Методическая разработка урока
по теме «Суффикс»
предмет: русский язык
класс: 2
Автор: Рекитянская М.В.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Аннотация.
Урок по теме «Суффикс» относится к разделу морфемика и словообразование. Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Открытие новых знаний и способов действий». Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальной школы.
Конспект урока по русскому языку. Тема «Суффикс»
(2 класс, УМК «Начальная школа 21 век»)
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Применяемые педагогические технологии: проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности, приемы технологии критического мышления, здоровьесберегающие и игровые приемы.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Время проведения:40 минут.
Оборудование и материалы: распечатки отрывка сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», презентация, учебник “Русский язык” 2 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.
Цель урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове;
Задачи:
Обучающие: определять функцию, значение и местонахождения суффиксов в словах
Развивающие задачи: способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте. Сегодня нам предстоит хорошо потрудиться, поэтому настраиваемся на рабочий лад и с хорошим настроением приступаем.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
-Предлагаю вам повторить сегодня написание заглавной и строчной буквы Дд, т.к. она нам понадобится для дальнейшей работы.
- А теперь прошу вас просмотреть выполненное задание и: 1) обведите карандашом самую красивую букву на ваш взгляд; 2) если вы считаете, что справились отлично, то рядом наклейте из набора, лежащего рядом, желтый смайлик, а если возникли трудности, то - красный. Таким образом мы будем сегодня оценивать каждое выполненное задание.
3. Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Чтобы узнать с каким, прошу вас отгадать загадку.
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь) (Е. Благинина)
- Запишите новое словарное слово, определите опасное место в нем.
(Глухой непроверяемый согласный [ш], а пишется ж)
- Подберите родственные слова к нашему словарному слову.
(По мере необходимости навести на правильные ответы).
- Вчера шел не очень сильный дождь, небольшой ….(дождик).
- Весь месяц шли дожди, поэтому этот месяц можно назвать …(дождливый) .
- Чтобы вы не промокли, мамы надевают вам плащ-….(дождевик).
-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (они разные)
-Чем отличаются?(значением и составом)
4. Постановка учебной задачи.
1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
-Запишите подобранные родственные слова в тетрадь. По одному человеку с каждого ряда прошу выйти к доске записать слова на доске и выделить все известные части слова.
-А какие нам части слова известны? (корень и окончание)
(вызванные ученики выделяют корень и окончание в словах)
-Проверяем… Остались ли какие-то части слов не выделенные никак? Почему вы никак их не обозначили? (потому что ее нельзя отнести ни к корню, ни к окончанию)
-Оцените желтым или красным смайликом выполнение этого задания.
2. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменяет состав слова и оттенок его значения.
- Понаблюдаем за парами однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Для этого обратите внимание на экран. Предлагаю вам разгадать ребусы. Давайте назовем и запишем однокоренные слова парами.
(записывают БЕРЕЗА - БЕРЕЗКА , ДУБ - ДУБОК)
- Чем отличаются эти предметы? (размером)
- Найдите в словах, обозначающих эти предметы, корень и окончание.
- Назовите в словах, обозначающих деревья, ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?(между корнем и окончанием)
- На какой вопрос же нам предстоит ответить?( Что это за часть слова? Как она называется?)
- Где мы можем сейчас найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
- Верно. Откроем учебник на с. 108 и ознакомимся с рубрикой «Тайны языка».(читают вывод)
- Как же называется часть слова, служащая для образования новых слови находящаяся между корнем и окончанием. (СУФФИКС)
- Выделяется на письме она вот таким образом - -
- Возьмите смайлик нужного цвета и оцените этот этап работы. Все ли было понятно?
4. Повторение и закрепление изученного.
1.-В качестве закрепления полученных знаний предлагаю выполнить упр.2 на 108 странице учебника. Работаем в парах. Допишите ряды слов по образцу.
-В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? (родственные)
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?(суффиксы -иц-/-ец-; -их- помогают образовать слово, обозначающее животное-маму, -онок-/-енок- помогают в образовании названий детёнышей животных)
-Какой оттенок придают слову суффиксы -онок-/-енок-? (уменьшительно-ласкательный)
-Поменяйтесь тетрадям и проверьте работы друг друга. Если возникли разногласия, поднимаем руку.
- Возьмите смайлик определенного цвета и оцените работу своего соседа по парте.
Физминутка (видеоклип).
2. - А сейчас вас ждет не менее интересное задание. Предлагаю поработать в группах (дети разворачиваются и садятся в три группы). Представляю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иван».(просмотр мультфильма)
-Перед вами тексты с отрывком из сказки. Найдите, пожалуйста, и выпишите
эти слова в колонку рядом с текстом в зависимости от цвета. Первая группа выписывает и выделяет суффиксы в словах желтого цвета, вторая - розового, третья - зеленого.
Текст | слова |
Жили-были себе муж и жена, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот муж с женою поехали на заработки и пропали, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли... идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров. - Я хочу пить, - говорит Иванушка. - Не пей, братец, а то будешь теленочком, - говорит Аленушка. Он послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей. - Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется. - Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком. Иванушкапослушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец. - Ах, сестрица, мне страшно пить хочется. - Не пей, братец, а то будешьбаранчиком. Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят ручей, а возле стерегут свиней. - Ах, сестрица, я напьюсь; мне ужасно пить хочется. - Не пей, братец, а то будешь поросеночком. Иванушка опять послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят: пасется у воды стадо коз. - Ах, сестрица, я напьюсь. - Не пей, братец, а то будешь козленочком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком… | 1)Иванушка Алёнушка
2)братец сестрица
3)теленочком жеребёночком баранчиком поросёночком козлёночком |
- Выходим к доске и выписываем свои слова в три столбика, выделяем суффиксы.(проговариваем)
- С какими суффиксами нас познакомила первая группа? (-ушк-/-юшк-)
- Вторая? (-иц-/-ец-)
-Третья? (-очк-, -чик-)
-Какой оттенок словам придают суффиксы слов первой группы? Второй? Третьей? (уменьшительно-ласкательный)
- Верно. И в русском языке это очень большая группа суффиксов.
-Оцените свою работу в группе смайликом.
5. Итог урока.
-Подвести итог нашего урока нам поможет следующий слайд.
-Перед вами опорные слова, которые необходимо собрать в определенном порядке, отвечая на следующие вопросы:
1. Что такое суффикс?
2. Где находится в слове?
3. Какое имеет значение?
4. Для чего служит?
- На обратной стороне листа с отрывком из сказки ответьте на вопросы, соединив слова по порядку.
- Проверяем.
(Суффикс - часть слова между корнем и окончанием, имееющая значение, образующая новые слова.)
- Оцените свою работу смайликом.
- Подведем итог. Посчитайте, сколько смайликов у вас приклеено на странице в тетради и сколько на листе групповой работы?
-Дети, набравшие наибольшее количество
6. Домашнее задание: У.с.110, упр.5, с.108 - правило.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Учебник “Русский язык” 2 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.
2. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. 2 класс
Иванов С.В., Кузнецова М.И.
3. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы
Романова В.Ю., Петленко Л.В.
4.Уроки русского языка во 2 классе. Т.Г.Рамзаева.
Интернет-источники:
1. https://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/sestritsa-alenushka-i-bratets-ivanushka.html
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/13/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-umk-nachalnaya
3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/10/2-klass-suffiks-kak-chast-slova