязательным вложением в тетрадь листа для рецензии.
Контрольная работа предусматривает письменный ответ на 2 теоретических вопроса: первый – необходимо дать определения предложенных терминов, второй – дать развернутый ответ на проблемный вопрос, ориентируясь на предложенный план ответа.
Изложение текста должно быть самостоятельным, без дословного переписывания из учебника или дополнительной литературы. По тексту делаются ссылки на литературные источники, использованные при изучении или изложении данного вопроса. Ссылки размещаются внизу страниц или в процессе изложения материала в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника и страницы. Например: [3, с. 18].
В конце работы приводится список источников, в том числе интернет-ресурсов. Выполненная работа направляется на проверку и рецензирование. Для рецензии преподавателя отводится второй лист работы. При положительной рецензии студент допускается к экзамену или зачёту. В случае отрицательной рецензии работа возвращается студенту для доработки. При повторном представлении работы на проверку прилагается и первоначальный вариант с рецензией.
Контрольная работа, выполненная по неверно определенным номерам заданий, не рецензируется.
Номера заданий студент определяет по последней цифре шифра (в случае, если номер шифра заканчивается на ноль, то вариант работы 10.
Приём домашних контрольных работ на рецензию осуществляется в межсессионный период.
Результаты проверки контрольной работы проставляются на листе рецензии, а также в ведомость домашней контрольной работы словами «зачёт» или «незачёт», а также в журнале регистрации.
Контрольная работа, выполненная не в полном объёме, не по заданному варианту, небрежно, неразборчивым почерком возвращается студенту без рецензии.
Критерии оценки работы:
- соответствие содержания работы теме;
- соблюдение требований к оформлению, грамматическая правильность;
- раскрытие темы с пониманием сути процесса или явления;
- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Незачтённой считается та работа, в которой не раскрыто содержание вопросов, имеются грубые ошибки в определениях, разборе ситуаций и т. д. Данная работа возвращается студенту для дальнейшей работы над учебным материалом.
При выполнении домашней контрольной работы студент может использовать рекомендуемые преподавателем источники, в том числе интернет-ресурсы.
Задание для контрольной работы по дисциплине «Обществознание».
Вариант 1
1. Дайте определение.
Общество, глобализация, цивилизация, формация, экономика.
2. Рассмотрите вопрос «Духовная культура личности и общества», ориентируясь на следующий план:
Понятие духовной культуры.
Культура массовая, элитарная, народная.
Контркультура: понятие, функции.
Согласны ли вы с тем, что в современной России наблюдается духовный кризис? Аргументируйте.
Вариант 2.
1. Дайте определение.
Религия, искусство, мораль, политеизм, монотеизм.
2.Рассмотрите вопрос «Искусство, его роль в жизни людей», ориентируясь на следующий план:
Функции искусства
Виды искусств, дайте их краткую характеристику.
Согласны ли вы с тем, что современное искусство переживает упадок? Аргументируйте.
Вариант 3.
1. Дайте определение.
Государство, политика, политическая система, закон
2. Рассмотрите вопрос «Политика и власть», ориентируясь на следующий план:
Власть, типы общественной власти.
Структура политической системы.
Правовое государство, его признаки.
Согласны ли вы с утверждением, что Россия является правовым государством? Аргументируйте.
Вариант 4.
1.Дайте определение.
Социальные нормы, девиантное поведение, социальный конфликт, санкция.
2. Рассмотрите вопрос «Социальные нормы и конфликты», ориентируясь на следующий план:
1.Формы девиантного поведения.
2.Виды социальных норм и санкций.
3.Причины социальных конфликтов, пути их разрешения.
4.Какие бы Вы предложили меры для профилактики девиантного поведения в молодежной среде?
Вариант 5.
1.Дайте определение.
Социальная стратификация, социальная группа, классы, буржуазия, рабы, рабочие, феодалы и феодально-зависимые крестьяне.
2. Рассмотрите вопрос «Важнейшие социальные общности и группы», ориентируясь на следующий план:
1.Виды социальных групп.
2.В чем разница между положением рабов, феодально-зависимых крестьян и рабочих как социальных групп.
3.Возможна ли такая организация общества, где деление на бедных и богатых происходить не будет? Аргументируйте.
Вариант 6.
1.Дайте определение.
Истина, мировоззрение, наука, сознание, познание.
2. Рассмотрите вопрос «Проблема познаваемости мира», ориентируясь на следующий план:
1.Критерии истины.
2.Сравните мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
3.Уровни познавательного процесса. Мышление конкретное и абстрактное.
4.Почему в обществе, котором наблюдается системный кризис, активно развивается религиозное мышление? Аргументируйте.
Вариант 7.
1.Дайте определение.
Научно-технический прогресс, техногенная революция, техногенная катастрофа, регресс.
2. Рассмотрите вопрос «Общество и природа», ориентируясь на следующий план:
1.Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
2.Научно-технические революции: сколько и какие они были.
3.Научно-технический прогресс заставляет нас развиваться или деградировать, облегчая нам жизнь? Аргументируйте.
Вариант 8.
1.Дайте определение.
Экономика. Экономические системы. Рынок. Спрос. Предложение
2. Рассмотрите вопрос «Социальная роль и стратификация», ориентируясь на следующий план:
1.Социальные отношения. Социальные общности и группы.
2.Социальная стратификация, социальная мобильность, социальная роль.
3. Перечислите социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. 4.Раскройте сущность понятий: социальный статус и престиж. В чем заключается престижность профессиональной деятельности.
Вариант 9.
1.Дайте определение.
Конкуренция. Роль конкуренции. Виды конкуренции (Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция). Промежуточный вид конкуренции — монополистическая конкуренция.
2. Рассмотрите вопрос «Основы конституционного права Российской Федерации», ориентируясь на следующий план:
1. Конституционное право, как отрасль российского права.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3. Институт президентства. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть.
4. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат
Вариант 10.
1.Дайте определение.
Факторы производства. Рынок ресурсов. Рента. Процент. Капитал. Прибыль.
2. Рассмотрите вопрос «Наука и образование в современном мире», ориентируясь на следующий план:
1.В чем состоит ответственность ученого перед обществом.
2.Объясните термин «образование как способ передачи знаний и опыта».
3. Система образования в Российской Федерации; назовите ее отличительные признаки и особенности. Определите государственные гарантии в получении образования.
4. Раскройте сущность профессионального образования.
Рекомендуемая литература:
1. Обществознание : учебник для СПО / В. И. Купцов [и др.] ; под ред. В. И. Купцова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 242 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E3774321-2217-4350-A378-5D8C7C71706B.
2. Волков, А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для СПО / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04245-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/0A94BDF6-FE53-4463-A2CF-36051EBCECE0.
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / Н. В. Агафонова [и др.] ; под ред. Н. В. Агафоновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 280 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03247-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/92A175C5-D281-42DA-A73E-5F336C63CB69.
4. Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Н. В. Агафонова [и др.] ; под ред. Н. В. Агафоновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08996-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4E7C9E96-A9B3-43AC-AC49-878CB03DA958.
5. Федоров, Б. И. Обществознание : учебник для СПО / Б. И. Федоров ; под ред. Б. И. Федорова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 412 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00420-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/D1B283E4-8525-4BE8-92E1-48B3DFDD035A
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
14. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
15. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
16. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.