Методическая разработка урока по математике в 1 классе по теме:
«Числа от 11 до 20. Нумерация»
Тема урока: Числа от 11 до 20. Нумерация.
Класс: 1 «В»
Цель:
Образовательные: познакомиться с десятком, как новой единицей счёта, с образованием чисел второго десятка, их названием и порядком следования при счёте; совершенствовать вычислительные навыки в решении задач.
Развивающие: развивать внимание, математическую речь.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Формируемые УУД:
Познавательные: знать, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, как они называются.
Регулятивные: усвоить порядок следования чисел при счете.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
Коммуникативные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Оборудование: раздаточный материал (карточки), учебник
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Актуализация знаний
Устный счет.
1) Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6?
2)Какое число надо увеличить на 1, чтобы получить 7?
3)Какой знак надо поставить 1*6=7; 5*2=3; 10*3=7; 4*5 =9; 6*2=4; 2*5=3
4) Какое число идет при счете перед числом 4?за числом 4?(спрашиваю последующее и предыдущее число, «соседей» числа 4,6,8,9)
Сообщение темы урока
(На доске числа).
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,……….
-Буратино залил часть чисел.
-Помогите мне их восстановить.
-Кто продолжит ряд чисел?
- Кто попробует сформулировать тему урока? Образование чисел от 11 до 20.
- Кто может сказать, что мы сегодня узнаем и чему научимся?
Узнаем:
- как образуются числа второго десятка;
Научимся:
- называть, обозначать и сравнивать числа от 11 до 20;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20;
Молодцы ребята!
Изучение нового материала
-Ребята, мы с вами перешли на новый раздел, откройте свои учебники, на странице 45.
-Кто хочет прочитать, как называется новый раздел?(Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание.)
- А теперь, откройте страницу 46. Приготовьте цветные карандаши.
-Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
(Я беру цветные карандаши, считаю, а ученики повторяют).
-Один, два, три,
А за ними, посмотри –
Идут четыре, пять, шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим –
И десяток вмиг составим.
- Сколько палочек стало в руке у нас? (10)
-Ребята, десять палочек составляют десяток.
- А давайте теперь к этим 10 карандашам добавим еще один карандаш. Сколько стало карандашей?(11) Сколько десятков карандашей?(1) Сколько еще отдельных карандашей? Сколько десятков и единиц содержит число 11? (один десяток и 1 единица)
- Ребята, одиннадцать – это «один на дцать”, один, это число единиц , а дцать обозначает 1 десяток, значит число 11 содержит 1 десяток и 1 единицу. Кто может объяснить, сколько десятков и единиц содержит число 12?( двенадцать- это «два на дцать”, значит число 12 содержит один десяток и две единицы)
Молодец!
-Ребята, кто уже заметил, что у нас изменяется?(1 часть) На что она указывает? ( на количество единиц) А какая часть не изменяется?(дцать) На что она указывает?( на 1 десяток)
- А теперь, кто сможет объяснить в числе 13 сколько десятков и единиц? (один десяток и три единицы)
- Следующее, четырнадцать, сколько же в нем десятков и единиц? (один десяток и четыре единицы)
- Кто может теперь объяснить число пятнадцать? Сколько в нем десятков и единиц? (1 десяток и 5 единиц)
- Далее, объясните число шестнадцать. Спрашиваю по руке.
- Следующее, семнадцать, кто объяснит?
-А число восемнадцать?
- А сколько десятков и единиц в числе девятнадцать?
-Ну и последнее двадцать, кто сможет объяснить? (десять единиц, образует один десяток,т.е.1 десяток, но у нас же есть еще 1 десяток, значит 1 десяток мы прибавляем к еще одному десятку, получается 2 десятка, то есть число 20 состоит из друх десятков )
Откройте тетради, запишите число, пропишите минутку чистописания (пишем аккуратно).
А теперь давайте решим задачу под № 3.
Запишите в тетради задача №3, самостоятельно прочитайте задачу.
Ребята, о чем эта задача? Что известно? Что нужно найти? Каким действием? Кто может озвучить решение этой задачи? Молодец!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Закрепление изученного материала
-А теперь мы посмотрим, как вы усвоили десятичный состав чисел и порядок их следования при счёте.
Отсчитайте 15 карандашей и назовите, сколько это составляет десятков карандашей и сколько отдельных карандашей?
-Возьмите один десяток карандашей и ещё 4 карандаша. Сколько всего карандашей взяли?
-Сколько десятков и единиц в числе 17?
-Какое число состоит из одного десятка и 3единиц? Покажите.
-Положите 12 карандашей, добавляйте по одному карандашу и называйте, сколько всего карандашей? До 15
- Положите 18 карандашей, откладывайте в сторону по одному карандашу и называйте полученные числа. До 16
- Запишите в тетради задача №4, самостоятельно прочитайте задачу.
- Ребята, о чем эта задача? Что известно? Что нужно найти? Каким действием? Кто может озвучить решение этой задачи? Молодец!
-Что закрепили на этом этапе урока? (Десятичный состав чисел и порядок их следования при счёте.)
Молодцы!
Подведение итогов
-Какая была тема нашего урока?
-Какое открытие сегодня сделал каждый из вас на уроке?
-Чему мы научились на уроке?
-Какие задания показались трудными, интересными?