Методическая разработка на тему
«Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Подготовила: учитель начальных классов
Коханская Л. А.
Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Каковы же особенности современного урока?
1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.
2) Современный урок – это деятельностный урок.
3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Как же построить современный урок по ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования?
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
Цели и задачи урока - т. е зачем учить?
Содержание урока - т.е. чему учить?
Методика урока - т.е. как учить?
как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
В профессиональном стандарте педагога в перечне обобщенных трудовых функций определено построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, проектирование и реализация образовательного процесса. Современной формой проектирования различных этапов образовательного процесса является составление технологической карты урока.
Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции:
- ориентация на достижение ожидаемых результатов;
- организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;
- встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности);
- индивидуальный подход к обучающимся.
Исходя из выше сказанного, начинаем проектировать урок.
1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
Вводный урок
Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
Урок по закреплению знаний и способов деятельности
Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной базой учебной деятельности на уроке должна стать учебная задача. Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, обычно начинается мышление.
Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.
Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
сам себе их поставил
они понятны ему
очевидны
«с интересом и охотой усвояемы».
Основными характеристиками целей сегодня являются:
конкретность
привлекательность / побудительность
достижимость.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной,
яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, беседуя о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.
Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения).
Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Следующий этап урока – рефлексия деятельности.
- Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. (6 слайд)
- Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Однако урок - это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Если раньше учитель это - носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик - объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя - это организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок – это современный учитель.