Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
«Письмо солдату»
Методическая разработка мастер-класса по рисованию (из опыта работы на базе лагеря с дневным пребыванием детей «Орленок» МБУ ДО «Детско-юношеский центр)
Разработчик:
Миловичко Анастасия Александровна,
методист
МБУ ДО «Детско-юношеский центр»
Междуреченск, 2025 г.
Пояснительная записка
Сегодня, в условиях сложной геополитической обстановки, особое значение приобретает воспитательная работа среди подрастающего поколения, направленная на формирование гражданской позиции, патриотического сознания и нравственных ценностей. Один из эффективных способов достижения этих целей — проведение творческих мероприятий, связанных с поддержкой наших воинов-защитников. Создание рисунков-плакатов является ярким примером социально-значимой творческой активности, способствующей формированию бережного отношения к военной службе и героическому прошлому нашей страны.
Цель: укреплять духовно-нравственное воспитание школьников средствами искусства.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями оформления графических изображений и символов на примере праздничных открыток;
- развивать творческие способности и фантазию у ребят.
- активизировать интерес к военным профессиям и традициям почитания героев.
- совершенствовать мелкую моторику рук и художественно-изобразительную технику.
Оборудование и материалы
Для проведения мастер-класса необходимы следующие инструменты и материалы:
- кисти различных размеров (тонкая и широкая),
- набор гуаши (желтый, оранжевый, красный, синий цвета),
- простой карандаш и стёрка,
- шаблон плаката с изображением фигуры солдата (предоставляется организаторами),
- чёрные фломастеры или маркеры для надписей.
Ход мастер-класса
Приветствие и вводная беседа (5 мин.)
Педагог приветствует всех присутствующих и объявляет тему мастер-класса:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем создавать рисунки-плакаты, посвящённые солдатам. Такие плакаты помогают нам выразить своё отношение к служению Отечеству, проявить заботу и внимание к нашим защитникам. Давайте вместе попробуем создать красивые и яркие произведения!
Затем учитель проводит небольшую беседу о важности личного участия в поддержке армии и призывает задуматься над символическим смыслом создаваемых ими образов.
Инструктаж по выполнению работы (10 мин.)
Учитель демонстрирует подготовленный образец плаката и объясняет последовательность действий:
Перед каждым участником лежит заготовленный лист с рисунком фигуры солдата. Для начала возьмите чёрный маркер и аккуратно проведите надпись посередине верхней части листа одним предложением или цитатой. Например: «Мы гордимся тобой!», «Будь смелым и вернись героем!».
Примечание: Предложите ребятам самим придумать короткие тексты поздравлений или лозунгов, которыми они хотели бы поддержать наших военных.
Затем предложите детям приступить к оформлению фона рисунка:
Желтой краской нарисуйте горизонтальную линию внизу страницы — это линия горизонта.
Немного выше линии горизонта добавьте жёлтым маленький круг — это закат солнца.
Возьмите оранжево-красную краску и сделайте аккуратные лёгкие мазки вокруг круга, создавая эффект заходящего солнца.
Ниже солнечного диска тонкой кистью проведите красную полосу — это символизирует закат и небо.
Над красной полосой постепенно переходите к синей краске, плавно размывая границу между цветами. Там, где красная краска встречается с синей, образуется приятный фиолетовый оттенок.
Верхнюю часть рисунка покрасьте чистой синей краской.
Теперь смачивайте синюю краску небольшим количеством воды и проводите ею сверху, мягко соединяя её с белым верхним полем листа. Таким образом получится плавный градиент, имитирующий российский триколор.
После завершения фона учащиеся переходят к украшению плаката дополнительными деталями: веточками деревьев, облаками, звездами или символическими эмблемами Вооружённых Сил России.
Самостоятельная творческая деятельность (20 мин.)
Ребята приступают к самостоятельному выполнению работы согласно инструкциям педагога. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь и следит за качеством исполнения заданий.
Подведение итогов и выставка работ (10 мин.)
Завершив работу, дети представляют свои готовые плакаты всему классу. Педагог предлагает оценить лучшие работы, обсудить настроение и идеи, заложенные авторами в свои картины. По завершении участники фотографируются рядом со своими работами.
Таким образом, участие в данном мероприятии позволяет развивать творческий потенциал ребёнка, прививает любовь к искусству и формирует правильное понимание ответственности каждого гражданина перед своим народом и страной.


