«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методические рекомендации и приемы развития внимания у младших школьников

Методические рекомендации и приемы развития внимания у младших школьников

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Методические рекомендации и приемы развития внимания у младших школьников Развитие переключения и распределения вниманияi

Упражнение 1. "Кто быстрее"

Ход выполнения:

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е". Успешность выполнения теста оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.

Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (младший школьник – до 15 минут).

Таблица результатов

Ф.И., возраст школьника

Показатели

Дата проведения упражнений

1.05

2.05

3.05

4.05

5.05

Арзуманов Юра, 9 лет

время (мин.)

13 мин. 19 сек.

13 мин. 45 сек.

12 мин. 54 сек.

12 мин. 37 сек.

12 мин. 10 сек.

ошибки (количество)

12

11

8

7

6


Предложенный текст состоял из 2000 знаков.

10 мин. – высокий уровень переключения внимания.

По итогам проведенного упражнения-теста можно сделать вывод, что Арзуманов Юрий перешел на средний, даже хороший уровень внимания с более низкого. Но следует упражнять переключение внимания еще, чтобы получить и закрепить за ребенком более высокий уровень переключения внимания, причем развитие внимания должно носить регулярный, постоянный характер.

Развитие концентрации внимания


Упражнение 2. Развитие степени концентрации, сосредоточения.ii

"Пальцы"

Ход выполнения:

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде "Начали" медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде "Стоп" прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Оценка результатов.

Ф.И.: Арзуманов Юрий, 9 лет.

Дата: 2.05,, 3.05., 4.05., 5.05.

Время: 9.00, 14.00, 17.00, 8.00

Вывод: В первые два дня выполнения упражнения ребенок испытывал неприятные ощущения: изменение направления их движения (движения пальцев), чувствовал беспокойство, которое проявлялось в отвлекании на посторонние шумы, неусидчивости.

В последующие дни Юра был более сосредоточен, испытывал лишь небольшое беспокойство.

Положительным результатом было то, что ребенок часто в свободное время упражнялся; выполнял этот прием развития концентрации внимания.


Методика диагностики отдельных свойств внимания младшего школьника – важнейший компонент профессиональной педагогической подготовки.

Развитие внимания младшего школьника диагностируется сравнительно просто. Для этого в данной работе я применила специально разработанные тесты. В зависимости от того, как младший школьник справлялся с предложенными заданиями, сделала вывод о достигнутом уровне основных свойств внимания. Полученные данные соотнесла с возрастными возможностями. Обследование показало, что существует соответствие внимания и умственной работоспособности возрастным нормам на достаточном уровне у испытуемого младшего школьника.

К испытуемому применила упражнения для развития некоторых свойств внимания, в которых обнаружила недостатки.

Сделала вывод, что внимание значительно влияет на успеваемость, успешность обучения, сравнив отметки по предметам с уровнем внимания школьника. Арзуманов Юрий учится на "хорошо" и "отлично".

Можно сказать, что познание предмета психологии, равно как и других наук в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

И в заключении следует сказать, что задача каждого учителя – знать реальное состояние своих учеников, отбирать из накопленных рекомендаций то, что может использовать, исходя из своих возможностей, но постоянно помнить при этом, как трудно быть идеально внимательным человеком и самое главное – занять активную позицию в общем поиске средств, позволяющих действенно управлять воспитанием внимания школьника.


i Рогов Е.И. Настольная книга практическому психологу в образовании. М., 95. С. 417-418.

ii Там же . С. 418.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее