Классификация образовательных программ
Материал подготовила Т.П. Подгайная, методист МАУ ДО ДДТТ
Программа (от греч. programma – объявление, распоряжение, указ) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Образовательная учебная программа – документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Педагогу, разрабатывающему образовательную программу, стоит чётко определиться с тем, какая именно программа необходима для данного творческого объединения, и для этого целесообразно изучить набор отличительных признаков, используемых при классификации дополнительных образовательных программ. Оснований и подходов к классификации программ существует немало. Но наиболее распространенной является классификация по степени творческого участия педагога в разработке программы.
Типовая (примерная) программа утверждается государственным органом управления образованием и рекомендуется в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности.
Программа имеет статус типовой, если отвечает следующим требованиям:
устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению
деятельности в рамках той или иной направленности;
технологична в аспекте реализации, то есть включает пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без её предварительной доработки, модификации.
Такая программа ориентирована на достижение определённого уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачётов, экзаменов, контрольных работ и т.п.
Может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создание собственной программы).
Модифицированная (адаптированная) программа основывается на типовой или авторской программах, отличаясь внесёнными в неё изменениями.
Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе.
Целью модифицированной программы является достижение наибольшей эффективности образовательного процесса путём учёта: особенностей образовательного учреждения, возраста, уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Способы выявления результатов обучения по данному типу программы могут быть самыми разными: зачётные, итоговые занятия, выставки, участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, отчётных концертах, конкурсах, выступления на конференциях, анкетирование.
Модифицированная программа должна быть обсуждена (согласована) на методическом совете (педагогическом совете) и утверждена руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа предлагает изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводит новые области знания, апробирует новые педагогические технологии.
Целью создания и реализации экспериментальной программы является решение какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе или неудовлетворённостью педагога прежней практической ситуацией.
Причём, по мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
Реализация экспериментальной программы возможна лишь после получения разрешения методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа создаётся педагогом или коллективом педагогов и принадлежит ему (им) на основе интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
преподавание нового курса (предмета);
реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
Обязательное условие отнесения программы к авторской – её новизна. Поэтому претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Следовательно, знания о прототипе являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.
2