Дидактических игры на уроках химии
В настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении химии. Специально созданные игры, в ходе которых реализуются учебные и игровые цели, которые проводятся в рамках определенных игровых правил и по соответствующему сюжету, называются дидактическими играми. Основная их задача состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса студентов к уроку и придания ему эмоциональной окраски.
Учебные игры должны соответствовать определенным педагогическим требованиям: основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся; вызывать у их положительные эмоции; учитывать возрастные особенности студентов; включать элемент соревновательности между командами или отдельными участниками.
Структура учебного процесса с применением дидактических игр имеет несколько этапов: создание игровой проблемной ситуации; ход игры («проживание» с проблемной ситуации в ее игровом воплощении); подведение итогов; осуждение хода и результатов игры, игровых действий и переживаний участников.
Классификацию педагогических игр проводят по нескольким признакам: области деятельности; характеру педагогического процесса; игровой методике; предметной области; игровой среде.
Для того чтобы химическими играми было удобно пользоваться, целесообразно создать игротеку, упорядочив ее по ряду параметров; целям методического использования (для уроков, дополнительных или внеклассных занятий); темам курса химии; возрастным особенностям; уровню подготовки студентов.
Для подготовки игр и их апробации можно организовывать химический кружок, на занятиях которого студенты будут участвовать как в разработке, так и в проведении игр.
Проблемы повышения эффективности преподавания химии в колледже решаются различными методами. Один из них – внедрение в учебный процесс дидактических игр. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у студентов при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры студенты, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Более сильные студенты, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым. Здесь выявляется особое значение дидактической игры как средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации в целом. В игре обучающийся раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь.
В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи. Игры различны по времени и атрибутике. Их можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Безусловно, каждый преподаватель может внести в игру свои изменения, поправки в зависимости от конкретных условий, а сами игры могут быть использованы и на протяжении всего курса изучения химии. Ниже приведены примеры некоторых дидактических игр.
Игра «Руки вверх»
Цель: активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», «физическое тело», сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.
Атрибуты. Карточки для преподавателя с перечнем различных веществ и физических тел.
Задание. Преподаватель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Студент, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.
Аналогичные игры можно провести по темам: «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические явления» и т. д.
Игра «Найди ошибку»
Цель. Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание студентов, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.
Атрибуты. Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.
Задание. Студенты разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от преподавателя по одной карточке. По сигналу преподавателя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д.
Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.
Пример карточки
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА | СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
1.Кислород, серебро, оксид серы | 1.Йод, медь, оксид серебра |
2.Азот, сероводород, хлороводород | 2.Алюминий, кислород, оксид железа |
3.Сульфид железа, водород, хлор | 3.Сера, хлорид натрия, вода |
4.Оксид кремния, углерод, цинк | 4.Оксид серы, фтор, железо |
5.Хром, кальций, оксид алюминия | 5.Сероуглерод, сульфид железа, кремний. |
Игра «Узнай меня»
Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.
Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание. На доске преподаватель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый студент должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Студент, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
Игра «Химическая тайнопись»
Цель. Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.
Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание. Как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак (символ)). Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание.
Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера, наложенных на карточки.
Игра «Кто дальше?»
Цель. Активизировать процесс запоминания названий химических элементов и их деления на металлы и неметаллы, на отдельные группы химических элементов и т. д.
Задание. Играющий становится на финишную линию и по команде учителя начинает идти строевым шагом. Играющий должен прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг химический элемент. Игру можно усложнить, оговорив перечень названий (любые элементы, металлы или неметаллы, группы элементов и т. д.).
В игре участвуют одновременно 2–3 ученика (по числу соревнующихся команд). Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок, запинок и повторений.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева.
Атрибуты. Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
Игра «Сколько знаков?»
Цель. Развить воображение, интуицию, наблюдательность и оценить внимание обучающихся.
Атрибуты. Карточки, на которых различными цветами, шрифтами и размерами изображены знаки 15–20 химических элементов.
Задание. Играющий должен с одного взгляда прикинуть, сколько химических символов изображено на карточке, и записать соответствующее число. Затем играющий получает карточку и выписывает символы химических элементов и их названия.
Выигрывает тот, кто точнее угадает число элементов и быстрее справится с остальной частью задания.
Игра «Двойняшки»
Цель. Совершенствовать внимание, закрепить знания химической символики и формул высших оксидов.
Атрибуты. Карточки с символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники.
Задание. Играющие должны найти прямоугольники-«двойняшки», содержащие одинаковые наборы символов химических элементов, и написать формулы их высших оксидов.
Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием.
Игра «Цепочка»
Цель. Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.
Атрибуты. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Задание. Студенты делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд.
Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.
6