«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методическая разработка урока по теме «Суффикс»

Урок по теме «Суффикс» относится к разделу морфемика и словообразование. Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Открытие новых знаний и способов действий». Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальной школы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки












Методическая разработка урока

по теме «Суффикс»



предмет: русский язык

класс: 2





Автор: Рекитянская М.В.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория






















Аннотация.

Урок по теме «Суффикс» относится к разделу морфемика и словообразование. Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Открытие новых знаний и способов действий». Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальной школы.









































Конспект урока по русскому языку. Тема «Суффикс»

(2 класс, УМК «Начальная школа 21 век»)


Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Применяемые педагогические технологии: проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности, приемы технологии критического мышления, здоровьесберегающие и игровые приемы.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Время проведения:40 минут.

Оборудование и материалы: распечатки отрывка сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», презентация, учебник “Русский язык” 2 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.


Цель урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове;

 Задачи:

Обучающие: определять функцию, значение и местонахождения суффиксов в словах

Развивающие задачи: способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.


Ход урока:


  1. Организационный момент


- Здравствуйте. Сегодня нам предстоит хорошо потрудиться, поэтому настраиваемся на рабочий лад и с хорошим настроением приступаем.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

-Предлагаю вам повторить сегодня написание заглавной и строчной буквы Дд, т.к. она нам понадобится для дальнейшей работы.

- А теперь прошу вас просмотреть выполненное задание и: 1) обведите карандашом самую красивую букву на ваш взгляд; 2) если вы считаете, что справились отлично, то рядом наклейте из набора, лежащего рядом, желтый смайлик, а если возникли трудности, то - красный. Таким образом мы будем сегодня оценивать каждое выполненное задание.

3. Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Чтобы узнать с каким, прошу вас отгадать загадку.

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь) (Е. Благинина)


- Запишите новое словарное слово, определите опасное место в нем.

(Глухой непроверяемый согласный [ш], а пишется ж)

- Подберите родственные слова к нашему словарному слову.

(По мере необходимости навести на правильные ответы).

- Вчера шел не очень сильный дождь, небольшой ….(дождик).

- Весь месяц шли дожди, поэтому этот месяц можно назвать …(дождливый) .

- Чтобы вы не промокли, мамы надевают вам плащ-….(дождевик).

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (они разные)

-Чем отличаются?(значением и составом)

4. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

-Запишите подобранные родственные слова в тетрадь. По одному человеку с каждого ряда прошу выйти к доске записать слова на доске и выделить все известные части слова.

-А какие нам части слова известны? (корень и окончание)

(вызванные ученики выделяют корень и окончание в словах)

-Проверяем… Остались ли какие-то части слов не выделенные никак? Почему вы никак их не обозначили? (потому что ее нельзя отнести ни к корню, ни к окончанию)

-Оцените желтым или красным смайликом выполнение этого задания.

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменяет состав слова и оттенок его значения.

- Понаблюдаем за парами однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Для этого обратите внимание на экран. Предлагаю вам разгадать ребусы. Давайте назовем и запишем однокоренные слова парами.


(записывают БЕРЕЗА - БЕРЕЗКА , ДУБ - ДУБОК)

- Чем отличаются эти предметы? (размером)

- Найдите в словах, обозначающих эти предметы, корень и окончание.

- Назовите в словах, обозначающих деревья, ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?(между корнем и окончанием)

- На какой вопрос же нам предстоит ответить?( Что это за часть слова? Как она называется?)

- Где мы можем сейчас найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)

- Верно. Откроем учебник на с. 108 и ознакомимся с рубрикой «Тайны языка».(читают вывод)

- Как же называется часть слова, служащая для образования новых слови находящаяся между корнем и окончанием. (СУФФИКС)

- Выделяется на письме она вот таким образом - -

- Возьмите смайлик нужного цвета и оцените этот этап работы. Все ли было понятно?

4. Повторение и закрепление изученного.

1.-В качестве закрепления полученных знаний предлагаю выполнить упр.2 на 108 странице учебника. Работаем в парах. Допишите ряды слов по образцу.

-В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? (родственные)

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?(суффиксы -иц-/-ец-; -их- помогают образовать слово, обозначающее животное-маму, -онок-/-енок- помогают в образовании названий детёнышей животных)

-Какой оттенок придают слову суффиксы -онок-/-енок-? (уменьшительно-ласкательный)

-Поменяйтесь тетрадям и проверьте работы друг друга. Если возникли разногласия, поднимаем руку.

- Возьмите смайлик определенного цвета и оцените работу своего соседа по парте.

Физминутка (видеоклип).

2. - А сейчас вас ждет не менее интересное задание. Предлагаю поработать в группах (дети разворачиваются и садятся в три группы). Представляю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иван».(просмотр мультфильма)

-Перед вами тексты с отрывком из сказки. Найдите, пожалуйста, и выпишите

эти слова в колонку рядом с текстом в зависимости от цвета. Первая группа выписывает и выделяет суффиксы в словах желтого цвета, вторая - розового, третья - зеленого.

Текст

слова

Жили-были себе муж и жена, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот муж с женою поехали на заработки и пропали, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету.

Шли, шли, шли... идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров.

- Я хочу пить, - говорит Иванушка.

- Не пей, братец, а то будешь теленочком, - говорит Аленушка.

Он послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

- Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется.

- Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.

Иванушкапослушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

- Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

- Не пей, братец, а то будешьбаранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

- Ах, сестрица, я напьюсь; мне ужасно пить хочется.

- Не пей, братец, а то будешь поросеночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят: пасется у воды стадо коз.

- Ах, сестрица, я напьюсь.

- Не пей, братец, а то будешь козленочком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком

1)Иванушка

Алёнушка


2)братец

сестрица


3)теленочком

жеребёночком

баранчиком

поросёночком

козлёночком


- Выходим к доске и выписываем свои слова в три столбика, выделяем суффиксы.(проговариваем)

- С какими суффиксами нас познакомила первая группа? (-ушк-/-юшк-)

- Вторая? (-иц-/-ец-)

-Третья? (-очк-, -чик-)

-Какой оттенок словам придают суффиксы слов первой группы? Второй? Третьей? (уменьшительно-ласкательный)

- Верно. И в русском языке это очень большая группа суффиксов.

-Оцените свою работу в группе смайликом.

5. Итог урока.


-Подвести итог нашего урока нам поможет следующий слайд.


-Перед вами опорные слова, которые необходимо собрать в определенном порядке, отвечая на следующие вопросы:

1. Что такое суффикс?

2. Где находится в слове?

3. Какое имеет значение?

4. Для чего служит?

- На обратной стороне листа с отрывком из сказки ответьте на вопросы, соединив слова по порядку.


- Проверяем.

(Суффикс - часть слова между корнем и окончанием, имееющая значение, образующая новые слова.)

- Оцените свою работу смайликом.

- Подведем итог. Посчитайте, сколько смайликов у вас приклеено на странице в тетради и сколько на листе групповой работы?

-Дети, набравшие наибольшее количество

6. Домашнее задание: У.с.110, упр.5, с.108 - правило.

Спасибо за внимание!



















Список использованной литературы:

1. Учебник “Русский язык” 2 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.

2. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. 2 класс
Иванов С.В., Кузнецова М.И.

3. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы
Романова В.Ю., Петленко Л.В.

4.Уроки русского языка во 2 классе. Т.Г.Рамзаева.

Интернет-источники:

1. https://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/sestritsa-alenushka-i-bratets-ivanushka.html

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/13/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-umk-nachalnaya

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/10/2-klass-suffiks-kak-chast-slova







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее