«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка обобщающего урока по химии за курс 9 класса

материал включает в себя конспект урока и презентацию, который можно провести по окончанию изучения неорганической химии в 9 классе.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



Методическая разработка урока химии в 9 классе


Тема урока: «Путешествие по просторам неорганической химии»



Педагогические средства: фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний с использованием игровой ситуации и выступлением учащихся по опорному конспекту; решение практических и расчетных задач: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент.



Вид деятельности учащихся: коллективная и индивидуальная



Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН).








Автор: Овчинникова

Татьяна Михайловна

учитель химии и биологии

высшей категории

МБОУ «СОШ № 49»






г. Астрахань

2017 г.




Путешествие по просторам неорганической химии

ЦЕЛИ УРОКА

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: актуализировать знания и умения учащихся по теме; научить выделять главное в понятии тип химической реакции; обратить внимание учащихся на расстановку коэффициентов в уравнении и составление формул.

  • РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умение сравнивать, переходить от частного к общему; оперировать понятиями, изученными ранее.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: убедить в необходимости умения сопоставлять химические реакции по существенным признакам; знание правил ТБ; работать в парах.

Оборудование: карта, таблицы кристаллических решеток, реактивы KMnO4, Ca, H2O, CuSO4, Fe, лучинка, штатив, пробирки, спиртовка, газоотводная трубка, спички.



ХОД УРОКА

1 Организационный момент

11 Актуализация знаний и умений ( этап путешествие)

1) Сообщение темы и цели урока (слайд № 1)

Итак, ребята мы с вами приплыли к экватору, который отделяет органическое полушарие от неорганического. В течение полутора лет мы путешествовали по неорганической химии, побывали на материках атом и простое вещество, бороздили океан, характеризующий свойства неорганических веществ. И прежде чем пересечь экватор вы должны доказать, как хорошо вы знаете неорганическую химию.

? что изучает неорганическая химия

? а из чего состоят вещества

? а молекулы (слайд №2)


2) Поэтому наша первая остановка на материке – атом. (слайд №3) Пойти к доске составить схему строения атома, электронную и графическую формулы, для элементов название, которых вы узнаете, отгадав загадки.

Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи

И в простом карандаше

Его встречаем даже

Где б не встречался он в природе

Но, сгорая, всякий раз

Он образует тут же газ

Здесь речь идет об……..(углероде)


Электрон на внешнем слое

Еле держится у него

И себя не беспокоя

Отдает его тотчас

Его ножом разрезать можно

И расплавить ерунда

Будьте с ним вы осторожны

Пригодится вам тогда ( натрий)

На данных примерах мы с вами видим, что одни элементы имеют малое количество электронов на внешнем уровне и легко отдают их, проявляя + степень окисления. Другие же могут и отдавать и принимать электроны, проявляя + и – степень окисления. Поэтому все химические элементы условно разделили на две большие группы.

? Какие?


3) Отличие металлов от неметаллов заключается не только в строении атома, но и в строении простого вещества. И наша следующая остановка на материке – простое вещество. (слайд № 4)

? Какие вещества называются простыми?

? какой тип связи характерен для металлов и неметаллов?

? Какой тип кристаллической решетки у металлов и неметаллов?

А) кто пойдет к магнитной доске и соберет электронные и структурные формулы молекул водорода, кислорода и азота?

Б) определите по рисункам тип кристаллической решетки?


4) но не все металлы или неметаллы встречаются в природе в чистом виде, большинство из них образуют различные соединения, из которых можно их получить. Мы как раз сейчас огибаем полуостров – получение веществ. (Слайд № 5)

А) демонстрация опытов получения кислорода и меди ( ученики)

Б) составить уравнения реакций демонстрируемых опытов ( для реакций обмена составить полное и сокращенное ионное уравнения, а для ОВР указать окислитель и восстановитель)


CuO ------ CuSO4 ------- Cu

KMnO4 ----- O2


5)Чтобы попасть на остров – соединения веществ – нужно переплыть океан под названием – свойства. ( Слайд № 6)

А) на доске заполнить таблицу «сравнительные физические свойства металлов и неметаллов»

Физические свойства

металлы

Неметаллы

1. агрегатное состояние



2. блеск



3.электро и теплопроводность



4.ковкость, пластичность




Б) работа по карточкам( закончить уравнения реакций, указать окислитель и восстановитель) ( Слайд № 7)

Zn + HCl= Mg + CO2 = C + O2 =

S + KClO3 = C + Al = Ca + H2O =


6) Наша конечная остановка остров – соединения веществ. Здесь также мы можем найти отличия металлов от неметаллов. (слайд № 8)

? Какие классы соединений вы знаете?

? Какие оксиды образуют металлы и неметаллы?


Осуществить цепочку превращений и дать названия веществам.


Ca – CaO –Ca(OH)2

Ca3(PO4)2

P – P2O5 – H3PO4


111 Закрепление

    1. Итак наше плавание подходит к концу и в заключение заполним сравнительную таблицу металлов и неметаллов

( слайд № 9)

характеристика

металлы

Неметаллы

Количество в периодической системе



Количество электронов на последнем энергетическом уровне



Степень окисления



Окислительно-восстановительные свойства



Тип хим связи



Тип кристаллической решетки



Оксиды




    1. Самостоятельная работа ( выполнить тест на компьютере)

( слайд № 10 и 11)


1V Итоги урока ( выставление оценок)

V Домашнее задание



Литература

1. О.С.Габриелян Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2008.

2. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр.// Химия в школе.//Химия в школе №6, 2002, С.50.

Содержимое разработки

Урок химии в 9 классе «Путешествие по просторам неорганической химии »   Выполнила учитель химии и биологии МБОУ «СОШ № 49» Овчиннникова Татьяна Михайловна

Урок химии в 9 классе «Путешествие по просторам неорганической химии »

Выполнила учитель

химии и биологии

МБОУ «СОШ № 49»

Овчиннникова

Татьяна Михайловна

что изучает неорганическая химия ?  а из чего состоят вещества ?  а молекулы ?

что изучает неорганическая химия ? а из чего состоят вещества ? а молекулы ?

МАТЕРИК АТОМ Электрон на внешнем слое Еле держится у него Тот элемент в печной трубе Находим в виде сажи И себя не беспокоя Отдает его тотчас  И в простом карандаше Его встречаем даже Его ножом разрезать можно И расплавить ерунда Где б не встречался он в природе Но, сгорая, всякий раз Будьте с ним вы осторожны Пригодится вам тогда Он образует тут же газ Здесь речь идет об…….

МАТЕРИК АТОМ

Электрон на внешнем слое

Еле держится у него

Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи

И себя не беспокоя

Отдает его тотчас

И в простом карандаше

Его встречаем даже

Его ножом разрезать можно

И расплавить ерунда

Где б не встречался он в природе

Но, сгорая, всякий раз

Будьте с ним вы осторожны

Пригодится вам тогда

Он образует тут же газ

Здесь речь идет об…….

МАТЕРИК  ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО  Какой тип связи характерен для металлов и неметаллов? Какие вещества  называются простыми?    Какой тип кристаллической решетки у металлов и неметаллов?

МАТЕРИК ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО

Какой тип связи характерен для металлов и неметаллов?

Какие вещества

называются простыми?

Какой тип кристаллической решетки у металлов и неметаллов?

ПОЛУОСТРОВ  ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ     CuO CuSO 4 Cu   KMnO 4 O 2

ПОЛУОСТРОВ ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

CuO CuSO 4 Cu

KMnO 4 O 2

ОКЕАН СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ Физические свойства металлы 1. агрегатное состояние Неметаллы 2. блеск 3.электро и теплопроводность 4.ковкость, пластичность

ОКЕАН СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ

Физические свойства

металлы

1. агрегатное состояние

Неметаллы

2. блеск

3.электро и теплопроводность

4.ковкость, пластичность

ОКИСЛИТЕЛЬ И ВОССТАНОВИТЕЛЬ C + O 2 = Zn + HCl=     S + KClO 3 = C + Al = Mg + CO 2 = Ca + H 2 O =

ОКИСЛИТЕЛЬ И ВОССТАНОВИТЕЛЬ

C + O 2 =

Zn + HCl=

 

S + KClO 3 =

C + Al =

Mg + CO 2 =

Ca + H 2 O =

ОСТРОВ СОЕДИНЕНИЯ ВЕЩЕСТВ  Ca CaO Ca(OH) 2   Ca 3 (PO 4 ) 2 P P 2 O 5 H 3 PO 4  

ОСТРОВ СОЕДИНЕНИЯ ВЕЩЕСТВ

Ca CaO Ca(OH) 2

Ca 3 (PO 4 ) 2

P P 2 O 5 H 3 PO 4

 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ характеристика металлы Количество в периодической системе Неметаллы Количество электронов на последнем энергетическом уровне Степень окисления Окислительно-восстановительные свойства Тип хим связи Тип кристаллической решетки Оксиды

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

характеристика

металлы

Количество в периодической системе

Неметаллы

Количество электронов на последнем энергетическом уровне

Степень окисления

Окислительно-восстановительные свойства

Тип хим связи

Тип кристаллической решетки

Оксиды

ТЕСТ 1. Неметалл это: а) SO 3 б) C в)Na г)LiJ 2. Атом углерода имеет электронную конфигурацию последнего энергетического уровня а) 3s 2 3p 2 б)3s 2 3p 3 в)4s 2 г)2s 2 2p 2 3. В молекуле кислорода связь а) ионная б) двойная в)ковалентная неполярная г) тройная 4. У алмаза тип кристаллической решетки а) ионная б) молекулярная в) атомная г) металлическая 5. Сумма коэффициэнтов в уравнении полной диссоциации серной кислоты равна  а) 3 б) 4 в) 5 г) 6

ТЕСТ

1. Неметалл это: а) SO 3 б) C в)Na г)LiJ

2. Атом углерода имеет электронную конфигурацию последнего энергетического уровня

а) 3s 2 3p 2 б)3s 2 3p 3 в)4s 2 г)2s 2 2p 2

3. В молекуле кислорода связь

а) ионная б) двойная

в)ковалентная неполярная г) тройная

4. У алмаза тип кристаллической решетки

а) ионная б) молекулярная

в) атомная г) металлическая

5. Сумма коэффициэнтов в уравнении полной диссоциации серной кислоты равна

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6

6. Основной оксид это: а) Na 2 O б) P 2 O 5 в) CO г) Al 2 O 3  7. Кислота это:  а) Zn(OH) 2 б)KOH в) KHCO 3 г)HCl  8. Какая кислота не будет диссоциировать а) HCl б) H 2 SO 4 в) HNO 3 г)H 2 CO 3  9. Какой газ выделяется при взаимодействии меди с конц серной кислотой а) H 2 б)SO в)SO 2 г)H 2 S  10. Атом меди имеет электронную конфигурацию:  а) 3s 2 3p 5 б) 2s 1 в) 3d 10 4s 1 г)3s 1

6. Основной оксид это:

а) Na 2 O б) P 2 O 5 в) CO г) Al 2 O 3

7. Кислота это:

а) Zn(OH) 2 б)KOH в) KHCO 3 г)HCl

8. Какая кислота не будет диссоциировать

а) HCl б) H 2 SO 4 в) HNO 3 г)H 2 CO 3

9. Какой газ выделяется при взаимодействии меди с конц серной кислотой

а) H 2 б)SO в)SO 2 г)H 2 S

10. Атом меди имеет электронную конфигурацию:

а) 3s 2 3p 5 б) 2s 1 в) 3d 10 4s 1 г)3s 1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее