Методическая разработка открытого урока по географии по теме: «Транспорт мира и его состав »

Задачи урока:

развивать представления об отраслях Мирового хозяйства, Мировой транспортной системе, ее проблемах и перспективах развития;

сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

умение работать с письменными и устными текстами, таблицами, с картографическими источниками информации;

воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей природы.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка»












Методическая разработка открытого урока по географии

по теме: «Транспорт мира и его состав »

учителя географии Егоровой Н. П.


























2014 г.



Конспект открытого урока по географии

по теме: «Транспорт мира и его состав »

учителя географии Егоровой Н. П.

Задачи урока:

развивать представления об отраслях Мирового хозяйства, Мировой транспортной системе, ее проблемах и перспективах развития;

сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

умение работать с письменными и устными текстами, таблицами, с картографическими источниками информации;

воспитывать  чувство  ответственности за сохранение окружающей природы.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, презентации “Современные виды транспорта ”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, интерактивная доска.

Ход урока: 

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.

2.  Изучение нового материала

Беседа с учащимися.

Прочитайте тему урока. Что такое транспорт? Дайте определение  этому понятию  (Ответ: ведущая отрасль экономики).                     

Определение понятия «Транспорт – важнейшая отрасль экономики». 

ВЫВОД. Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Выбери правильный ответ.           

Ответ: грузовой  транспорт – является отраслью материального производства так  как  не создавая  новых товаров, он  завершает   процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров (в отличии  от пассажирского).

Ответь правильно.  

 Ответ:  пассажирский  транспорт –  не является отраслью материального производства т.к……………….

ВЫВОД. Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ.

Назовите виды транспорта по  сферам деятельности. (Ответ: сухопутный ( ж/д, автомобильный, трубопроводный); воздушный, водный (морской и речной).

3. Работа с учебником 

Задание 1.  Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы. Роль и значение транспорта.   

Задание 2.  Объясните роль и значение транспорта в современной экономике

 Ответы.

Транспорт основа географического разделения труда (Г.Р.Т.) 

V и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.

Без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, расстояний между людьми.

Задание 3. Дайте определение понятия   «мировая транспортная система» (М.Т.С.).    

 Ответ. М.Т.С. – все пути сообщения, транспортные предприятия, транспортные средства.   К грузовому транспорту относится: сам транспорт, транспортные предприятия, перевозки грузов  и  путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.

4.Работа с материалами  презентации. Мини - сообщения обучающихся.

1. ТРАНСПОРТ  третья ведущая отрасль материального производства, «кровеносная система хозяйственного организма». Он обеспечивает производственный процесс и региональные экономические и торговые связи. Является основой географического разделения труда и служит своеобразным индикатором уровня развития страны. Без транспорта было бы невозможно освоение новых территорий, общение людей. Работу и уровень развития транспорта оценивают по целому ряду показателей, например численность занятых в отрасли (более 100 млн. чел), протяженность транспортных путей (превышает 36 млн. км), их густота (1 км на 100 кмЛ), вес и структура перевозимых грузов (более 100 млрд. т в год), численность перевозимых пассажиров (1 трлн. чел. в год) и др. Важны и качественные характеристики: качество дорожного полотна, уровень электрификации, технический уровень транспортных средств, соотношение различных видов транспорта в грузо- и пассажироперевозках, уровень автомобилизации. Транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему. В общих чертах она может быть подразделена на две неравные по значению части (транспортная система экономически развитых и развивающихся стран). На первую группу стран приходится почти 80 % общей протяженности транспортной сети мира. Эти страны отличает высокая транспортная освоенность территории (плотность дорого) и подвижность населения. Кроме того, выделяются и региональные транспортные системы: Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, СНГ и т.д. По географическим сферам применения выделяется транспорт сухопутный (наземный), водный (морской и речной) и воздушный.

2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - Железнодорожный транспорт в его современном понимании зародился в начале XIX в., хотя первые колейные дороги существовали ещё в Древнем Риме. Для многих стран железные дороги стали основным видом транспорта. В течение XIX и первой трети XX в. длина сети железных дорог быстро росла. В1836 г. Мировая протяженность железных дорог была менее 2,5 тыс. км. В настоящее время она достигла 1,3 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах. Железнодорожный транспорт оказал неоценимые услуги человечеству в развитии земной цивилизации. Массовые перевозки сырья, продовольствия, пассажиров и сегодня немыслимы без использования железных дорог. В XXI в. планируется строительство нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Уже ведётся сооружение дороги протяженностью 10 тыс. км. Она пройдёт по маршруту знаменитого Великого шелкового пути и свяжет Западную Европу с Китаем. Эта магистраль откроет

кратчайший путь из Средней Азии к Персидскому заливу. Грузы из Стамбула в Пекин

будут доставляться на 25-30% быстрее, чем морским путём.

3. Морской транспорт. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров, а число крупных портов превышает 2,5 тысячи. Среди них особо выделяются мировые порты, ежегодно перегружающие более 50 млн. тонн, - их насчитывается около 40. Чуть более десятка из них имеют грузооборот в 100 и более млн. тонн. Конкуренция на транспорте и некоторая избыточность морского транспорта привели к «бегству» флота развитых стран под «дешевые» флаги развивающихся стран. Это позволяет экономить на налогах, зарплате моряков, обеспечении техники безопасности и экологических нормативах. Чаще всего суда регистрируются под панамским, либерийским и греческим флагами. Общий грузооборот крупнейших портов мира. Страна - Грузооборот (в млн. т),

Сингапур - 313 ;Роттердам – 307; Сянган (Гонконг) – 167; Шанхай - 166.

4. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ  - Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Применение авиационной техники для перевозки пассажиров, особо ценных грузов и почты началось только после Первой мировой войны. Последующее его развитие происходило стремительными темпами. В1937 г. Во всем мире было перевезено 4 млн. пассажиров, а в начале XXI в. число пассажиров увеличилось до 2,2 млрд. человек. Сеть регулярных авиалиний составляет почти 10 млн. км. Важнейшие пункты на этих трассах -1100 международных аэропортов. Из 25 ведущих аэропортов мира в Европе размещается 16, в Азии -5, в Северной Америке - 4. Ежегодно через них проходит 30 - 70 млн. пассажиров. Самые напряженные участки проходят над севером Атлантики и Тихого океана. В структуре пассажирских авиаперевозок первое место принадлежит Северной Америке - 40 %, далее следуют Западная Европа -22%, Азия - 20 %; Восточная Европа, СНГ, Южная Америка, Австралия и Океания имеют по 5 -6%. На долю Африки приходится 2 % пассажироперевозок.

5.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Развитие автомобильного транспорта определяется протяженностью и качеством дорог, величиной автопарка и уровнем автомобилизации населения. Первые дороги, предназначенные специально для автомобилей, появились лишь в 1923 г. В США и Италии. В настоящее время протяженность автодорог с твердым или усовершенствованным покрытием превышает 24 млн. км. Половина её приходится лишь на 5 государств. Эти сведения просматриваются в нижеприведенной таблице.

Страны

Протяжённость автодорог (в млн. км)

США

7,3

Индия

3,3

Бразилия

2,0

Япония

1,1

Китай

1,3

Франция

0,9

Канада

0,9


6. Физминутка.

7. Рефлексия: формы рассуждение, дискуссия.

Какие меры ты предпримешь,  для  того, чтобы уменьшить воздействие транспорта на окружающую среду.

8. Географический диктант.

1.Назовите     регион, в котором обеспеченность транспортной сетью наиболее высокая.

 ( Зарубежная Европа).

2.Какие страны  находятся на территории данного региона. Соотнесите политическую карту и карту мирового транспорта (Франция, Германия, Италия, Великобритания.)

3. К какому типу стран они относятся? ( Высокоразвитые)

4. Какова плотность транспортной сети в З. Европе? (более 100 км.)

5. Назовите регионы с  наименьшей плотностью транспортной сети. Какие страны находятся на территории данных регионов. (Африка,  Америка, Азия, Австралия)

6. К какому типу стран они относятся? (Ответ: слаборазвитые).

7.Важнейшие морские порты ( Сингапур,  Шанхай,  Роттердам.)


9.Подведение итогов.

Какую тему изучили?

Что вас заинтересовало?

Какие задания (материал)  вызвали  наибольший  интерес (затруднения).

Ваше мнение об уроке.

10.Выставление оценок.

Домашнее задание: стр 150-159.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее