Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»
(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)
Методическая разработка
информационного урока
по теме «Игромания»
Составитель:
Осипова Ольга Николаевна
воспитатель
Прокопьевск 2018
Пояснительная записка
Методическая разработка «Информационный урок «Игромания» позволяет провести интересное занятие в рамках профилактики психических и физических заболеваний и интернет - зависимости, являющихся последствием компьютерной игромании.
Информационный урок по теме «Игромания» проводится в рамках Всемирного дня психического здоровья (10 октября), рассчитан на средний и старший школьный возраст воспитанников, дает представление об интернет зависимости и игромании, как о психических заболеваниях.
Данной методической разработкой могут воспользоваться в своей деятельности воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования.
Цель: ознакомление детей с вредными последствиями компьютерных игр.
Задачи:
формировать представления об интернет – зависимости;
формировать отрицательное отношение к азартным играм;
воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
побуждать к правильной организации своей деятельности.
Актуальность
О проблеме интернет - зависимости много говорят. Но большинство уверено в том, что в сравнении с зависимостью от наркотиков или алкоголя это – пустяк. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов.
На сегодняшний день в мире от интернет - зависимости, по разным оценкам, страдает от 2 до 10 % пользователей всемирной Паутины.
Сегодня, пожалуй, трудно встретить подростка, у которого бы не было доступа в интернет. Ведь это очень удобно: в любое время можно получить доступ к интересующей вас информации. Огромное количество игр, музыки, фильмов и различных видео – что может быть лучше? Но, оказывается, интернет-зависимость у подростков – это, практически, бич современного поколения: молодежь – дети, подростки и взрослые сутками проводят во всемирной паутине. Ученые полагают, что в скором времени Интернет-зависимость встанет в один ряд с такими пагубными пристрастиями, как наркотическая зависимость, алкоголизм, курение.
Поэтому очень актуален вопрос профилактики интернет – зависимости и игромании у детей и подростков.
Информационный урок
по теме «Игромания»
Цель: ознакомление детей с вредными последствиями компьютерных игр.
Задачи:
формировать представления об интернет – зависимости;
формировать отрицательное отношение к азартным играм;
воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
побуждать к правильной организации своей деятельности.
Содержание:
Введение в тему
вступительное слово воспитателя;
просмотр видеоролика «Компьютерный монстр»
Основная часть
стадии развития игромании;
картина «компьютерной» болезни;
физминутка;
практическая работа;
тест;
методы лечения игромании.
Подведение итогов
Игра «Да – нет»;
просмотр социального ролика, направленного против интернет – зависимости;
рекомендации подросткам, как избежать интернет – зависимости.
Ход урока:
Введение в тему
Вступительное слово воспитателя:
Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. И начну я с такой загадки – ответ на которую вы все знаете.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно, (Интернет)
- Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Он-лайн игры?
- Говорите ли вы с друзьями об играх, кодах, уровнях и т. д.?
- Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?
В настоящее время большой популярностью среди детей и молодежи пользуются интернет и компьютерные игры. У некоторых это становятся главным развлечением. Подростки погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности. Взрослые бьют тревогу, нормально ли такое поведение или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием, зависимостью от интернета.
Давайте обсудим, к чему может привести Интернет-зависимость.
Как выглядит интернет-зависимость? (ответы детей)
Люди, подверженные этому расстройству, долгими часами, а то и сутками просиживают перед мониторами своих компьютеров. Они забывают поесть, поспать. Их перестают интересовать личная гигиена и домашние хлопоты. Семья, работа, учеба, друзья – все это отходит на второй план. Все больше и больше, с каждым днем, с каждым месяцем, они проводят время в бесконечном виртуальном мире, и, в конце концов, все это приобретает вид Игромании.
Игромания – разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям. Наиболее распространенный вариант игромании – зависимость от компьютерных игр.
Просмотр видеоролика «Компьютерный монстр»
II. Основная часть
По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Чаще всего жертвами виртуальной реальности становятся дети и подростки. Увы, сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве.
Многие люди увлекаются компьютерными играми, но далеко не все становятся игроманами. Условно всех игроков можно разделить на категории:
играющие эпизодически – время от времени такие люди начинают играть в компьютерные игры, однако они способны контролировать себя, ставить временные рамки;
играющие систематически – такие люди могут увлечься компьютерными играми, посвятить им много времени, однако потраченное впустую время, не выполненные из-за игры обязанности вызывают у таких людей угрызение совести, благодаря чему они могут прекратить играть;
игроманы – для них игра – смысл жизни. Компьютерные игры занимают практически все время. Если такой человек не имеет возможности играть в данный момент, он все равно мысленно планирует ход игры, ждет, когда же наступит тот момент, когда он сможет вернуться к игре. Проигрыши и невыполненные дела не только не отстраняют такого человека от игры, а наоборот подстегивают его к продолжению игры.
Развитие игромании происходит в несколько стадий:
На первой стадии появляется усиленное желание играть, удлиняются игровые сеансы. Увеличиваются ставки в игре (если игра ведется на деньги). Правда, борьбы между желанием играть и не играть на данной стадии еще нет. Даже при желании сесть за компьютер и погрузиться в мир игры человек может отказаться играть.
На второй стадии игровой зависимости появляется борьба «играть – не играть». Возрастает азарт. Время пребывания за компьютером увеличивается, отказаться от игры очень сложно. При наличии денег все средства вкладываются в игру.
На третьей стадии зависимости компьютерная игра становится центром всей жизни. Преодолеть желание играть человек самостоятельно не может. Цель игры на этой стадии – сам процесс игры. Период воздержания от игры очень мал и возникает лишь принудительно (например, отсутствие электроэнергии). Даже в свободное от компьютерной игры время зависимый человек погружен в игровые фантазии.
Что же происходит с тем, кто попал в «ласковые сети» компьютера?
Картина «компьютерной болезни»
У игромана проявляются нарушения зрения, общее недомогание, ослабление иммунитета и болезни, обусловленные сидячим образом жизни. Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат: остеохондроз позвоночника, заболевания кисти рук. Это болезни, которые возникают из-за неудобного положения рук при продолжительной работе на клавиатуре компьютера.
Страдают также центральная нервная система и психика. Наблюдаются снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и, сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.
Крайне опасно и информационное воздействие компьютера на личность. Во-первых, это погружение в мир иллюзий, а во-вторых, — психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусственно созданной) реальности.
Последствия игровой зависимости:
постоянные конфликты в семье;
потеря друзей;
утрачивается социальный статус;
большой денежный долг (если игра велась «на деньги»);
отсутствие интереса к еде (прием любой пищи, не отходя от компьютера);
нерациональный режим дня, сокращение времени на сон с целью удлинения компьютерного сеанса;
забывание о служебных, домашних делах, отсутствие интереса к ним;
пренебрежение личной гигиеной.
деградация личности.
Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (воспитанники высказывают свою точку зрения)
безрадостная жизнь;
неудовлетворённость собой;
психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;
низкая культура человека;
бедность;
чувство одиночества;
легкая податливость;
психологические расстройства.
Физминутка « Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Практическое задание (Прил. 1)
Если есть причины, то должны быть и последствия игровой и интернет зависимостей. У вас на столе лежат высказывания, вам необходимо работая вместе определить какие из данных высказываний отображают реальные и ошибочные представления о последствиях игромании и интернет зависимости. Разделите их на две группы. снижение уровня личности;
проблемы в семье;
потеря друзей;
потеря смысла реальной жизни;
бедность фантазии;
увеличение общения с другими людьми;
бегство от реальности;
удовлетворенность собой;
решение проблем в реальной жизни.
улучшение жизни;
Воспитанники выполняют задание, затем объясняют свой выбор.
Существуют ли методы избавления от игровой зависимости?
Говорить об эффективных, “стопроцентных” распространенных методах лечения пока рано. Здесь ведь все упирается в мотивацию пациента, в серьезность его желания избавиться от своей зависимости – а мотивацию чисто медицинскими методами не изменить.
Решительно и сразу отказываться от компьютера не нужно, да и невозможно в наши дни. Нужно в первую очередь научиться смотреть на компьютер как на инструмент, а не как на заменитель реальности. А это самая тяжелая задача, и без квалифицированной помощи психологов тут не обойтись.
Ведь компьютер заменяет “геймерам” реальный мир, их реальное Я – на виртуальное, придуманное. Это уход от страхов и проблем, которые окружают зависимого человека. Тут надо разбираться, почему именно человек ушел в другую реальность. Неуверенность ли в себе, неумение общаться с другими людьми, конфликты – есть масса предпосылок. И психологу в первую очередь надо устранить причину, а потом уже следствие.
Но могут ли компьютерные игры при каких-то условиях быть полезными для развития детей и подростков? Или они однозначно вредны, и вопрос лишь в степени этого вреда? (ответы детей)
Могут. Есть масса прекрасных обучающих и развивающих программ, да и любая игрушка развивает определенные навыки. Хорошая игра может воспитывать, учить чему-то. По сути, это не столько игры, сколько обучающие программы, использующие игровые элементы. Так что польза, безусловно, возможна. Но здесь важно чувство меры.
В итоге, хочу сказать, что игры – это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого. Психологи говорят, что игра, в принципе, полезна. С ее помощью можно приобрести много навыков, которые пригодятся в жизни. Также, игра может способствовать снятию эмоционального напряжения, агрессии, чрезмерной нервной возбудимости.
В заключении нашего классного часа хотелось бы чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости. Хотелось бы услышать, какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают выводы)
Предлагаю всем пройти тест (Прил. 2)
«Есть ли у вас зависимость от компьютера?»
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон.
2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за игрой.
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если происходит сбой в интернете.
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями.
Обработка результатов
За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. За ответ «Нет» – 0 баллов
Результаты
Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.
Как правильно начать лечение игромании.
Если Вы заметили, что Ваши близкие становятся зависимыми от Всемирной паутины, срочно применяйте меры.
Отвлеките от Интернета реальным общением, соберите друзей, запланируйте отдых на природе, устройте праздник.
По возможности, избавьтесь от компьютера или другого электронного гаджета. Но осторожно принимайте такое решение: зависимость может быть настолько сильной, что ребенок будет искать решение своей проблемы (посещать Интернет-клубы, ходить по друзьям, у которых есть компьютеры и так далее).
Заинтересуйте подростка в реальном мире.
Необходимо осознание факта игромании самим ребёнком. Важно осознание окружающими того, что самостоятельно вылезти из зависимости практически невозможно.
Необходимо найти первопричину зависимости, а не работать только со следствием. Необходимо постепенно сокращать время пребывания за компьютером. Важно способствовать изменению обстановки вокруг игромана, или даже изолировать его от привычного окружения. А, если Вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалистам.
Обязательно – пребывание на свежем воздухе, спортивные игры, в том числе и утренняя гимнастика.
III. Подведение итогов.
Игра «Да - нет»
Что, на Ваш взгляд, помогает человеку в максимальной степени расслабиться?
алкоголь;
никотин;
сладкое;
наркотические вещества;
участие в азартных играх;
компьютерные игры;
общение по Интернету;
общение с друзьями;
музыка;
Заключительное слово воспитателя:
- В итоге, хочу сказать, что игры – это, безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.
Просмотр социального ролика, направленного против интернет - зависимости.
Воспитанник 1:
Интернет бывает разным: другом верным иль опасным.
И зависит это все от тебя лишь одного.
Если будешь соблюдать правила ты разные -
Значит, для тебя общение в нём будет безопасное!
Какие рекомендации вы могли бы дать своим друзьям, чтобы избежать интернет зависимости? (ответы детей)
Давайте соберем все ваши рекомендации воедино и составим памятку.
Воспитанник 2:
Рекомендации подросткам, как избежать интернет – зависимости.
1. Используйте реальный мир для общения.
2. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию дружбы и не развивает никаких действительных навыков общения.
3. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
4. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
5. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
6. Найдите любимое занятие, увлечение, хобби в реальной жизни.
7. Больше гуляйте, проводите время на свежем воздухе, займитесь спортом.
8. Прислушивайтесь к советам взрослых, если они говорят, что вы слишком много времени проводите за компьютером.
Источники:
https://www.menobr.ru/article/40017-klassnyy-chas-zavisimost-detey-i-podrostkov-ot-kompyuternyh-igr?ustp=W
https://zalesse.schools.by/pages/profilaktika-igromanii
http://soboli.net/2016/02/kompyuternaya-igrushka-mozhet-stat-lovushkoj/
http://zarobr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=850:-l-r&catid=52:2011-01-12-05-19-36&Itemid=169
- https://www.youtube.com/watch?v=M9Y9L4Cu_U0
- https://www.youtube.com/watch?v=5zQ9iFX2WQQ
Приложение 1
снижение уровня личности
проблемы в семье
потеря друзей
улучшение жизни
потеря смысла реальной жизни
бедность фантазии
удовлетворенность собой
увеличение общения с другими людьми
бегство от реальности
решение проблем в реальной жизни
Приложение 2
Тест
«Есть ли у вас зависимость от компьютера?»
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон.
2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за игрой.
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если происходит сбой в интернете.
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями.
Обработка результатов
За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. За ответ «Нет» – 0 баллов
Результаты
Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.