Методические рекомендации классным руководителям 1 – 4 классов по учёту влияния возрастных особенностей младших школьников на выбор ими форм внеурочной деятельности
Возрастные особенности школьников, их способности, воображение и творчество изучал Л.С. Выготский. В младшем школьном возрасте ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир взрослых. Теперь он отдаляет и отделяет себя от взрослого, ребенок видит взрослого по-другому. Усиливается личное действие и осознание «Я сам». Возникает «кризис 7 лет», внешним проявлением которого являются кривляние, не выполнение привычных норм поведения, потеря непосредственности.
Младших школьников еще легко заинтересовать, они открыты и с интересом воспринимают как трудовую, так и игровую деятельность. «Игра, перестав у младшего школьника быть основной деятельностью, тем не менее, не исчезает, а сохраняет многие свои позиции, продолжает быть важной и в воспитательном, и в образовательном аспекте – это способ принять участие во взрослой жизни». Перед педагогом начальных классов стоит непростая задача, выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы в него органично вплетались разнообразные виды и формы деятельности, позволяющие младшему школьнику быть успешным, наиболее полно реализовать себя. Остановимся на внеурочной деятельности младших школьников.
С раннего школьного возраста ребенок способен проявлять свои интересы к разным видам деятельности, отдавая предпочтение тому или иному кружку, клубу, секции. В младшем школьном возрасте у ребенка есть устойчивая потребность заниматься, эта потребность возрастает к третьему-четвертому классу. Ребенку хочется выделиться, он начинает осознавать свою особенность, отличие от других, проявлять индивидуальность.
Большое значение в массовом вовлечении младших школьников во внеурочную деятельность играют детские общественные организации, они нацелены на развитие ребенка и наполняют жизнь школьника яркими событиями, активной деятельностью. Если детские общественные организации создаются в общеобразовательных учреждениях, они становятся мощной частью образовательной системы, вовлекают в свои ряды целые классы, наполняя содержание своей деятельности интересными полезными делами.
Важное место занимает такой вид деятельности как ученическое самоуправление. Опыт самоуправления на столь ранней ступени образования в чистом виде слабо представлен в российской практике и мало изучен в науке (А.А. Востриков). Одним из наглядных примеров могло бы послужить октябрятское движение, оно развивало у младших школьников способность к управленческой деятельности, лидерские качества, но часто функции детей сводились к исполнению данных учителем заданий и поручений, обязанности распределял также сам учитель, считая школьников начальных классов недостаточно самостоятельными. Возникает вопрос, способны ли учащиеся 2–4 классов к самостоятельности и как следствие к самостоятельной управленческой деятельности? Обратимся к исследованиям Н. Григорьевой, изучающей развитие самостоятельности младших школьников в процессе общения, которая размышляя о феномене самостоятельности и анализируя соответствующую психолого-педагогическую литературу, делает вывод о том, что самостоятельность может быть обретена ребенком в процессе совместной жизнедеятельности со взрослым, но обретена только через собственные усилия ребенка, «возвышающего себя в актах взросления». Сложность в том, что не так много педагогов, способны «делегировать полномочия» младшему школьнику и «позволить» ему самому принимать решения, в то время как это остро необходимо взрослеющему ребенку. Подтверждение важности участия в ученическом самоуправлении, дающем возможность младшему школьнику пробовать себя в усвоении навыков управления, развития своих лидерских качеств и организаторских способностей находим у исследователя детской одаренности А.В. Кулемзиной. Преимущества ученического самоуправления становятся очевидны при первых же попытках «поделиться полномочиями» с детьми. Учитель предлагает выбрать дело, разделиться на группы, разработать, реализовать его. Появляется заинтересованность. Все учащиеся включены в процесс. Именно так, с помощью педагога ребенок постигает первые навыки самоуправления. «Учитель может выстраивать взаимодействие с ребенком с позиции равного, стараясь совместно действовать».
К младшему школьному возрасту ребенок многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных связях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Педагоги г.Твери проводили исследование о введении элементов самоуправления в младшем школьном возрасте и пришли к выводу о том, что в результате функционирования ученического самоуправления в младших классах у детей значительно повышалась социальная адаптация. Анкетирование показало, что учащиеся к четвертому классу владеют небольшим арсеналом лидерских качеств. Около 30% класса обладают организаторскими способностями, умеют планировать, реализовать и анализировать то дело, которое провели. «Сегодня встает задача поставить дело воспитания так, чтобы лидером мог стать каждый. Чтобы каждый ребенок, став взрослым, был способен решать сам свои жизненные проблемы».
Младший школьник обладает способностью заниматься всеми четырьмя видами активной деятельности: внеурочными мероприятиями, ученическим самоуправлением, быть членом детской организации и участвовать в работе кружков дополнительного образования. При реализации данных видов деятельности важно учитывать возрастные особенности младшего школьника: его мотивацию, безграничное доверие к взрослым, эмоциональность, желание участвовать в интересных делах вместе со сверстниками. Центральной педагогической задачей становится необходимость заинтересовать, научить преодолевать трудности не отдельных индивидов, ярких личностей класса, лидеров, а каждого ребенка, пришедшего в школьный класс с надеждой на успех.
Вовлечение в социально значимую деятельность младших школьников должно быть основано на учете их возрастных особенностей, изучении способностей, интересов и потребностей детей, мотивации, а также учете условий образовательного учреждения, возможностей педагогического коллектива (см. таблицу 1).
Таблица 1
Влияние возрастных особенностей младших школьников на выбор ими форм внеурочной социально значимой деятельности
Возрастные особенности младших школьников | Формы вовлечения младших школьников во внеурочную социально значимую деятельность | |||
Внеурочные меропрятия | Дополнительное образование | Детские общественные | Ученическое самоуправле-ние | |
Характер деятельности | ||||
преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»; чувствительность к влиянию на него личности педагога, крайняя чувствительн-ь к оценкам взрослых; способность контрол-ть свои эмоции, желание все делать сообща, участвовать в интересных делах вместе со сверстниками; сравнение себя с другими; сознательное стремление к освоению социальных норм, испытание меры допустимости нарушения правил, овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире; общение по интересам. | Традиции школы, праздники, | Кружки художественно-эстетической, спортивной, гражданско-патриотической, социально- педагогической, естественно-научной интеллектуальный клуб направленностей всего 5 направленностей | Школы лидеров (1 раз в четверть) | Работа служб класса: учебной, досуговой, спортивной, информационной, социальной; |
как учитываются кризисные факторы и поддерживается интерес к активной деятельности | Яркость мероприятий, частая смена деятельности, возможность проявить свои таланты | Поддержание интереса через сплочение, создание дружеской, неформальной атмосферы | Сплочение кол-ва, общие дела, соревнователь-ность, единство целей, атрибутика, форма | Доверие, поддержка, одобрение инициативы и лидерства, «ситуация успеха» |