МБОУ: СШ № 15 г. Волгодонска
Методическая разработка урока по химии в 8 классе
на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Выполнил:
учитель химии Маловичко А.В.
2019 г
Урок по химии в 8 классе
на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Технологическая карта урока
Тема | Предмет химии. Вещества и их физические свойства | |||
Цель темы | Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы. | |||
Тип урока
| Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | |||
Планируемый результат
| Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере: 1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки 2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества. 3.Приводить примеры физических тел и веществ. 4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ. 5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи. роль растений в природе 6. Использовать информационные ресурсы для подготовки творческого задания. В ценностно-ориентационной сфере: формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла. В сфере безопасности жизнедеятельности: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете..
| Личностные: 1.Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное. 2. Устанавливать причинно- следственные связи. 3.Давать определения понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации. 5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | |||
Основные понятия | Химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства | |||
Организация пространства | ||||
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Физика Биология Экология Литература
| Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная | Учебник Оборудование и реактивы. Дополнительная литература: Проектор Компьютер Презентация
| ||
|
|
|
|
|
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
| ||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Целеполагание | ||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели, делают умозаключения | Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
| ||||||
Учитель организует работу со слайдом: организует работу в группах, консультирует работу в выполнении лабораторного опыта. | Поиск и обработка ресурсов | Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи | Работа в группах, организуют учебное сотрудничество | Устанавливают партнёрские отношения | Добывают новые знания | Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Итоги занятия.
| ||||||
Организует обсуждение результатов | Выстраивают причинно- следственные связи | Обсуждение результатов лабораторного опыта. | Взаимодействие в групповом коллективе | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Прогнозируют неконтролируемое использование химических веществ. | Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Рефлексия.
| ||||||
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. Составление синквейна.
| Участвуют в обсуждении | Осознанно строят выводы | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Определеют эмоциональное состояние. . | Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание.
| ||||||
Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание 1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5. Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку. 2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…». Подведение итогов урока
| Воспринимают информацию, выбирают уровень | Осознанно фиксируют информацию |
|
|
|
|
Этапы урока
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
1. Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация. (3 минуты)
В начале и конце урока проводится психологическая разминка.
Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся.
У каждого ученика табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.
Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас оно улучшилось.
Определи свое эмоциональное состояние
Девиз урока: Используйте шестерку слуг,
Они помогут вам везде!
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где!
Вступление. Сегодня приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он опирается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
Индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради записывают слова на тему «Что я знаю о химии?»
Работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свои записи новыми понятиями.
Отчет–каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске (1 столбик)– 5 минут
2-й этап. Целеполагание
Стадия осмысления.
Учащимся предлагается работа с учебником (параграф 1, с.4-5), где знакомятся с понятиями «тело», «вещество», «свойства веществ». Один ученик записывает слова на доске во 2 столбик.
3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Обсуждение с учителем вопросов: что уже известно, новое, хочу узнать.
По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (7минут):
вещества – физические тела: на доске два столбика -
вещества физические тела
На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш, стакан, дерево, вода, алюминий, кастрюля, парта, гвоздь, железо, золото, сода, пластмасса .
Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: сделать вывод– что такое вещество.
золото стакан алюминий вода
железо гвозди пластмасса древесина
карандаши кастрюля парта сода
Физкультминутка: эмоциональная разрядка (2 минуты)
(учитель говорит, учащиеся выполняют движения)
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
4-й этап. Итоги занятия.
Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в кабинете химии.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы. (10 минут)
Далее учащимся предлагается работа в парах по выполнению лабораторного опыта по описанию свойств предложенных веществ, пользуясь разработанной схемой учебника, и сделать вывод о том, что вещества отличаются друг от друга по свойствам.
Учитель поясняет, что свойства нужно знать, чтобы правильно использовать достижения химии.
5-й этап. Рефлексия.
Составление синквейна-5 минут
Перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.
Составление синквейна. Учащиеся составляют синквейн по плану;
Одно существительное;
Два прилагательных;
Три глагола;
Крылатая фраза;
Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.
Примерный вариант синквейна:
Вещества;
Увлекательная, сложная;
Учить, изучать, удивляться;
Лучше один раз увидеть, чем два услышать!
Наука.
Прослушиваем синквейны учащихся.
Анализ настроения учащихся после урока: ученики возвращаются к табличке с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния .
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение в конце урока.
Смотрим, анализируем, какое настроение преобладает у учащихся (3 минуты)
6-й этап. Домашнее задание.
Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание
1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5.
Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.
2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…».(3 минуты)
Подведение итогов урока
Используемая литература:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2014. - 416с.
Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2015. – 223 с
Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-3-е изд., дораб. - М. - :Просвещение, 2014.-44с. - (Стандарты второго поколения)