«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Матрешки водят хоровод"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству знакомит детей с народным прикладным искусством и старинной русской игрушкой - матрешкой.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки



МБОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Оренбургской области Первомайского района









Творческий проект

«Матрешки

водят хоровод»









Подготовили: учитель

информатики и изобразительного

искусства 1категории Лизунова Е.Н.

и учащиеся 2-3 класса



2017 год



Творческий проект "Матрешки водят хоровод"

Авторы проекта: учитель Лизунова Е.Н., учащиеся 2-3 классов

Продолжительность проекта: краткосрочный (четыре недели)

Тип проекта: творческий, образовательный

Участники: учитель, дети, родители

Возраст детей: 8 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрешки?

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи: 1. Для детей : • познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей; • систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; • развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового; • развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд; • содействовать развитию творческих способностей детей. 2. Для педагога: • способствовать творческой активности детей, умение использовать в исследовательских целях сеть Интернет; • создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности; • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс. 3. Для родителей: • приобщать к истокам русской народной культуры; • систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки; • принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: - развлечение для детей с участием гостей «Матрешки водят хоровод». - Мастер - класс по созданию авторской матрешки.

Продукты проекта: коллективный альбом о видах росписи матрешек «Народная игрушка»;  выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»; 

миниэкспозиция предметов прикладного творчества. картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек; электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты по проекту: 

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • определение объектов изучения;

  • создание микрогрупп для работы над проектом;

  • получение плана-задания микрогруппами;

  • приобретение материалов для изодеятельности;

Исследовательский:

  • работа в сети Интернет по подбору необходимого материала;

  • ознакомление с историей матрешки;

  • изучение художественных элементов;

Практический:

  • создание папки-подборки о видах матрешек;

  • сбор – коллекции матрешек;

  • выполнение рисунков матрешек;

  • изготовление книжки-раскладки Русская матрешка;

  • разучивание песни Матрешка;

  • изготовление эскизов для авторской матрешки;

Заключительный:

  • обобщение результатов работы;

  • проведение игрового занятия по итогам проекта;

  • презентация проекта;

Методическое обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993. Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982, Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год, Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

История возникновения матрешки

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Имя Матрена,Матреша считалось в России самым распостраненным женским именем. В его основе лежало латинское слово матер - мать.Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному, оставляя в игрушке загадачность, сказачность и теплоту.

Виды матрешек

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть

фигурки плавно переходит в утолщение.

Она более округлая, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пеструшкой”.



Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.У матрешек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы.Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка,ее варят до получения желтого и белого цветов. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище.

В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.













Фото – репортаж

Презентация творческого проекта

«Матрешки водят хоровод»







Гости приняли участие в практической части проекта











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее