Упражнение 1. "Кто быстрее"
Ход выполнения:
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е". Успешность выполнения теста оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.
Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (младший школьник – до 15 минут).
Таблица результатов
Ф.И., возраст школьника | Показатели | Дата проведения упражнений | ||||
1.05 | 2.05 | 3.05 | 4.05 | 5.05 | ||
Арзуманов Юра, 9 лет | время (мин.) | 13 мин. 19 сек. | 13 мин. 45 сек. | 12 мин. 54 сек. | 12 мин. 37 сек. | 12 мин. 10 сек. |
ошибки (количество) | 12 | 11 | 8 | 7 | 6 |
Предложенный текст состоял из 2000 знаков.
10 мин. – высокий уровень переключения внимания.
По итогам проведенного упражнения-теста можно сделать вывод, что Арзуманов Юрий перешел на средний, даже хороший уровень внимания с более низкого. Но следует упражнять переключение внимания еще, чтобы получить и закрепить за ребенком более высокий уровень переключения внимания, причем развитие внимания должно носить регулярный, постоянный характер.
Развитие концентрации внимания
Упражнение 2. Развитие степени концентрации, сосредоточения.ii
"Пальцы"
Ход выполнения:
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде "Начали" медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде "Стоп" прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Оценка результатов.
Ф.И.: Арзуманов Юрий, 9 лет.
Дата: 2.05,, 3.05., 4.05., 5.05.
Время: 9.00, 14.00, 17.00, 8.00
Вывод: В первые два дня выполнения упражнения ребенок испытывал неприятные ощущения: изменение направления их движения (движения пальцев), чувствовал беспокойство, которое проявлялось в отвлекании на посторонние шумы, неусидчивости.
В последующие дни Юра был более сосредоточен, испытывал лишь небольшое беспокойство.
Положительным результатом было то, что ребенок часто в свободное время упражнялся; выполнял этот прием развития концентрации внимания.
Методика диагностики отдельных свойств внимания младшего школьника – важнейший компонент профессиональной педагогической подготовки.
Развитие внимания младшего школьника диагностируется сравнительно просто. Для этого в данной работе я применила специально разработанные тесты. В зависимости от того, как младший школьник справлялся с предложенными заданиями, сделала вывод о достигнутом уровне основных свойств внимания. Полученные данные соотнесла с возрастными возможностями. Обследование показало, что существует соответствие внимания и умственной работоспособности возрастным нормам на достаточном уровне у испытуемого младшего школьника.
К испытуемому применила упражнения для развития некоторых свойств внимания, в которых обнаружила недостатки.
Сделала вывод, что внимание значительно влияет на успеваемость, успешность обучения, сравнив отметки по предметам с уровнем внимания школьника. Арзуманов Юрий учится на "хорошо" и "отлично".
Можно сказать, что познание предмета психологии, равно как и других наук в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.
И в заключении следует сказать, что задача каждого учителя – знать реальное состояние своих учеников, отбирать из накопленных рекомендаций то, что может использовать, исходя из своих возможностей, но постоянно помнить при этом, как трудно быть идеально внимательным человеком и самое главное – занять активную позицию в общем поиске средств, позволяющих действенно управлять воспитанием внимания школьника.
i Рогов Е.И. Настольная книга практическому психологу в образовании. М., 95. С. 417-418.
ii Там же . С. 418.