Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_1_ «23»августа 2019 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Н.Н.Неверова
«31» августа 2019 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №9 «26» августа 2019 | УТВЕРЖДЕНО МБОУ «Смоленская СОШ №1» Приказ № 219 «30» августа 2019 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Мастерская выразительного чтения»
для учащихся 1Б класса
начального общего образования
Направление: Духовно- нравственное
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Составитель:
Попова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов
с. Смоленское
2019 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская выразительного чтения» для 1 Б класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими
изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162 от 31.08.2018
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162от 27.08.2018
- Учебного плана НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год,
утвержденного приказом № 161 от 31.08.2018г.
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год,
утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1»
на 2019-2020 уч. год, утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- авторской программы по внеурочной деятельности « Мстерская выразительного чтения, УМК «Школа России», автор В.А. Синицин – Москва «РОСТкниг».
Цели уровня общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности :
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств. Активно влиять на личность читателя, его чувств.
УМК
Курс внеурочной деятельности | класс | Количество часов | Направление | Методический Комплект |
Мастерская выразительного чтения
| 1
| 32
| Духовно-нравственное
| Методическое пособие для учителя начальной школы В.А. Синицына «Мастерская выразительного чтения , Росткнига, 2011г. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
Содержание курса внеурочной деятельности
В 1 классе на курс внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» отведено 32 часа (1 ч в неделю).В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ
Так как в составе класса есть обучающиеся с ОВЗ (ЗПР), на уроках используются специальные методы и приёмы:
Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
Использование словесных (рассказ, беседа, пояснение, указание, словесная инструкция, вопросы), наглядных (иллюстрация, демонстрация, прослушивание) и практических (упражнения, соревнования,моделирование, эксперимент) методов в обучении;
Приёмы развития мыслительной активности;
При запоминании использовать приём мнемотехники;
Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и и занимательных упражнений);
Приём выделения главного.
Основные направления коррекционной работы:
Выбор индивидуального темпа обучения.
При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
Развитие познавательной активности.
Формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Расширение представлений об окружающем мире, формирование отчётливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с образцом или указанием педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Поэтапное распределение учебного материала.
Структурное и краткое изложение инструкций.
Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц.
№ п/п | Дата проведения | Тема проведения |
| 2.09 | В гостях у сказки, или добро пожаловать! |
| 9.09 | Добро пожаловать, дорогой первоклассник, в удивительный мир нашей необычной учебной книжки! |
| 16.09 | Голос человека – великое богатство! Что такое голос? Дыхание и голос. |
| 23.09 | Голос человека . Какие бывают голоса? Игротека. Стихотворение «Цыпленок и утенок». |
| 30.09 | Голос человека – сложный инструмент. Тренировка голоса. Сила голоса |
| 7.10 | Голос человека – великое богатство! Словарик голосов. Советы «Как заботиться о своем голосе». |
| 14.10 | Развивай свой голос. Движение голоса вверх и вниз. Знаки препинания, пауза. |
| 21.10 | Развивай свой голос. Слоги. Ударение. Звукоподражания. |
| 5.11 | Развивай свой голос. Слоги. Предложения. |
| 11.11 | Конкурс чтецов. Для самых громких и звонких. |
| 18.11 | Пословицы и поговорки. Интонация. Пауза. |
| 25.11 | Школьный театр. Сценка «Как Кирилл заговорил» |
| 2.12 | Интонация. Диалог. Составление диалога |
| 9.12 | Учись читать предложения с чувством и настроением. Оттенки чувств и настроений. |
| 16.12 | Логическое ударение. Интонация. |
| 23.12 | Учись с чувством и настроением читать стихи! Настроение стихотворения. Знаки препинания. Интонация. |
| 13.01 | Учись с чувством и настроением читать стихи! Главная мысль стихотворения. |
| 20.01 | Учись с чувством и настроением читать стихи! Чтение по ролям |
| 27.01 | Учись с чувством и настроением читать стихи! Выразительность. Интонация |
| 3.02 | Конкурс чтецов. |
| 10.02 | Учись с чувством и настроением читать рассказы. Важные слова. Пауза. Интонация повествования |
| 25.02 | Учись с чувством и настроением читать рассказы. Пауза. Интонация вопроса, восклицания. |
| 2.03 | Игротека. Разыгрываем сценки в классе. Профессии. |
| 16.03 | Школьный театр. Разыгрываем сценки в классе. |
| 30.03 | Напеваем песенки, песенки - чудесенки. Песня «Алфавит» |
| 6.04 | Короткие колыбельные песенки. Оттенки чувств и настроений |
| 13.04 | Настроение песенки «Ежик и барабан». Слова – звукоподражания. |
| 20.04 | Интонация. Оттенки чувств и настроений. Песенки о маме. |
29. | 27.04 | Учись читать выразительно. |
30. | 18.05 | Домашний театр. |
31. | 25.05 | Учись выразительно читать рассказы.
|
32. |
|
|