
Фестиваль образовательных проектов-2017
Кроссенс
как прием достижения
планируемых результатов
в контексте реализации ФГОС
Голубенко Е.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань»


Проблема
Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни?

Гипотеза
Использование развивающего метода “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией, способствует достижению планируемых результатов

Цель проекта
Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, применяя развивающие методы и приемы обучения
Задачи проекта
- Формирование нового стиля мышления
- Развитие базовых качеств личности
- Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, формирование навыков учащихся в области исследовательской деятельности
- Создание электронного банка данных методических разработок и творческих работ учащихся

Актуальность проекта
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Целевая аудитория – учащиеся начальных классов
Кадровое обеспечение – учитель
Ресурсное обеспечение – компьютер, проектор
Сроки исполнения проекта - долгосрочный

Предполагаемый результат
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление
- Развитие познавательных и творческих способностей
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения
- Формирование самосознания и адекватной самооценки
- Приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов

Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов"
Авторы
доктор технических наук,
художник и философ
Владимир Бусленко
писатель,
педагог и математик
Сергей Федин

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Способы чтения кроссенса

«базовый» кроссенс
( связи между картинками поверхностные, задача ученика - объяснить кроссенс)
кроссенс «высокого уровня»
(связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика - разгадать кроссенс)
11


1
- Подготовительный этап
- Подготовительный этап
2
- Основной этап
- Основной этап
- Заключительный этап
- Заключительный этап
3
Этапы работы над проектом

Подготовительный этап
Игры
- Найди общий признак.
- Третий (четвертый…) лишний.
- Назови одним словом.
- Изучение синонимов, антонимов, многозначных слов.
- Составление и разгадывание кроссвордов.

Создание ассоциативных цепочек


Создание ассоциативных цепочек
слово
морковь
морковка
морковный

А-а-а-а
слово

6

Формулировка темы урока, постановка цели
Творческое домашнее задание
Проверка
домашнего задания
Как работает кроссенс учителя
Обобщение и закрепление материала
Построение структуры
Раскрытие информационного блока темы
Организация групповой работы
20

Пример использования кроссенса на уроке
Тема: Устная и письменная речь

Пример использования кроссенса на уроке
Тема урока:
О-Е после шипящих в окончании существительного


Создаем вместе

Отражает глубину понимания темы
Развивает креативность и воображение
Способствует развитию образного и логического мышления
Как работает кроссенс ученика
Повышает уровень собственной эрудиции
Повышает мотивацию
Развивает способность самовыражения
Проявляют нестандартное мышление
Повышает инициативность

Создаем вместе

Заключительный этап
- Подведение итогов проекта
- Создание банка заданий


Курочка Ряба
Русская народная сказка
25

Пушкин
Александр Сергеевич


1
Вы можете познакомиться с нашими материалами и, возможно, использовать их в своей работе на
nsportal.ru
3
2
1
8
9
4
7
5
6
![Библиографический список Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с. Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра «Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12 Интернет – источники: http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ http://thejam.ru/puzzle/krossens.html http://www.ug.ru/method_article/214 http://libsib.ru/estetika/chudozhestvenniy-obraz-gnoseologiya-iskusstva/vse-stranitsi http://yandex.ru/images http://www.ug.ru/method_article/214 http://www.myshared.ru/slide/765510 http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/26/krossens [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http :// rushkolnik . ru /](http://fsd.compedu.ru/html/2017/10/12/i_59df1c029d4c3/img_phpSPxfdj_prezentaciya-Krossens_32.jpg)
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
- Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра «Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12
- Интернет – источники:
http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/
http://thejam.ru/puzzle/krossens.html
http://www.ug.ru/method_article/214
http://libsib.ru/estetika/chudozhestvenniy-obraz-gnoseologiya-iskusstva/vse-stranitsi
http://yandex.ru/images
http://www.ug.ru/method_article/214
http://www.myshared.ru/slide/765510
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/26/krossens
[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http :// rushkolnik . ru /

