Методическая разработка урока по формированию навыков смыслового чтения у обучающихся
Предмет: литературное чтение Класс: 3 УМК «Перспектива»
Учитель: Выходцева Елена Михайловна
Тема урока: В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать сообща, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в парах.
Приемы работы: деятельностный подход к обучению.
Планируемые результаты:
осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
определять тему и главную мысль текста;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
План урока
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | Стратегии смыслового чтения |
Организационный этап. | Психологическая установка на урок
| Дети хором: Веселится звонок, Я бегу со всех ног. Школа двери открывает, Начинается урок. Что? Как? Почему? – Только в школе я пойму! -Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке чтения. |
Включаются в деловой ритм урока.
|
|
Актуализация знаний.
Постановка целей урока
Антиципация.
Первичное чтение
Повторное чтение | Включение учащихся в учебную деятельность
Мотивация к учебной деятельности
Выявление совпадений первоначальных предположений
Выявление первичного восприятия
Управление процессом осмысления текста во время чтения.
| -Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Люби все живое». Скажите, о чем говорится в произведениях этого раздела? С какими писателями мы уже знакомы? Что о них знаете? – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением еще одного замечательного писателя. Кто он – вы поймете, если внимательно прослушаете стихотворение. (читает ребенок) Повсюду: в лесу, на полянке, Узнаешь, дружок, и поймешь.
-Назовите этого писателя. Кто из вас читал его книги? О чем они? А что знаете об этом человеке? Предлагаю посмотреть сюжет о Виталии Бианки (просмотр видеопрезентацию о писателе) - Что узнали об авторе? - Почему его называли «переводчиком с бессловесного»? У Приключения Муравьишки
(«Приключения Муравьишки»)
- Итак, тема нашего урока В. Бианки. «Приключение Муравьишки». -Попробуйте самостоятельно сформулировать цели урока (ответы детей) -Верно. Продолжить отрабатывать навыки внимательного чтения. -Как вы думаете, можно по названию определить жанр этого произведения? (ответы детей) -А какие приключения могут быть у муравья? (предположения детей) - Кто из вас прав узнаем после знакомства с произведением.
Прослушивание аудиосказки «Приключения Муравьишки» (дети следят по тексту в учебнике стр 107-113)
-К какому жанру вы отнесете это произведение? - Что здесь правда, а что вымысел? -От чьего имени ведется рассказ? -Что вы можете сказать об авторе сказки это человек, который любит отдыхать на природе и пользоваться ее дарами, это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу. Объясните свой ответ.
-Насколько вы умеете быть внимательными читателями, мы определим, работая с текстом. -Мы будем по цепочке читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. (В процессе работы над произведением проводится словарная работа.) |
Дети ведут учебный диалог с учителем
Предварительно подготовленный ученик читает стихотворение
Дети ведут учебный диалог
Дети определяют тему урока, формулируют цель
Дети высказывают предположения
Прослушивают аудиозапись произведения, при этом следят по тексту
Ведут учебный диалог
Дети вслух «цепочкой» читают произведение, отвечая на вопрос учителя после чтения абзаца. |
Чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки
Антиципация.
Чтение по цепочке Чтение с остановками |
Физкультминутка
| Психологическая разгрузка | Музыкальная игра | Дети под музыку повторяют движения для снятия усталости |
|
Смысловая беседа по тексту
| Работа над смысловым чтением, включать детей в учебный диалог
Учить сопоставлять текст и иллюстрацию
Развивать творческий подход к чтению, отрабатывать технику чтения | Самостоятельная работа с текстом. - Постройте в тетрадях кластер, выписав всех помощников Муравьишки. (Взаимопроверка в парах) – Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия? - Сколько помощников у вас получилось? - На доске иллюстрации к произведению. На основе кластера в тетради необходимо составить картинный план. -Анализ поведения героев. _- Кто помог Муравьишке преодолеть картофельное поле? Прочитайте этот отрывок. – Кто же помог Муравьишке добраться домой? – Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение. – Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке? – Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка). – Почему она отказала? (Она была занята работой). – Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу). – Прочитаем этот отрывок по ролям. (стр 113) – Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно? – Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев? (Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)
| Самостоятельная работа и самооценка.
Один ученик у доски составляет картинный план. Сравнивают описание в тексте и иллюстрацию
Дети читают отрывок по ролям
Оценивая поступки героев, ведут учебный диалог | Составление кластера
Чтение по ролям |
Итог урока.
| Учить делать вывод по прочитанному | – Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»? – Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
Вывод: – Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое! и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое! |
Делают вывод о смысле прочитанного
|
|
Рефлексия.
| Самооценка результатов своей деятельности | - Сделайте вывод о своей деятельности на уроке Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я знаю, что…
| Делая вывод, ребята оценивают себя |
|
Домашнее задание | Проявлять творческий подход при чтении | Поработать с текстом учебника стр. 107-14, составить кроссворд по произведению
| Записывают творческое задание |
|