Суицидальное поведение подростков
В последнее время в нашей стране резко обострилась проблема, связанная с суицидом. На сегодняшний день эта тема актуальна, масштабность и глубина проблемы требует изобилия, чтобы информация о профилактике суицида дошла до каждого. Сегодня мы поговорим о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в 21 веке: об увеличении числа самоубийств среди подростков. Постараемся расширить ваши знания о причинах и признаках подросткового суицида. О методах и приёмах профилактики суицида.
!!! Следует помнить, что не следует употреблять термин «Суицид» в обществе детей.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
1-ое – повешение.
2-ое – падение с высоты
3-ое – отравление
4-ое – утопление
5-ое – пуля
6-ое – падение под поезд
Чаще всего суициду подвержены холостые мужчины и замужние женщины.
У мужчин риск суицида в 16 раз выше (на 1 женщину 4 мужчины)
На формирование суицидального поведения оказывает влияние :
-
специфические дефекты воспитания (отрицательный пример родителей, разрешение родителей принимать алкоголь в их присутствии);
-
социальная изолированность (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;
-
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
-
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
!!! Здесь следует отличать насилие от наказания.
Наказание:
допустимо, если оно не жестоко,
оно должно быть объяснено ребенку
следует сразу за поступком
не унижает ребенка, а способствует пониманию негативного поступка
оценивает действия ребенка, а не его качества
Насилие:
Унижение/отвержение/оскорбление
Заставляют делать больше физического труда
Терроризирование (Убью, поменяю на другого ребенка)
Нанесение вреда любимым вещам ребенка, игрушкам
Отказ в эмоциональной близости
Отказ в удовлетворении потребностей (Не дать ребенку конфету – наказание, оставить его без ужина – насилие. Не ценишь то, что у тебя есть – иди на улицу! Не имеют права так говорить!)
Буллинг – продолжительные устойчивые недружественные отношения с выбором жертвы. Враждебное вербальное воздействие.
Кибербуллинг – намеренное оскорбление, угрозы, домогательства и сообщения другим людям компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации.
Моббинг – групповой психологический террор, травля, постоянные негативные высказывания в адрес человека, социальная изоляция, распространение ложной информации.
-
Предпринимал раньше попытки суицида.
-
Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
-
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
-
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Для того, чтобы минимально оградить ребенка от насилия, необходимо обучить детей приемам контроля и оценке своих поступков, обратиться к психологу, который поможет им обучиться методом психологической защиты.
Группы риска по суициду:
-
Лица, подверженные депрессии
-
Лица, с наличием психических заболеваний
-
Лица, склонные к алкоголизму
-
Лица, страдающие лекарственной зависимостью
-
Лица, находящиеся в социальной изоляции
-
Группа одиноких людей
-
Группа саморазрушительного поведения (причины):
-
Алкоголь
-
Наркотики
-
Намеренная рабочая перегрузка
-
Упорное нежелание лечиться
-
Увлечение опасными видами спорта (альпинизм, парашютный спорт)
-
Рискованный стиль вождения
-
Стремление в зону военных действий
Суицидальное поведение
Внутренняя форма Внешняя форма
(переживание, мысли) (наличие суицидальных попыток)
Признаки суицидального поведение:
-
Уход в себя
-
Появляется капризность и привередливость
-
Депрессивное состояние
-
Агрессивность
-
Нарушение аппетита
-
Раздача подарков
-
Психологическая травма (расставание с родными, с домом, привычным укладом жизни, смерть близких)
-
Значительные физические и эмоциональные нагрузки
-
Перемены в поведении (усиление пассивности, безразличие к общению)
-
Угроза уйти из жизни
-
Активная подготовка (рисунки с гробами, разговоры о смерти, интернет-серфинг по сайтам, посещение кладбищ, разговоры о загробной жизни)
Предотвращение суицидальных попыток:
-
Уменьшение зависимости от чего-либо (8-017-331-90-64 круглосуточно при проблемах с зависимостью)
-
Формирование адекватного отношения к жизни и смерти
-
Менять то, что возможно, и принимать то, что изменить нельзя
-
Не обижаться на судьбу, выход есть всегда
-
Снятие эмоционального напряжения (На этом остановимся подробнее)
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Первый и самый важный момент во взаимоотношениях – это слышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный.
Способы отреагирования острого эмоционального состояния в кризисной ситуации.
-
Истерики
-
Нервное поведение
-
Агрессия
-
Состояние стопора (не реагирует/уход в себя)
-
Неадекватная реакция
-
Конфликтность
-
Бессмысленная суета
Вегетативные проявления Мимические проявления
*потеет *бледнеет *лицо как маска
Физиологические изменения:
-
Покраснение/побледнение лица
-
Повышенное потоотделение
-
Тремор рук
-
Неосознанное движение или действие
-
Изменение интонации/тембра голоса/сбивчивость речи
-
Слезы или беспричинный смех
-
Усиленная жестикуляция
Психологические изменения
-
Головные боли
-
Нарушение координации
-
Внутренняя дрожь
-
Сухость во рту
-
Боль в области живота
-
Ухудшение зрения
Собственный стиль реагирования на стрессовую ситуацию:
-
Реакция эгоцентрического поведения (перенос стрессовой ситуации на себя: «Это я виноват/ Это все из-за меня)
-
Реакция психологии (Острая душевная боль, сильные перживания, тревога)
-
Реакция относительного баланса относительно жизни
-
Интегрированная ситуация (человек сначала анализирует ситуацию, осознает и интегрируется, т.е. идет к людям, в общество)
Выход из кризисной ситуации:
-
Наладить контакт (установить доверительные отношения)
активное понимание/сопереживание
«Давай приведем тебя в порядок»
«Давай найдем место, где тебе сесть»
«Давай я посижу с тобой, вдруг тебе что-то понадобится»
-
Понять (Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание)
«Что тебя сейчас беспокоит больше всего?»
«Что тебя больше всего сейчас мучает?»
«Какой совет ты бы дал человеку, который сейчас находится в такой же ситуации, как и ты?»
«Как ты думаешь, чему ты можешь научиться, побывав в такой ситуации?»
-
Управление эмоциями
«Как ты находишь в своем сердце столько мужества, чтобы справляться?»
«Ты когда-нибудь чувствовал что-либо подобное?»
«Как ты смог с этим справиться?»
«Что ты делал для того, чтобы стало лучше?»
-
Снизить нервное напряжение (напомнить ребенку, что он сейчасв безопасности)
«Сейчас, когда ты здесь, со мной, в безопасности, ты можешь…*выговорить все *дать волю эмоциям»
-
Признать чувства
«Я не могу представить себе, как можно не быть…напуганным»
-
Обеспечить спокойствие или временное облегчение
«Благодаря чему ты смог бы почувствовать себя наиболее комфортно?»
«Что позволило бы тебе быть в наибольшей безопасности?»
-
Переместиться в будущее/Задавать вопросы, ориентированные на будущее
«Что, если…»
«Что бы ты сделал, если бы тебе стало лучше?»
«Что бы ты сделал сегодня после уроков?»
-
Предложить поддержку
«Ты показал мне, что ты очень мужественный»
«Если с кем-либо случится что-либо подобное, я теперь подскажу им, что делать»
-
Сконцентрировать свое внимание на ребенке, который переживает негативные эмоции
«Как ты думаешь, откуда ты берешь силы идти вперед?»
«Как это изменило твое мнение о тебе /о жизни?»
-
Нормализация будущего/Проектирование будущего
-
Техника «Наследство»
Я мои дети
Мои мама мои бабушка и дедушка
и папа

-
Техника круг (Ребенок рисует родственников в кругу. В зависимости от их расположения и размера можно узнать, с кем конфликты, а кто ребенку наиболее дорог)
-
Техника «Построение будущего» (мое будущее завтра, через месяц, через год)
-
Постоянно задавать ребенку вопрос «А что будет потом?»
Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь! Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, кому еще я нужен в этом мире так сильно.
Я бы хотела вам показать один мультфильм, который вы, наверняка, все видели. Он называется «Волк и теленок» (просмотр).
Как вы думаете, зачем я вам показала этот фильм?
И в заключении можно сказать одно. Как классный руководитель,я убеждена, что просто необходимо любить детей и быть к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите любить свою работу, и хотите, чтобы, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами!Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.