Мастер- класс. Багаевская С.Н. – учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 ст.Ольгинской
«Пословицы и поговорки, как средство развития речи младших школьников»
Цель :углубить представления учащихся о роли и значении пословиц и поговорок, подвести итоги наблюдения над многообразием народной мудрости.
Задачи:
- выявлять воспитательные возможности пословиц и поговорок
- выявлять наиболее эффективные методы и приемы в работе над данным материалом
- развивать коммуникативные навыки
- учить правильно употреблять пословицы и поговорки
Формирование УУД
Личностные:
- формирование учебно- познавательного интереса
- развитие способности к самооценке
- привитие чувства прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой
Регулятивные:
- развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач
Познавательные:
- развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях
- использовать разные источники
Коммуникативные:
- воспитывать культуру речи,доброжелательное отношение к мнению других.
Методические приемы: беседа, комментированное чтение,сопоставление,сравнение.
Оборудование:распечатка пословиц, карточки, головоломка
ИКТ: презентация
Формы работы:групповая, индивидуальная,коллективная.
Использовала продуктивные методы(знания добыты в совместном поиске).
Актуальность выбранной темы.
1)Значимость изучения пословиц для интеллектуального и нравственного уровня учащихся.
2)Низкий уровень патриотизма, человеколюбия,трудолюбия в современном обществе.
3)Показать эффективность применения пословиц и поговорок
4)Помочь ребенку преодолеть языковой барьер и прививать любовь к народному творчеству.
Результат: выполнение заданий на карточках, рабочих листках.
1.Организационный момент:
Участники мастер – класса делятся на три команды.
2.Слово учителя:Обратите внимание на слайд(картинки – пословицы)
Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить?(о пословицах)
Сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми приёмами, формами и методами использования на уроках пословиц и поговорок,как средства развития речи,внимания, логического мышления школьников и формирования универсальных учебных действий.
В пословицах и поговорках живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства,поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание не только на уроках русского языка и чтения,во внеклассной работе, но и на уроках окружающего мира в начальной школе.Недавно мы отмечали 200 летие войны 1812г.Поэтому некоторые задания будут связаны с событиями того времени.
3.Задание для первой команды:
Доскажите,продолжите пословицы.
Подберите к пословицам подходящие по смыслу репродукции.
А) Француз боек, да оступился.
Б)Отогрелся и вороне рад.
в Москве,
в)Голодный да русский
Француз стоек.
Г)Наступил на да замерз
русскую землю, на Березине.
4.Задание для второй команды:
«Собери» пословицу и подбери текст в котором отражается событие в этом высказывании.
А) Русь гусь летит святую на
Б) ехал при Ку фран бить зов цу ту зов
И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки поле на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный,сотрясение весьма великое:от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом.Однако Барклай де Толли, считая, что силы по – прежнему не равны,отдал приказ об отступлении.От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Враг бросает на фронт все новые силы и , не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает наши города и сёла,грабит и убивает советское население.
5.Индивидуальное задание »Восстанови пословицу» по словам ,записанным на табличках.
Труд - рыбка
Дружба - служба
Шило – мешок
Лает – кусает
6.Задание для третьей команды – разгадать головоломку.
7.Работа с залом. Пока команды работают, у меня вопрос к залу.
Игра « Найди смыслового близнеца»
Французские Русские
1.Скорбь не вылечит зла Слезами горю не поможешь
2.Для чего-то несчастье Нет худа без добра.
хорошо.
3.Укутанный кот никогда Без труда не вытащить и
не поймает мышь. рыбку из пруда.
4.Лучше иметь друга Не имей сто рублей , а имей
вместо денег. сто друзей.
5.Написанная буква Что написано пером, не
останется. вырубишь топором.
6.Волк умрёт в своей Как волка не корми, он всё-
шкуре. равно в лес смотрит.
8.Проверка команд и индивидуального задания.(слайды)
9.Работа с командами.
В 4 классе есть курс ОРКСЭ,на этих занятиях также можно использовать упражнения с пословицами и поговорками по библейским афоризмам. Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.
1.«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,ибо в этом закон»(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться).
2.»Не может дерево приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые»(Яблочко от яблони недалеко падает).
3.»А язык укоротить никто не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда»(Язык мой – враг мой).
4.»И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь»(В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает).
5.» Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт»(Что посеешь, то и пожнёшь).
10.Проверка задания третьей команды.(слайд)
«Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги».
(А.М.Горький)
11.Подведение итогов. Самооценка.
На столе разноцветные листки, выберите тот , который соответствует вашему эмоциональному состоянию, и напишите на нем одну из выбранных вами пословиц , которая отразит впечатление от урока.
Пословицы для самооценки.
1.Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
2.Повторенье – мать ученья.
3.Ученье- свет, а неученье – тьма.
4.Тот никогда не ошибается ,кто ничего не делает.
5.Лучше горькая правда,чем сладкая ложь.
6.Сделал дело,гуляй смело.
7.Век живи – век учись.
8.Идти в науку – терпеть муку.
9.На ошибках учатся.
10.Книга книгой,а своим умом двигай.
11.Учиться всегда пригодится.