«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка по ФГОС. Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме: "Как путешествует письмо?" УМК "Школа России".

Урок разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения для учащихся 1 класса.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Как путешествует письмо?


Цели: 

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений. Раскрыть роль почтовой связи в жизни людей, познакомить с профессией почтальона.

Развивающие

1.Развивать проблемно – поисковую деятельность, умение самостоятельно добывать информацию, анализировать ее и делать выводы.

2.Развивать творческие способности, память, внимание, устную речь учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать любознательность и трудолюбие.

2. Воспитывать уважение к людям труда.

3.Создавать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение работать коллективно. Выслушивать и уважать мнения других людей.




Планируемые результаты.

  1. Учащиеся познакомятся с работой почты, видами почтовых отправлений. Определят роль почтовой связи в жизни людей, познакомится с профессией почтальона.


Формирование универсальных учебных действий


Предметные: познакомить с этапами путешествия письма, с работой почты, видами почтовых отправлений, научить отправлять почтовые отправления(письма)


Метапредметные:


Познавательные УУД

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

планировать свою деятельность на уроке;

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно оценивать работу в группе.

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Ознакомление с миром профессий.

Развитие доброжелательности, внимания к людям.



Оборудование:  картинки: Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепаха; карточки со словами:

компьютер;

компьютерная презентация «Как путешествует письмо»:


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

Мы дружные ребята,
Мы вместе каждый день:
Читаем, пишем, лепим,
Учиться нам не лень.
Одной большой семьёю
Мы счастливо живём,
Друг другу помогаем,
Друг друга бережём.


2. Активизация знаний


– Что значит путешествовать? Любите ли вы путешествовать? А кроме людей могут быть другие путешественники, которые попадают из одного города в другой, из одной страны в другую? 

Муравьишка приготовил вам загадку. Отгадайте ее. (сл 1)

-О чем будем говорить сегодня на уроке?

(о письме)

3. Сообщение темы и целей.

Проблемная ситуация.

- Сегодня, когда я шла на урок, увидела Муравьишку Вопросика. Он сидел и плакал. Оказывается, в далёкой стране у Муравьишки живёт друг в Лапландии. А кто живет в Лапландии? (ДМ) Наш Муравьишка хочет рассказать ДМ о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.

- Что вы можете предложить?

(Написать письмо, связаться по интернету)

- Верно, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха. Она принесла Муравьишке лист бумаги.(сл 2)

- Если Муравьишка напишет письмо о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу?

(Нет)

- А что ещё нужно? (Конверт)

- Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.

(слайд №3)

- А кто умеет писать письмо? Подписывать конверт? Значит, чему мы научимся? Поставьте учебную задачу. (Мы научимся писать письмо и подписывать конверт)



Сегодня на уроке мы подробно изучим, как путешествует письмо.(сл 4)


Работа по теме урока.

3. Мотивация учебной деятельности

Почтальон. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, кто я? А вы знаете, кто такой почтальон? (ответы детей) Это 1а класс 4 школы? Я правильно попала? Я принесла вам письмо от Деда Мороза. Вот послушайте, что пишет Дед Мороз. «Здравствуйте, дорогие ребята! А как вы учитесь, делаете ли добрые дела, слушаетесь ли родителей? Скоро я приду к вам на праздник – на новогоднюю ёлку. А вы пока готовьтесь к празднику: разучивайте песни и стихи. Принесу много подарков. Напишите мне письмо, кто какой подарок пожелает и помогите моему другу Муравьишке. Жду от вас ответа. Счастья и радости вам в Новом Году!
Ваш Дедушка Мороз»

- Ребята, напишем письмо? До праздника несколько дней только осталось, надо поторопиться.

    1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

А) Рассмотрим письмо ДМ.

- Что такое письмо? ДМ о чём нам сообщил? Кто из вас писал письмо и кому? О чём вы хотите сообщить? Что такое письмо? Где можно посмотреть точное определение? (В толковом словаре). (Письмо - написанный текст – сообщение, которое отправляется по почте. В письме можно сообщать о своих делах)

- Напишем мы письмо ДМ, можно ли сразу отнести на почту? Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Деда Мороза? (Нужен конверт (сл.5) и марка сл 6) (Рассматривают инд. конверты).

- Что видите на правом верхнем углу? (марку) А без марки наше письмо дойдёт до ДМ?

(Марка - это знак оплаты почтовых сборов). (Чтение, хором повторяют).

- А вы знаете, что марки бывают очень разнообразные, и есть люди, которые их коллекционируют?

-А кто из вас знает, как эти люди называются?

(Филателист – это человек, который коллекционирует марки)

- Какие цифры вы видите на нижнем левом углу?

Это почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" – состоит из 6 цифр: первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, потому что индекс расшифровывает машина.

Чтобы правильно написать индекс, вы должны смотреть на образец.


-Найдите на левом верхнем углу слова "От кого?", «Откуда?». Здесь вы напишете адрес отправителя. А кто такой отправитель? (сл.7)

("Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо.) В нашем случае – это мы.

- Найдите в нижнем правом углу слова «Кому, куда?» Здесь вы напишете адрес адресата. А кто такой адресат?

("Адресат" - это тот, кто получает письмо. Кому оно адресовано" – Дед Мороз)

- На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название города, улица, дом, квартира, почтовый индекс.

Б) Вывод: Что нового узнали? Значением каких слов вы познакомились? Как правильно оформлять конверт?

- Кто такой отправитель?

(тот, кто отправляет письмо)

- Кто такой адресат?

(на его адрес приходит письмо)

- А Муравьишка – это отправитель или адресат?

(отправитель)

А как назвать друга Муравьишки?

(адресат)

Когда наше письмо будет готово, его можно отправить в путь.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По дорожке, по дорожке скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем,  как зайки.

Стоп! Немного отдохнём  и домой пешком пойдём.


В) Проблемный вопрос. Куда отправить письмо? И как оно путешествует?

- А нам надо это знать? Если мы не будем знать, письмо наше может потеряться по дороге.

- Кто занимается рассылкой писем? (Российская почта) А кто доставляет почту? (почтовые работники)

Этап применения новых знаний.


 работа в тетрадях – установление последовательности путешествия письма.

(рабочая тетрадь, «Приложение», с.59 и простой карандаш)

Сейчас поработаем в парах.

-Откройте рабочие тетради «Приложение» с.59», возьмите простой карандаш и попробуйте сами определить как же путешествует письмо. В этом вам помогут загадки.

- Если правильно разгадаете загадку, то узнаете, какая картинка будет по счёту первой.

-Работайте дружно, помогайте друг другу.

.

  • К дому – невеличке подлетают птички.

      Весточки, приветы понесут по свету. (Почтовый ящик, письма)

(Дети размещают картинку с изображением почтового ящика первой по счёту)


  • Без крыльев, а летят, без языка, а говорят. (Письма)

(Дети размещают картинку с изображением почтового мешка второй по счёту)


  • - В такие мешки складывают работники почты письма из почтовых ящиков и везут их на почту. Здесь на каждый конверт ставят штамп с датой отправления письма.


  • - Затем письма сортируют по месту назначения и третья картинка будет… (с изображением двух стопок писем)


  • Что за птица: песен не поёт, гнёзда не вьёт, людей и груз везёт. (самолёт)



  • Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка.

 По дороге той ползёт, весь обоз один везёт. (поезд)

(Четвёртая картинка – самолёт и поезд)


- В каких случаях письма отправляются в путешествие на поезде, а когда на самолёте?

(На дальние расстояния на самолёте, на близкие  - на поезде)

- Какая карточка займёт пятое место? (самолёт и багаж)


  • Кто она: полным – полна,

С почтальоном путь-дорогу делит вместе,

Носит вести и худеет понемногу? (сумка почтальона)

(На шестом месте – сумка)


  • Мы синего цвета, висим на стене,

И много приветов храним мы в себе. (почтовые ящики)

(Почтовые ящики – седьмое окошко)


  Вы сами проследили, как путешествует письмо. Постарайтесь запомнить. (сл.8)

Какой же путь проделывает письмо? (длинный)


6. Работа с учебником.

- Заглянем в почтовое отделение. Наряду с письмами там есть и другие вещи. Они совсем не похожи на письмо. Как же они называются? О них написано в учебнике, давайте прочитаем.

Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс.

Открытка (сл.9) – открытое письмо. Её отправляют, когда кого – то надо поздравить с праздником или с днём рождения.

Посылка (сл10) - упакованная вещь в коробке, которая отправляется по почте. Там могут быть подарки, гостинцы.

Бандероль (сл.11,12,13) - небольшая вещь в бумажной обёртке, которая отправляется по почте. Там могут быть книги, небольшие подарки.

65 стр. Кого ещё мы видим на рисунке учебника? Какое отношение имеют голуби к почте.

это интересно: почтовые голуби.

- Почтальоном был голубь. (сл.14,15,16,17)


Его так и называли – почтовый голубь. Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдалённых мест на 500 км и более. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас голубиная почта потеряла своё значение. Во время Второй Мировой войны голубей использовали для доставки важных донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не заметит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.

-А быстро ли такое послание попадало к адресату? (нет)


Вывод: что нового узнали? В далёком прошлом были почтальоны? Кто их заменил?

Ребята, а в современное время, как еще можно отправить письмо, чтобы письмо быстро доходило? (по интернету, по электронной почте)

-Кто из вас пользуется такими письмами, поднимите руку.

Выводы: Кто отправляет письмо? (отправитель) Кто получает? (адресат) Кто доставляет почту в любую точку страны? (почтовые работники)

Читают по учебнику. Повторяет 1 ученик.

  • Практическая работа над проектом

- Начинаем работать над проектом.

Ребята, времени у нас так мало, а мы еще даже не начали писать ответ Д.М. Поэтому работаем по парам


1 группа (это парты под №1)- пишет письмо по шаблону , 2 группа (это парты под №2) – оформляет конверт, 3 группа- составляет маршрут, чтобы наше письмо не заблудилось (это 1-й ряд0

(1 группа: пишут письмо по шаблону

Дорогой Дед Мороз!

Пишут Вам ученики_____класса, Филоновской школы ____

Спасибо тебе за письмо.

Мы себя ведем хорошо.

Старательно учимся и слушаемся родителей.

Ждем тебя на новогодний праздник.

Наши заказы:_______________________________________________

____________________________________________________________

С уважением ребята 1 класса.

Работают по инструкции

2 группа: приклеивают на конверт адрес отправителя, адресата, марку, пишут индекс


3 группа: составляют маршрут. Отправитель- почтовый ящик- почта- самолет-почта-почтальон-адресат (приклеивают слова) (сл.19)


Выступление от групп. Защита проекта.

- Ребята, давайте яркими открытками оценим работу в группах


1 группа читает письмо. Вам понравилось письмо? (дети показывают нравится или нет) Ребята, ваш результат работы хороший он понравился классу.

2 группа рассказывает как оформили конверт?

3 группа, как составили маршрут?

Теперь наши письма начинают своё путешествие. Куда их надо опускать? (В почтовый ящик)

Пока дойдёт до ДМ они пройдут долгий путь, но мы надеемся, что дойдут наши письма вовремя.

  1. Рефлексия.

Закрепление изученного

Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу. Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он много узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?

Проверим себя.

- Какой был главный вопрос урока?

(Как путешествует письмо?)

-Ответили мы на него? (да)

- Каким образом письмо Муравьишки попадёт к его другу?

(отправим по почте)

-А если вы захотите поздравить своего друга, то что ему нужно отправить?

(открытку)

-Как ее можно отправить? (почтой)

Дома Нарисуйте открытку для своего друга дома

- Открытками оцените свою работу. Яркими – если всё поняли, хорошо отвечали, довольны своей работой. Белыми – если не всё поняли, не очень довольны своей работой.











































Открытый урок

по окружающему миру

1 класс

Тема : Как путешествует письмо?













Подготовила

учитель начальных классов

МКОУ Филоновской СШ

Чопорова Наталия Анатольевна





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее