муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова –на-Дону «Детский сад № 244»
Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул.Волжская,19
Методическая разработка
«Пословицы и поговорки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Любимова И.Г.
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
На протяжении дошкольного периода у ребёнка интенсивно развиваются все психические функции, происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности, формируются сложные виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста является одним из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Ученые доказали, что в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и так далее.
Эмоциональность речи достигается благодаря её образности, которая рассматривается как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Понимание дошкольником, что у слова могут быть два и более значения, приводит к запоминанию других значений слов, расширению словаря. Это делает пословицы и поговорки идеальным инструментом для словарной работы с дошкольниками.
«Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей.
Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».
Пословицы, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику…
Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму». Пословицы и поговорки своей ритмикой, слогом, грамматикой, наиболее близки детскому восприятию окружающей среды. Применяя пословицы и поговорки в качестве материала для развития словаря и образной речи, достаточно легко достичь выполнения основного требования педагогики – доступности, так как существуют пословицы, требующие разного уровня абстрагирования от прямого смысла. Начальный уровень – напрямую передает значение, последний уровень сложности, предусматривает только переносное значение, прямое делает их нелогичными, абсурдными. Неприменимость прямого значения, его абсурдность, делает понимание переносного значения для дошкольника особо понятным.
Необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями.
Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!»
Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы педагоги сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если взрослые сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука Ш:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Использование в своей речи пословиц и поговорок, позволяет детям ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, вследствие чего у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир ребенка и имеет практическую ценность.
Использование пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, вводит ребёнка в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль» (А.П. Усова)