«Зимний фестиваль знаний 2025»

Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета

Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета


Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных способностей.


Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.


Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.


Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров по телевизору и т.д.); обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.


Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям.


Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся. Учитель систематически руководит деятельностью школьников.



Метод творческого чтения наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его значение это развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения, в мир художественных образов, это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества.

Если цель урока в том, чтобы непосредственно ввести учащихся в мир художественных образов, вчувствоваться в них, пережить их эстетически, получить заряд энергии, возбуждающий творческие порывы, метод творческого чтения в разных его приемах осуществляется непосредственно, без связи с другими методами.

За последние годы в методике особенно остро ставится вопрос о путях эмоционально-нравственного воздействия на учащихся путем специально организованного на основе анализа текста выразительного чтения произведения перед его изучением. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор.

Стихи надо внимательно слушать, чтобы научиться их слышать. Следует практически показывать учащимся, что прочесть лирическое стихотворение – «не безделица», как говорил Гоголь: его надо понять пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта так, чтобы и они пережили то же; при этом само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию ее.

Нельзя требовать от преподавателя художественного чтения – для этого нужен талант и специальное обучение, но элементарно выразительное, грамотное чтение требуется от него так же, как правильное письмо и хорошая речь. Он должен обучить вдумчивому чтению и своих учеников.

«Выразительное чтение, - не роскошь, не праздная мечта, не имеющая серьезного значения, а необходимость» - писал Острогорский.

Практика подтверждает, что пример учителя, много знающего и выразительно читающего стихи, «заразителен»: у учащихся возникает потребность самим учить стихи наизусть, нередко те самые, которые читал учитель, а также по своему выбору.

Учебная деятельность учащихся заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения. Эта деятельность, носящая индивидуальный характер, внешне проявляется в выражении лица, различных эмоциональных оптиках (восклицаниях, отражающий удивление, возмущение, одобрение, в смехе и т.д.). Однако сильное, глубокое переживание внешне не выражается ничем, кроме продолжительного молчания, которое не следует немедленно прерывать.

Наоборот, выдержав минутную паузу после чтения произведения, надо стремиться углубить эмоциональный настрой. Это достигается или краткими словами учителя о том, что его особенно волнует в прочитанном стихотворении, в чем оно замечательно, или вопросами к учащимся о том, чем их привлекает прочитанное произведение, какие мысли и чувства автора особенно замечательны.

Главная педагогическая задача выразительного чтения учащихся в развитии эстетических и нравственных переживаний. Проникаясь чувствами и мыслями поэта, учащиеся переживают их как свои, развивая свой духовный мир. Проникновению в глубину поэтических образов способствует сравнение различных интерпретаций чтецами одного произведения. Сохранились записи чтения стихотворений Маяковским, Есениным, Блоком… (их можно сравнить с чтением артистов)

Это полностью относится к сопоставлению иллюстраций разных художников к произведениям литературы. (для примера можно использовать материал хрестоматий с фрагментами сцен из спектаклей… Катерина в исполнении разных актрис и т.д.)

Известно, что далеко не все произведения в самом лучшем исполнении сразу доходят до сердца учащихся. Необходим предварительный «настрой». Этот «настрой» достигается нередко кратким комментарием учителя. Интерес и внимание учащихся достигается, например, сообщением им биографических фактов, которые вводят в атмосферу жизни поэта, связанны с теми условиями, в которых создавалось произведение.

В практике преподавания литературы широко используются эти приемы сообщения учащимся фактов биографии писателя, послуживших поводом для создания художественного произведения: вечер, проведенный Лермонтовым у Карамзиных в 1840 году перед отъездом на Кавказ – «Тучки небесные, вечные странники», встреча Пушкина с А.П. Керн в Михайловском – «Я помню чудное мгновенье» (можно кратко коснуться истории создания изучаемого произведения). Сообщение учащимся подобных фактов способствует эмоциональному настрою, необходимому для восприятия произведения. Однако они должны понять, что эти биографические факты говорят лишь о поводах к созданию произведения, содержание которого неизмеримо шире. Той же цели – «душевного настроя», служат различные приемы введения учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение; в ту типичную обстановку, которая явилась одной из основ произведения.

Л. Толстой заметил, что без Ясной Поляны он не представляет своей жизни и своего творчества. И экскурсия, даже заочная по фотоматериалам, по диапозитивам, в которых учащиеся увидят писателя, его современников. С этой целью на вводных занятиях используются подобные заочные экскурсии в памятные тургеневские, некрасовские, пушкинские места, чтобы увидеть то, что окружало писателя и нашло отражение в его творчестве. Невозможно полно понять произведение, не зная ничего об эпохе, о характерных для эпохи событиях, людях.

Активизации восприятия содействует словесный комментарий. Внимание к слову вырабатывается работой над ним. Простейший прием – объяснение ребятам непонятных слов; однако, поняв смысл, учащиеся еще недостаточно усваивают точное и возможное значение слова. Одно и тоже слово имеет различный смысл в стихотворениях различных поэтов. Даже у одного и того же поэта в разные периоды творчества, в разных произведениях одни и те же слова могут иметь различные смысловые оттенки. Для Пушкина характерна исключительная точность описаний. Стихотворение начинается словами: «Октябрь уж наступил…» т.е. точно указанно время года. И в дальнейшем рисуется картина природы именно в это время года. «Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей». Здесь каждое слово образно рисует позднюю осень. Дальше картина расширяется: «Дохнул осенний хлад». Но это еще не зима. «Журча, еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл». «Унылая пора! Очей очарованье!». Эта строка представляет собой как бы увертюру, дает тон дальнейшему. Все последующие эпитеты рисуют яркую точную картину осени: «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в багрянц и золото одетые леса».

До сих пор давались зрительные впечатления. Затем – слуховые и осязательные: «ветра шум и свежее дыханье», все это завершается общей картиной, освещением: «мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч, и первые морозы и отдаленные седой зимы угрозы». Уже в этом описании видно отношение поэта к осени, любование ею.

Изучая стихотворение, разбирая детали его, учащиеся должны увидеть и услышать то, что описывает поэт, понять его настроение, его творческое вдохновение.

Интерес учащихся к слову, стремление обогатить свой словарь развивается в том случае, если возникает и растет потребность в понимании слова, его многозначности. Потребность эта развивается, во-первых, под влиянием желания понять художественный образ, художественный текст и, во-вторых, при необходимости выразить свои переживания. Значительно большее влияние на обогащение словаря учащихся оказывает усвоение языка изучаемых произведений. Прежде всего, пересказы повествовательных произведений, вернее, отдельных их эпизодов близко к тексту. Такие пересказы, прежде всего, связанны с более пристальным чтением. Более сложная задача таких пересказов заключается в установке на художественность пересказа, на то, чтобы вложить в него свое отношение, свои переживания.

(Использую на уроках: уроки вхождения в образ и т.д.)

(Для примера: «Гроза», «Война и мир, «Вишневый сад» и др.)

В методике и в школьной практике хорошо известны творческие сочинения учащихся описательного и повествовательного характера. Как приемы метода творческого чтения такие задания учащимся имеют целью развитие их образного художественного мышления, наблюдательности, владения словом, формирование поэтического мировосприятия.

Основной принцип творческих сочинений – от живых впечатлений к их осознанию в удачно найденных словах.

Следует постепенно учить учащихся усваивать особенности видения мира писателя и связанные с этим особенности его стиля. Этому служат постоянные сравнения, сопоставления отдельных компонентов произведений разных писателей: пейзажа, обрисовки персонажей и пр.

Это способствует развитию наблюдательности учащихся, «чувства стиля». Так, например, при изучении творчества Чехова среди других заданий по текстам его произведений предлагается провести сравнительный анализ пейзажей у Тургенева и Чехова.

«Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежащую в полверсты от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробираясь сквозь чащу, обвивали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветках сирени; мошки толкались столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.

«Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста…» («Отцы и дети» гл. II)

«Еще с раннего утра все небо обложили дождливые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет… Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносецкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна» («Крыжовник»)

При изучении творчества Л. Толстого предлагается сравнить описание аустерлицкого сражения и «Бородино» Лермонтова.

При изучении Достоевского – Петербург Достоевского – Некрасова – Пушкина…

Анализ литературных пейзажей, самостоятельные творческие работы учащихся, на уроках, развивая наблюдательность и воображение, связаны также с развитием языковым, с эстетикой слова. За последнее десятилетие в школьной практике заметно усилился интерес к разного рода творческим работам учащихся как на уроках по основному курсу, так – и внеклассных занятиях. Инициатива учащихся проявляется на литературно-художественных вечерах; учащиеся собирают материалы, отрабатывают и оформляют их, проводят вечера для учащихся, на которых они выступают как чтецы-исполнители литературных произведений. (Литературная неделя: «капельки»…)

Значение творческой работы учащихся во всех названных направлениях заключается не только в их личном художественном развитии их умений самостоятельно ориентироваться в литературных и других видов искусства. Они проходят не только школу коллективного труда, обогащая свои знания, но и школу общественно-полезного увлекательного труда.

Метод творческого чтения, активизирующий художественное восприятие учащихся, их творческую художественную мысль, постоянно сочетается и с другими методами.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее