«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Построение гипсовой головы. Обрубовка».

Разработка занятия для педагогов дополнительного образования и учителей школ искусств.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Центр эстетического воспитания детей»  Республика Мордовия, город Саранск.    Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Построение гипсовой головы. Обрубовка». Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2022

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск.

Методическая разработка

по изобразительному

искусству на тему:

«Построение гипсовой

головы. Обрубовка».

Подготовила: Педагог дополнительного образования студии

изобразительного искусства

Павельева Елена Федоровна

Саранск 2022

Цель занятия: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы обрубовки.

Цель занятия:

Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы

обрубовки.

Задачи: 1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.  2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.  3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.  4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.  5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.  6. Передавать объём с помощью светотени.

Задачи:

1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение. 2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы. 3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач. 4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки. 5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства. 6. Передавать объём с помощью светотени.

Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей. 

Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей. 

  Обрубовка  – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины  академического рисунка.  Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные. 

  Обрубовка  – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины  академического рисунка.  Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные. 

Академический рисунок  обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.

Академический рисунок  обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.

Обрубовка  — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера  психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.  Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Обрубовка  — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера  психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы. Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Конструктивный рисунок обрубовочной головы  дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа —  начальной стадии построения изображения.  Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.  Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.  Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.  Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.

Конструктивный рисунок обрубовочной головы  дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа —  начальной стадии построения изображения. Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы. Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний. Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой. Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.

Рисование обрубовки с натуры. (Фото 2) (Фото 1)

Рисование обрубовки с натуры.

(Фото 2)

(Фото 1)

Рисование обрубовки с натуры. (Фото 3)  (Фото 4)

Рисование обрубовки с натуры.

(Фото 3)

(Фото 4)

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  Конструктивное построение. 1 ) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.  2) Наметим общий объём обрубовочной головы.  3) Определим ракурс головы.  4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе.  5) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Конструктивное построение.

1 ) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части. 2) Наметим общий объём обрубовочной головы. 3) Определим ракурс головы. 4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе. 5) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.

   Рисунок обрубовки головы – это схема для облегчения работы мастера. Метод нередко называют «зодческим». В процессе его применения, художник запоминает, что голова имеет форму яйца, нос – это призма, а глаз – шар. И в будущем, смотря на живого человека перед собой, он сможет выделить в его лице эти части, а затем объединить их в целое, создавая акцент на индивидуальных чертах и особенностях .

  Рисунок обрубовки головы – это схема для облегчения работы мастера. Метод нередко называют «зодческим». В процессе его применения, художник запоминает, что голова имеет форму яйца, нос – это призма, а глаз – шар. И в будущем, смотря на живого человека перед собой, он сможет выделить в его лице эти части, а затем объединить их в целое, создавая акцент на индивидуальных чертах и особенностях .

Построение обрубовки с разных сторон позирования. (Фото 6)  (Фото 7)  (Фото 8) (Фото 5)

Построение обрубовки с разных сторон позирования.

(Фото 6)

(Фото 7)

(Фото 8)

(Фото 5)

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ .

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ .

Рисуйте обрубовку с натуры, штрихуйте по плоскостям и учитесь рисовать портреты людей с натуры. Присылайте свои работы на мой электронный адрес.

Рисуйте обрубовку с натуры, штрихуйте по плоскостям и учитесь рисовать портреты людей с натуры.

Присылайте свои работы на мой электронный адрес.

Интернет - источник https://www.ghenadiesontu.com/blog/2019/11/15/gipsovayagolovaobrubovkapogudonu?format=amp (Фото 1,2,3,4,5,6,7,8) https://www.ghenadiesontu.com/blog/2019/11/15/gipsovayagolovaobrubovkapogudonu?format=amp

Интернет - источник

https://www.ghenadiesontu.com/blog/2019/11/15/gipsovayagolovaobrubovkapogudonu?format=amp

(Фото 1,2,3,4,5,6,7,8) https://www.ghenadiesontu.com/blog/2019/11/15/gipsovayagolovaobrubovkapogudonu?format=amp

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее