Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка»
Методическая разработка открытого урока по географии
по теме: «Транспорт мира и его состав »
учителя географии Егоровой Н. П.
2014 г.
Конспект открытого урока по географии
по теме: «Транспорт мира и его состав »
учителя географии Егоровой Н. П.
Задачи урока:
развивать представления об отраслях Мирового хозяйства, Мировой транспортной системе, ее проблемах и перспективах развития;
сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
умение работать с письменными и устными текстами, таблицами, с картографическими источниками информации;
воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей природы.
Оборудование:
Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, презентации “Современные виды транспорта ”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Приветствие учителя.
Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.
2. Изучение нового материала
Беседа с учащимися.
Прочитайте тему урока. Что такое транспорт? Дайте определение этому понятию (Ответ: ведущая отрасль экономики).
Определение понятия «Транспорт – важнейшая отрасль экономики».
ВЫВОД. Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Выбери правильный ответ.
Ответ: грузовой транспорт – является отраслью материального производства так как не создавая новых товаров, он завершает процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров (в отличии от пассажирского).
Ответь правильно.
Ответ: пассажирский транспорт – не является отраслью материального производства т.к……………….
ВЫВОД. Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ.
Назовите виды транспорта по сферам деятельности. (Ответ: сухопутный ( ж/д, автомобильный, трубопроводный); воздушный, водный (морской и речной).
3. Работа с учебником
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы. Роль и значение транспорта.
Задание 2. Объясните роль и значение транспорта в современной экономике
Ответы.
Транспорт основа географического разделения труда (Г.Р.Т.)
V и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.
География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.
Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.
Без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, расстояний между людьми.
Задание 3. Дайте определение понятия «мировая транспортная система» (М.Т.С.).
Ответ. М.Т.С. – все пути сообщения, транспортные предприятия, транспортные средства. К грузовому транспорту относится: сам транспорт, транспортные предприятия, перевозки грузов и путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.
4.Работа с материалами презентации. Мини - сообщения обучающихся.
1. ТРАНСПОРТ — третья ведущая отрасль материального производства, «кровеносная система хозяйственного организма». Он обеспечивает производственный процесс и региональные экономические и торговые связи. Является основой географического разделения труда и служит своеобразным индикатором уровня развития страны. Без транспорта было бы невозможно освоение новых территорий, общение людей. Работу и уровень развития транспорта оценивают по целому ряду показателей, например численность занятых в отрасли (более 100 млн. чел), протяженность транспортных путей (превышает 36 млн. км), их густота (1 км на 100 кмЛ), вес и структура перевозимых грузов (более 100 млрд. т в год), численность перевозимых пассажиров (1 трлн. чел. в год) и др. Важны и качественные характеристики: качество дорожного полотна, уровень электрификации, технический уровень транспортных средств, соотношение различных видов транспорта в грузо- и пассажироперевозках, уровень автомобилизации. Транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему. В общих чертах она может быть подразделена на две неравные по значению части (транспортная система экономически развитых и развивающихся стран). На первую группу стран приходится почти 80 % общей протяженности транспортной сети мира. Эти страны отличает высокая транспортная освоенность территории (плотность дорого) и подвижность населения. Кроме того, выделяются и региональные транспортные системы: Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, СНГ и т.д. По географическим сферам применения выделяется транспорт сухопутный (наземный), водный (морской и речной) и воздушный.
2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - Железнодорожный транспорт в его современном понимании зародился в начале XIX в., хотя первые колейные дороги существовали ещё в Древнем Риме. Для многих стран железные дороги стали основным видом транспорта. В течение XIX и первой трети XX в. длина сети железных дорог быстро росла. В1836 г. Мировая протяженность железных дорог была менее 2,5 тыс. км. В настоящее время она достигла 1,3 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах. Железнодорожный транспорт оказал неоценимые услуги человечеству в развитии земной цивилизации. Массовые перевозки сырья, продовольствия, пассажиров и сегодня немыслимы без использования железных дорог. В XXI в. планируется строительство нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Уже ведётся сооружение дороги протяженностью 10 тыс. км. Она пройдёт по маршруту знаменитого Великого шелкового пути и свяжет Западную Европу с Китаем. Эта магистраль откроет
кратчайший путь из Средней Азии к Персидскому заливу. Грузы из Стамбула в Пекин
будут доставляться на 25-30% быстрее, чем морским путём.
3. Морской транспорт. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров, а число крупных портов превышает 2,5 тысячи. Среди них особо выделяются мировые порты, ежегодно перегружающие более 50 млн. тонн, - их насчитывается около 40. Чуть более десятка из них имеют грузооборот в 100 и более млн. тонн. Конкуренция на транспорте и некоторая избыточность морского транспорта привели к «бегству» флота развитых стран под «дешевые» флаги развивающихся стран. Это позволяет экономить на налогах, зарплате моряков, обеспечении техники безопасности и экологических нормативах. Чаще всего суда регистрируются под панамским, либерийским и греческим флагами. Общий грузооборот крупнейших портов мира. Страна - Грузооборот (в млн. т),
Сингапур - 313 ;Роттердам – 307; Сянган (Гонконг) – 167; Шанхай - 166.
4. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ - Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Применение авиационной техники для перевозки пассажиров, особо ценных грузов и почты началось только после Первой мировой войны. Последующее его развитие происходило стремительными темпами. В1937 г. Во всем мире было перевезено 4 млн. пассажиров, а в начале XXI в. число пассажиров увеличилось до 2,2 млрд. человек. Сеть регулярных авиалиний составляет почти 10 млн. км. Важнейшие пункты на этих трассах -1100 международных аэропортов. Из 25 ведущих аэропортов мира в Европе размещается 16, в Азии -5, в Северной Америке - 4. Ежегодно через них проходит 30 - 70 млн. пассажиров. Самые напряженные участки проходят над севером Атлантики и Тихого океана. В структуре пассажирских авиаперевозок первое место принадлежит Северной Америке - 40 %, далее следуют Западная Европа -22%, Азия - 20 %; Восточная Европа, СНГ, Южная Америка, Австралия и Океания имеют по 5 -6%. На долю Африки приходится 2 % пассажироперевозок.
5.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Развитие автомобильного транспорта определяется протяженностью и качеством дорог, величиной автопарка и уровнем автомобилизации населения. Первые дороги, предназначенные специально для автомобилей, появились лишь в 1923 г. В США и Италии. В настоящее время протяженность автодорог с твердым или усовершенствованным покрытием превышает 24 млн. км. Половина её приходится лишь на 5 государств. Эти сведения просматриваются в нижеприведенной таблице.
Страны | Протяжённость автодорог (в млн. км) |
США | 7,3 |
Индия | 3,3 |
Бразилия | 2,0 |
Япония | 1,1 |
Китай | 1,3 |
Франция | 0,9 |
Канада | 0,9 |
6. Физминутка.
7. Рефлексия: формы рассуждение, дискуссия.
Какие меры ты предпримешь, для того, чтобы уменьшить воздействие транспорта на окружающую среду.
8. Географический диктант.
1.Назовите регион, в котором обеспеченность транспортной сетью наиболее высокая.
( Зарубежная Европа).
2.Какие страны находятся на территории данного региона. Соотнесите политическую карту и карту мирового транспорта (Франция, Германия, Италия, Великобритания.)
3. К какому типу стран они относятся? ( Высокоразвитые)
4. Какова плотность транспортной сети в З. Европе? (более 100 км.)
5. Назовите регионы с наименьшей плотностью транспортной сети. Какие страны находятся на территории данных регионов. (Африка, Америка, Азия, Австралия)
6. К какому типу стран они относятся? (Ответ: слаборазвитые).
7.Важнейшие морские порты ( Сингапур, Шанхай, Роттердам.)
9.Подведение итогов.
Какую тему изучили?
Что вас заинтересовало?
Какие задания (материал) вызвали наибольший интерес (затруднения).
Ваше мнение об уроке.
10.Выставление оценок.
Домашнее задание: стр 150-159.