«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка практического занятия по теме: "Галогенпроизводные углеводородов"

Изучение свойств галогенпроизводных позволяет расширить спектр медицинского применения. Хлороформ - бесцветная жидкость, является хорошим растворителем органических вещества, входит в составы для растирания, используемые при мышечных и невраглических болях. Специально очищенный хлороформ применяется для ингаляции наркоза. Йодоформ – желтые кристаллы, является антисептиком, из-за неприятного запаха применение ограничено.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»



















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9-10


по теме: «Галогенпроизводные углеводородов»



по дисциплине ОП. 09 Органическая химия


по специальности 33.02.01 Фармация

























Евпатория, 2016 г.

Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦК Общепрофессиональных дисциплин

Отделение 33.02.01. Фармация

протокол № ____ от «____» _______20___ г.

Председатель ЦК__________Алехина А.В.


Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №  514 от 12.05.2014, зарегистрированным в Минюсте России 11.06.2014 N 32673




Автор-разработчик:

Железная Е.Л. – преподаватель первой категории

АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»



Содержание


1. Методический блок ……………………………………………………


2. Информационный блок………………………………………………...


3. Блок контроля знаний………………………………………………….


4. Приложения…………………………………………………………….








































I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Технологическая карта практического занятия № 9-10


Название УД: ОП.09 Органическая химия

Специальность, группа: 33.02.01 Фармация, гр. 0–ФМ–2, 1–ФМ-1

Тема занятия: Галогенпроизводные углеводородов

Количество часов: 2 ч.

Вид занятия: практическое/лабораторное

Тип занятия: выработка, совершенствование, закрепление полученных знаний и умений

Цели занятия. Студент должен:

Уметь:

  1. Доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных

Знать:

  1. Строение и реакционные способности органических соединений

  2. Способы получения органических соединений

Формируемые компетенции:

- ПК: ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ОК: ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


Уровень освоения: 2, репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).


Место проведения: учебный кабинет

Материально-техническое обеспечение: таблицы

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, КТП, технологическая карта теоретического занятия, конспект занятия, сборники задач.

Оборудование и реактивы: хлоралгидрат, 2Н раствор NaOH, хлороформ (для сравнения), нагревательный прибор, горелка, пробы хлороформа, дистиллированная вода, 0,1Н раствор AgNO3, 0,5Н раствор KI, крахмальный клейстер, этанол, пипетка, микроскоп, предметное стекло.


Междисциплинарные связи:

Входящие

Выходящие

Латинский язык

Химия

Внутрипредметные связи:

«Теория строения органических веществ», «Изомерия и гомология», «Номенклатурные системы в органической химии», «Химические свойства алканов», «Качественные реакции на галогениды».





Этапы и хронология занятия (90 мин):


Этапы занятия

Время

Содержание занятия

1. Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, их готовности к занятию, заполнение журнала.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 мин

Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей. Запись темы на доске.

3. Определение целей занятия

3 мин

Научиться классифицировать органические соединения, давать названия.


4. Контроль исходного уровня знаний

15 мин

Устный опрос

(перечень вопросов – приложение 1).

5. Работа над изучаемым материалом темы, отработка практических манипуляций

40 мин

Опыт № 1 Получение хлороформа из хлоралгидрата

Опыт № 2 Выявление качества хлороформа

Опыт №3: Получение йодоформа из этилового спирта. (см. алгоритм)

6. Закрепление изучаемого материала

20 мин

Самостоятельная работа (сборник заданий по химии с.54 № 14.6., 14.10., 14.12.)

7. Подведение итогов занятия. Комментарий оценок.

5 мин

Анализ практической работы:

- достижение целей занятия;

- что выявлено нового, что познано на занятии;

- какими умениями овладели обучаемые;

- качественная характеристика работы каждого студента на занятиях;

- объявление и объяснение оценочных баллов с подробной аргументацией каждому участнику занятия.

8. Задание на дом

2 мин

1. Зурабян С.Э., Лузин А.П. Органическая химия. ГЭОТАР-Медиа, 2012

  1. 2. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вуз. М.: Новая Волна, 2007

3. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия для учащихся медицинских училищ, М.:

Медицина, 1991

Образовательные сайты

WWW.nauki-online.ru

WWW.medlinks.ru

WWW.medvuz.info.ru

Список использованной литературы в подготовке к занятию

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Основная:

1. Зурабян С.Э., Лузин А.П. Органическая химия. ГЭОТАР-Медиа, 2012

Дополнительная литература

  1. Хомченко Н.Г. Общая химия. М.: ООО «Новая волна», 2003

  2. Хомченко И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие М.: ООО «Новая волна», 2003

  3. Чернобельская Г.М. Химия М.: Медицина, 1991

  4. Ахметов Н.С. Неорганическая химия. Учебное пособие. – М.: «Высшая школа», 1969.

  5. Литвинова Т.Н. Общая химия. Задачи с медико-биологической направленностью. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

  6. Рабинович В.А., Хавин З.Я. Краткий химический справочник. Л-.: «Химия», 1978

  7. Химия: Справочные материалы. Книга для учащихся/Третьяков Ю.Я., Олейников Н.Н. и др.-М.: Просвещение, 1988 Интернет-ресурсы: WWW.nauki-online.ru, WWW.medlinks.ru, WWW.medvuz.info.ru

Ф.И.О. и подпись преподавателя ______________

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Инструкция

к практическому занятию № 9-10


Тема занятия: Ароматические углеводороды.

Цель занятия: Изучение свойств галогенпроизводных позволяет расширить спектр медицинского применения. Хлороформ - бесцветная жидкость, является хорошим растворителем органических вещества, входит в составы для растирания, используемые при мышечных и невраглических болях. Специально очищенный хлороформ применяется для ингаляции наркоза. Йодоформ – желтые кристаллы, является антисептиком, из-за неприятного запаха применение ограничено.


Студент должен:

Уметь:

  1. Доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных

Знать:

2.Строение и реакционные способности органических соединений

3.Способы получения органических соединений

Формируемые компетенции:

- ПК: ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ОК: ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


Материально-техническое обеспечение: телевизор, ноутбук; таблицы, карточки занятий.

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, КТП, технологическая карта практического занятия, конспект занятия, сборник заданий


Контроль исходного уровня знаний.

Устный опрос по вопросам:

  1. Галогенпроизводные углеводородов – классификация, изомерия, номенклатура.

  2. Отдельные представители галогенпроизводных. Хлорофор.

  3. Йодоформ

Алгоритм проведения практических навыков


Опыт № 1 Получение хлороформа из хлоралгидрата.

В пробирку поместить 3-4 кристаллика хлоралгидрата. Добавьте 6 -8 капель 2Н раствора NaOH и слегка нагрейте.

Опыт № 2 Выявление качества хлороформа.

а) Открытие хлорид - анионов.

В пробирку поместить 2 капли хлороформа, прилить 3 капли дистиллированной воды

и 1 каплю 0,1Н раствора AgNO3. Параллельно провести опыт с чистым хлороформом. Описать наблюдаемое.

б) Открытие свободного хлора.

В пробирку поместить 3 капли хлороформа, добавить 5 капель дистиллированной воды и каплю 0,5Н раствора KI. Параллельно провести аналогичный опыт с чистым хлороформом, описать наблюдаемое. Если розовая окраска слегка заметна, добавьте в пробирку 1 каплю клейстера. Синяя окраска укажет наличие хлора.

Опыт №3: Получение йодоформа из этилового спирта.

В пробирку поместить 1 каплю этилового спирта, 3 капли раствора йода в KI и при встряхивании 2 капли раствора 2Н раствора NaOH.Слегка подогреть содержимое пробирки. Описать наблюдаемое. С помощью пипетки взять со дна пробирки 2 капли осадка с кристаллами йодоформа и перенести их на предметное стекло микроскопа. Зарисовать увиденную форму кристаллов.

Тщательно приведите в порядок рабочее место и вымойте посуду.



Подведение итогов занятия Анализ урока, оценка уровня успеваемости.


Домашнее задание: Зурабян С.Э., Лузин А.П. Органическая химия. ГЭОТАР-Медиа, 2012

III. Блок контроля знаний.

1. Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала.


Упражнения: Сборник заданий по химии с.39 упр.1-6


2. Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

Сборник задач и упражнений



ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Работа с учебной и дополнительной литературой и подготовка сообщений: "Хлорэтан, хлороформ, йодоформ. Применение в медицине и фармации".

2. Упражнения: выполнение заданий по номенклатуре галогеналканов, определению электронных эффектов, цепочек переходов.

5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее