Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Тип урока- урок изучения нового материала и первичное закрепления знаний.

Цель урока- Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки


МБОУ: СШ № 15 г. Волгодонска





Методическая разработка урока по химии в 8 классе

на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства»



Выполнил:

учитель химии Маловичко А.В.

2019 г

Урок по химии в 8 классе

на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Технологическая карта урока

Тема

Предмет химии. Вещества и их физические свойства

Цель темы

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока


Урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Планируемый результат

 

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

1. Устанавливать метапредметные свя­зи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки

2.Выявлять

отличительные признаки физического тела и вещества.

3.Приводить

примеры физических тел и веществ.

4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.

5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи.

роль растений в природе

6. Использовать

информационные ресурсы для подготовки творческого задания.

В ценностно-ориентационной сфере:

формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете..

 

 

Личностные: 

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:  

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

2. Устанавливать причинно- следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Основные понятия

Химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика

Биология

Экология

Литература


Индивидуальная

Парная

Групповая

Фронтальная

Учебник

Оборудование и реактивы.

Дополнительная литература:

Проектор

Компьютер

Презентация







 








Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

 

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам.

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Анализ выданной работы

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2-й этап. Целеполагание

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Выдвигая цели, делают умозаключения

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Контроль за ответами одноклассников

 

3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

 

Учитель организует работу со слайдом:

организует работу в группах, консультирует работу в выполнении лабораторного опыта.

Поиск и обработка ресурсов

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество

Устанавливают партнёрские отношения

Добывают новые знания

Оценивают объективные трудности

4-й этап. Итоги занятия.


 

Организует обсуждение результатов

Выстраивают причинно- следственные связи

Обсуждение результатов лабораторного опыта.

Взаимодействие в групповом коллективе

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Прогнозируют неконтролируемое использование химических веществ.

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

5-й этап. Рефлексия.

 

 

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. Составление синквейна.


Участвуют в обсуждении

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Определеют эмоциональное состояние.

.

Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль



6-й этап. Домашнее задание.

 

 

Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5.

Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.

2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…».

Подведение итогов урока

 

 

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию

 

 

 

 











Этапы урока


1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

 

1. Приветствие.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация. (3 минуты)

В начале и конце урока проводится психологическая разминка.

Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся.

У каждого ученика табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния

Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас оно улучшилось.









Определи свое эмоциональное состояние






Девиз урока: Используйте шестерку слуг,

Они помогут вам везде!

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где!

Вступление. Сегодня приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он опирается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

Индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради записывают слова на тему «Что я знаю о химии?»

Работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свои записи новыми понятиями.

Отчет–каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске (1 столбик)– 5 минут

2-й этап. Целеполагание

Стадия осмысления.

Учащимся предлагается работа с учебником (параграф 1, с.4-5), где знакомятся с понятиями «тело», «вещество», «свойства веществ». Один ученик записывает слова на доске во 2 столбик.


3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Обсуждение с учителем вопросов: что уже известно, новое, хочу узнать.

По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (7минут):

  1. вещества – физические тела: на доске два столбика -

вещества физические тела

На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш, стакан, дерево, вода, алюминий, кастрюля, парта, гвоздь, железо, золото, сода, пластмасса .



Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: сделать вывод– что такое вещество.



золото стакан алюминий вода



железо гвозди пластмасса древесина


карандаши кастрюля парта сода




Физкультминутка: эмоциональная разрядка (2 минуты)

(учитель говорит, учащиеся выполняют движения)

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.



4-й этап. Итоги занятия.

Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в кабинете химии.

Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы. (10 минут)

Далее учащимся предлагается работа в парах по выполнению лабораторного опыта по описанию свойств предложенных веществ, пользуясь разработанной схемой учебника, и сделать вывод о том, что вещества отличаются друг от друга по свойствам.

Учитель поясняет, что свойства нужно знать, чтобы правильно использовать достижения химии.

5-й этап. Рефлексия.



Составление синквейна-5 минут

Перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

Составление синквейна. Учащиеся составляют синквейн по плану;

  1. Одно существительное;

  2. Два прилагательных;

  3. Три глагола;

  4. Крылатая фраза;

  5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

  1. Вещества;

  2. Увлекательная, сложная;

  3. Учить, изучать, удивляться;

  4. Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

  5. Наука.

Прослушиваем синквейны учащихся.

Анализ настроения учащихся после урока: ученики возвращаются к табличке с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния .

Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение в конце урока.

Смотрим, анализируем, какое настроение преобладает у учащихся (3 минуты)

6-й этап. Домашнее задание.

 

Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5.

Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.

2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…».(3 минуты)

Подведение итогов урока




















Используемая литература:


  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.,  Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2014. - 416с.

  2. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2015. – 223  с

  3. Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-3-е изд., дораб. - М. - :Просвещение, 2014.-44с. - (Стандарты второго поколения)

 





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее