Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им.Я.П. Осадчего»
Методическая разработка мастер-класса по профессии «Повар, кондитер»
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для проведения мастер-класса по профессии «Повар, кондитер» для детей школьного возраста в целях знакомства с миром профессий (на примере профессии «Повар, кондитер»), приобретения первичного практического опыта по приготовлению крошкового пирожного «Картошка».
Данная методическая разработка подготовлена с соответствии с Программой профессиональной навигации «Все работы хороши», разработанной для детей школьного возраста (12-16лет), реализуемой в рамках региональной инновационной площадки «ПОО как центр системы профессиональной навигации», открытой на базе ГБПОУ «ЧТПиГХ им.Я.П.Осадчего».
На учебном занятии преподаватель создает мотивацию учебно-познавательной деятельности, а также обеспечивает достаточный уровень исследовательских и творческих способностей обучающихся. Данное занятие показывает применение средств творческого характера обучающихся, совместной деятельности и общения при решении основных учебных проблем занятия.
Дидактические основы занятия
Дата проведения занятия:
Преподаватель: Портнягина Т.Н.
Учебная дисциплина: -
Тема занятия: Введение в профессию «Повар, кондитер»
Тип (вид) занятия: внеурочное мероприятие (мастер-класс по профессии «Повар, кондитер» (квалификация «Кондитер»))
Цель занятия: знакомство школьников с миром профессий, приобретение первичного практического опыта по приготовлению крошкового пирожного «Картошка».
Задачи занятия:
образовательные:
- формировать представление школьников о профессии «Кондитер», об особенностях отдельных видах трудовой деятельности по данной профессии;
развивающие:
- создать условия посредством мастер-классов для приобретения первичного трудового опыта по профессии «Кондитер» (формование пирожного и его оформление);
- развивать самостоятельность и ответственность школьников при выполнении разных видов работ;
- развивать потребность школьников к трудовой деятельности;
воспитательные:
- формировать положительное отношение к труду.
Методы обучения:
- словесные методы (беседа, опрос);
- наглядный метод (работа с наглядным пособием и натуральными образцами, показ мастера п/о);
- практический метод (воспроизведение приемов школьниками);
- метод контроля и коррекции деятельности школьников (целевые обходы);
- прием «Акрослово» (на этапе подведения итога занятия и рефлексии).
Средства обучения: презентация, набор сырья, иллюстративный материал для оформления доски и кабинета.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, колонки.
Ожидаемый результат:
обучающиеся должны знать:
- особенности профессии «Кондитер» и профессиональной деятельности;
обучающиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о многообразии мира профессий;
обучающиеся должны уметь:
- выполнять простейшие трудовые приемы по профессии «Кондитер»;
- узнавать по описанию профессии;
- самостоятельно определять виды трудовой деятельности в рамках разных профессий.
Структура занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Время, мин. |
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Актуализация опорных знаний: мотивация | 2 |
3. | Основная часть | 25 |
4. | Подведение итогов | 1 |
5. | Рефлексия | 1 |
Итого: | 30 |
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной из профессий, а о какой именно, вы узнаете, отгадав загадку:
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
Ответ: (Кондитер)
Конечно же, речь сегодня на занятии пойдет о такой интересной, вкусной и нужной профессии, как кондитер.
Что вам известно о профессии кондитер?
Чем он занимается?
Где может работать кондитер?
Какие виды изделий изготавливает кондитер?
По окончании нашего занятия мы должны будем продолжить фразы: профессия «Кондитер» имеет значение
для человечества - ?
для вашей будущей карьеры - ?
для вашей будущей семьи - ?
Давайте сейчас выделим те качества, которыми должен обладать настоящий кондитер, мастер своего дела. И почему? (говорят дети)
Фантазия. Грош цена мастеру, который не умеет сочинять новые блюда и не хранит тайны своих рецептов.
Изобретательность. Нередко приходится выкручиваться, имея лишь скудный набор сырья, из которого необходимо приготовить шикарное изделие.
Творческое воображение помогает конкурировать с мастерами, изделия которых представляют собой настоящие произведения искусства.
Зрение. Степень готовности изделий и их качество кондитер определяет, что называется, на глаз. Хорошая зрительная память на цвет и формы продуктов также не будет помехой.
Обоняние. Говорят, не существует сырья второй свежести. Оно бывает либо свежее, либо нет. Чтобы не пришлось убеждать гостей, что на стол была подано изделие второй свежести, профессиональному кондитеру не обойтись без чувствительного носа.
Память. По кулинарным книгам готовят только начинающие хозяйки. У маэстро все рецепты в голове. Да и как можно, колдуя над продуктами, забывать об их калорийности, правилах составления меню, технологии приготовления изделий?
Вкусовое восприятие. Без него делать на кухне нечего. Если ваше «произведение» не в состоянии съесть ни один человек, а вам оно будет казаться замечательным, то вы рискуете навсегда остаться без благодарных едоков.
Осязание. Попробуйте-ка испечь хорошие пироги, не имея представления о том, какой консистенции должно быть превосходное тесто.
Терпеливость, выносливость, наблюдательность и доброжелательность. Необходимость этих качеств даже не обсуждается. Они обязательны априори. Это понятно каждому. Без всяких комментариев.
Физическая выносливость. Современный кондитер работает на самых разных предприятиях общественного питания. Многие технологические процессы ему приходится выполнять вручную в условиях резких колебаний температур, поэтому тяготы этой профессии под силу человеку, обладающему определенной физической выносливостью.
Наверное, нет более знакомой вам профессии, поскольку изо дня в день мы едим приготовленную самыми родными руками пищу. Конечно же, каждая ваша мама – это и повар, и кондитер. 26 ноября отмечается День Матери.
Мама - кондитер, это классно!
Можешь верить или нет,
Мама знает распрекрасно,
Всей "вкуснятины" секрет.
Сегодня я предлагаю вам в честь приближающегося праздника «Дня Матери», приготовить крошковое пирожное «Картошка», чтобы порадовать своих мам, сделать им приятно, ведь все мамы любят сладкое.
Для его приготовления нам необходимо: песочное печенье, сгущенное молоко, сливочное масло, какао-порошок, грецкие орехи, ванилин (оставить продукты для демонстрации).
1. Печенье нужно отправить в чашу блендера или пропустить через мясорубку, чтобы образовалась крошка.
2. Орехи лучше всего измельчить вручную, без использования техники, чтобы они не превратились в пыль, но оставались ощутимые кусочки.
3. Размягченное сливочное масло соедините со сгущенкой, взбить все до однородности.
4. Добавить какао, перемешать, всыпать орешки вместе с крошкой. Теперь нужно замесить "тесто" из получившейся массы.
5. Из получившейся массы сформовать пирожное в виде клубня картофеля (показ).
6. Далее его нужно украсить кремом, в виде росточков картофеля.
7. Так как мы готовим подарок для мам, то нужно подумать над оформлением, красиво оформить пирожное.
А сейчас, я предлагаю вам приготовить свое пирожное.
Молодцы! Уверена, что ваши мамы, будут рады такому вкусному подарку!
А сейчас давайте вернемся к началу занятия и продолжим фразы: профессия «Кондитер» - имеет значение
для человечества - ?
для вашей будущей карьеры - ?
для вашей будущей семьи - ?
Рефлексия: сегодня мы с вами более детально познакомились с профессией «Кондитер». Именно название этой профессии мы возьмем в качестве опорного слова, к каждой букве которого вы подберете сейчас слова, характеризующие эту профессию.
К – классная; красивая; креативная; кропотливая
О – общительная; ответственная; очаровательная
Н – находчивая; надежная; необходимая
Д – добрая; деловая; доброжелательная; достойная
И – интеллигентная; интересная; интригующая; инновационная
Т – творческая; талантливая; трудолюбивая
Е – единственная; естественная
Р – радостная; разумная; радушная; результативная.
Спасибо большое за работу на занятии!